МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте

    руслу, на этой фазе начинается столкновение стратегий и тактик

    индивидуального поведения.

    Восприятие ситуации как конфликтной сопровождается рядом эмоциональных

    переживаний: повышенная тревожность, переходящая в страх, желание

    сопротивляться, враждебные чувства, предубежденность и т.д. Эти переживания

    неизбежно влияют на поведение человека, что не остается незамеченным другим

    участником взаимодействия, и тот начинает тоже воспринимать ситуацию как

    конфликтную. Происходит обоюдный выбор поведения в коллективе.

    Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения,

    обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы

    членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы

    психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом

    конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если в результате этого

    события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью

    изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если

    пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы.

    Интересы весьма разнообразны, однако их можно представить в виде 4

    типов.

    Производственные интересы (связаны с конкретной деятельностью человека);

    Социальные интересы (связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней

    определенную неформальную позиции);

    Личностные интересы (связаны с представлением людей о жизни, о добре, зле,

    жизненных ценностях);

    Финансовые интересы (связаны с возможностью материального обеспечения).

    Причиной конфликта становятся действия или обстоятельства, которые

    привели к изменению интересов.

    Одной из причин конфликта является взаимозависимость задач, т.к.

    возможность конфликтов существует везде, где один человек зависит от

    другого человека (или группы) в выполнении задачи.

    Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и

    представлениях.

    Конфликты часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями (плохая

    коммуникация препятствует управлению конфликтом).

    И еще одна важная причина конфликтов( различия в психологических

    особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.).

    Итак, зная признаки, причины и условия возникновения конфликта, мы

    можем село перейти к анализу и разрешению конфликтной ситуации.

    Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий

    поведения в конфликтной ситуации.

    Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от

    конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не

    представляет для человека большей ценности, если ситуация может разрешиться

    сама собой, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта,

    но через некоторое время они появятся.

    Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисе: «Давайте жить дружно».

    «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта,

    конфронтации, призывая к солидарности. Отрицательные эмоции не проявляются,

    но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема

    накопившиеся эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся

    дисфункциональными.

    Принуждение. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния

    на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и

    традиционная власть.

    Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой

    стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в

    управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает

    недоброжелательность и позволяет быстро разрушить конфликт. Но через

    некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия

    компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми»

    решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может

    возникнуть вновь, т.к. осталась нерешенной породившая его проблема.

    Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на

    убежденности участников в том, что расхождение во взглядах( это неизбежный

    результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что

    правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг

    друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность

    проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

    Так, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за

    счет других, а ищет решение проблемы.

    Заканчивая, хотелось бы напомнить, что: конфликты порождаются

    определенным типом отношений между людьми, они являются вариантом развития

    этих отношений в определенных условиях. Зная законы этих отношений, мы без

    особого труда смоем обнаружить:

    а) подлинные причины конфликта в отличие от мнимых, лежащих на

    поверхности;

    б) предсказать поведение старшеклассников в ходе конфликта, вне

    зависимости от того что сами они об этом думают и как объясняют свои

    действия;

    в) предсказать последствия конфликта как для его участников, так и для

    себя лично.

    А если мы проведем параллель между развитием конфликта и мотивационной

    сферой старшеклассника, которая значительно влияет на тип реагирования в

    сложной ситуации, мы:

    г) выберем наиболее подходящий вариант действий по овладению ситуацией;

    д) и, наконец, будем действовать таким образом, чтобы негативных

    последствий было как можно меньше.

    Практическая часть

    В нашей практической части мы попытались выявить связь характером,

    темпераментом, мотивацией достижения, эмоциональным состоянием ученика, его

    интеллектом и степенью реагирования в конфликтной ситуации.

    Полученный при исследовании материал, конечно, не может дать

    представления об этой связи, однако при помощи наших методов мы можем

    довольно четко получить представление о типах мотивации и других личностных

    характеристик школьников старшего школьного возраста.

    Модель исследования.

    В качестве метода исследования мы различные тесты, позволяющие наиболее

    полно проследить психологические характеристики старшеклассника.

    В нашем исследовании мы использовали 6 тестов:

    Тест–Опроник Г. Айзенка, позволяющий выявить экстраверсии и интроверсии, а

    также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57

    вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для

    обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором

    приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель нейротизма,

    показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают суму балов

    (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»). При

    сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка

    результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2

    пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали

    откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной нейротизма (каждый бал

    равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на

    оси экстраверсии и оси нейротизма указывает на определенный темперамент

    личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так

    называемого «круга Айзенка», который приводится ниже:

    схема 1.

    |(нестабильный) |

    | |24 |

    |легко расстраивается, |чувствительный, возбудимый, |

    |тревожный, ригидный, |беспокойный, изменчивый, |

    |пессимистичный, сдержанный, |агрессивный, импульсивный, |

    |необщительный, тихий |оптимистичный, активный, |

    | | |

    |меланхолик |холерик |

    | | |

    |(интровертированный) |(экстравертированный) |

    |0 |24 |

    | |12 |

    | | |

    |флегматик |сангвиник |

    | | |

    |пассивный, осмотрительный, |общительный, контактный, |

    |рассудительный, |разговорчивый, |

    |доброжелательный, миролюбивый, |отзывчивый, непринужденный, |

    |управляемый, надежный, ровный, |жизнерадостный, не склонный к |

    |спокойный, стабильный. |беспокойству, склонный к лидерству. |

    | |0 |

    |(стабильный) |

    Тест-опросник К. Леонарда( Г. Шмишека. Он предназначен для диагностики

    типа акцентуации личности. Данный вопросник измеряет сплав базовых свойств

    индивидуальности: темперамента и характера.

    Тест состоит из 88 вопросов, на которые надо быстро ответить «да» или

    «нет». Для обработки результатов к каждой из 10 шкал, которые оценивают

    типы личности: тип демонстративный, педантичный, ригидный, возбудимый,

    гипертимичный, дистимический, сензитивный, циклотимический, аффективно–

    экзальтированный, эмотивный, относят «свои» вопросы. Необходимо сопоставить

    ответы школьника по каждой шкале с ответами. За каждое совпадение ставится

    1 балл. Затем считаем, сколько баллов у нас набралось по каждой из 10 шкал.

    Эту цифру необходимо умножить на поправочный коэффициент. Признаком

    акцентуации (яркой выраженности) черты является величина больше 12 баллов.

    Тест– опросник мотивации достижения А. Мехрабина (Адаптация М.Ш.

    Магомедэминова).

    Опросник служит для измерения результирующей тенденции мотивации

    достижения, т.е. разницу между выраженностью мотивов стремления к успеху и

    избегания неудачи. Опросник имеет 2 формы: для мужчин (форма А( 32

    вопроса), и для женщин (форма Б( 30 вопросов).

    Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон

    характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

    Чтобы оценить степень согласия или несогласия с каждым из утверждений,

    необходимо использовать следующую шкалу:

    +3 ( полностью согласен,

    +2 ( согласен,

    +1 ( скорее согласен, чем не согласен,

    0 ( нейтрален,

    –1 ( скорее не согласен, чем согласен,

    –2 ( не согласен,

    –3 ( полностью не согласен.

    Для обработки данных мы используем «ключ» и соотношения данных в

    опроснике. И на основе суммарного балла определяем, какая мотивационная

    тенденция доминирует.

    Тест Спилберга– Ханина для оценки эмоционального состояния.

    При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности на

    момент заполнения вопросника (РТ( реактивной тревожности), отражающий

    реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности,

    отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника

    состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

    Показатели реактивной и личной тревожности подсчитывается по формулам,

    данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:

    0– 30 баллов( низкая тревожность;

    31– 45 баллов( умеренная тревожность;

    выше 45( высокая тревожность.

    Тест Штура на определение уровня интеллекта у школьника старшего школьного

    возраста.

    Существует несколько форм этого теста, мы же ориентировались на форму

    А. Тест состоит из субтестов:

    «Осведомленность 1»( содержит 20 заданий, время выполнения 8 мин.

    «Осведомленность 2»( 20 заданий на 4 мин.

    «Аналогия»( 25 заданий на 10 мин.

    «Классификация»( 20 заданий на 7 мин.

    «Обобщение»( 19 заданий на 8 мин.

    «Числовые ряды»( 15 заданий на 7 мин.

    Для обработки результатов мы использовали «ключ» с правильными

    ответами. Индивидуальные показатели выполнения теста в целом являются сумма

    баллов, полученных при сложении всех наборов заданий и процентная

    характеристика.

    Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения

    старшеклассника в условиях противоречий.

    Тест предлагает 30 пар утверждений, описывающих тот или иной вариант

    выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в

    том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее

    примелем для него.

    Необходимо зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту

    поведения, который он выбрал. И для обработки результатов мы подсчитали

    каких цифр больше: 1...,2...,3...,4...,5...

    1( обозначает стратегию поведения соперничество;

    2( сотрудничество;

    3( компромисс;

    4( избегание;

    5( уступчивость.

    Данные тесты были предложены 7 школьникам 10-х и 11-х классов.

    Полученные результаты мы занесли в таблицу.

    | | | | | | | | |

    |№ |Имя |Акцен–туа|Темпера–м|мотива–ци|эмоцио–на|интеллект|страте–г|

    | | |ция |ент |я |льное | |ия |

    | | |личности | |достижени|состояние| |поведени|

    | | | | |я | | |я в |

    | | | | | | | |конфлик-|

    | | | | | | | |те |

    |1. |Алена |гиперти- |холерик |стремлени|умеренная|63 %, |соперни–|

    | | |мичный, | |е к |тревожнос|ближе к |чество |

    | | |экзальтир| |успеху |ть |успеху | |

    | | |о–ванный | | | | | |

    |2. |Витя |возбудимы|холерик |избегание|высокая |57 % |компро–м|

    | | |й, | |неудач |тревожнос|среднее |исс |

    | | |экзальтир| | |ть | | |

    | | |ованный | | | | | |

    |3. |Олег |демонстра|сангвиник|стремлени|низкая |61 % |сотрудни|

    | | |–тивный | |е к |тревожнос|ближе к |–чество |

    | | | | |успеху |ть |успеху | |

    |4. |Дима |гипертими|холерик |избегание|умеренная|60 % |сотрудни|

    | | |чный, | |неудач |тревожнос|среднее |–чество |

    | | |демонстра| | |ть | | |

    | | |тивный | | | | | |

    |5. |Таня |аффектив–|холерик |избегание|высокая |60 % |уступ–чи|

    | | |ный, | |неудач |тревожнос|среднее |вость |

    | | |экзальтир| | |ть | | |

    | | |ованный | | | | | |

    |6. |Алина |гипертими|холерик |стремлени|умеренная|60 % |компроми|

    | | |чный, | |е к |тревожнос|среднее |сс |

    | | |эмотивный| |успеху |ть | | |

    |7. |Ира |демонстра|сангвиник|стремлени|умеренная|65 % |сотрудни|

    | | |–тивный | |е к |тревожнос|наиболее |чество |

    | | | | |успеху |ть |успешно | |

    Анализ полученных результатов.

    В старшем школьном возрасте превалируют гипертимический,

    демонстративный, и аффективно- экзальтированный типы личности.

    Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к

    холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного

    сангвиника. Мотивация достижения у школьников старшего школьного возрастав

    основном характеризуется как стремление к успеху.

    Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды

    тревожности, но умеренная тревожность превалирует.

    Мы исследовали школьников, которые в школе учатся неплохо, но и не

    отличники, кроме одной девочки, которая достигла наибольшего успеха в

    прохождении теста Штура на интеллект. Остальные результаты: 2 результата(

    близкие к успеху, остальные средние по успешности.

    Самую разнообразную картину можно наблюдать в исследовании поведения в

    конфликте.

    Проводя данное исследование, мы заметили следующие особенности:

    Стратегия поведения у старшеклассников, имеющих демонстративный тип

    личности, который характеризуется стремлением выделиться, быть в центре

    внимания, обладает способностью завоевывать расположение окружающих. Все

    эти ученики экстравертированные с умеренной или даже низкой тревожностью, в

    основном у них средние показатели интеллекта, однако мотивация достижения у

    2х стремление к успеху, а у одной избегание неудачи, т.е. он проявляет

    неуверенность в себе, не испытывает удовлетворения в деятельности, боится

    критики.

    Анализируя наши исследования дальше мы заметили, что 2 школьника имеют

    стратегию поведения в конфликте( компромисс. Общее в типах личности этих

    учеников их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по

    темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У девушки умеренная

    тревожность, а у юноши очень высокий уровень личностной и ситуативной

    тревожности и как следствие мы можем наблюдать у него мотив избежания

    неудач, так как боязнь неудачи, характерная черта высокотревожных людей и,

    кроме того, они хуже работают в условиях дефицита времени, отведенного на

    решение задачи. И если мы посмотрим в нашу таблицу, то увидим, что у этого

    юноши самый низкий процент выполненных заданий.

    Те же факты мы можем проследитьу девушки по имени Таня. У нее также

    очень высокий уровень тревожности и мотив избегания неудачи, которые как

    нельзя лучше оправдывают ее стратегию поведения в конфликте( уступчивость.

    Проводя наши исследования мы столкнулись еще с одним типом поведения в

    конфликте. Этот тип поведения у очень яркой девушки с гипертимичным типом

    личности, который характеризуется высокой активностью и предприимчивостью,

    общительностью, оптимизмом. Она яркий холерик с устойчивым

    мотивом(стремление к успеху. У нее довольно высокий уровень интеллекта и за

    счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять ее точку

    зрения.

    Итак, проводя наши исследования мы выяснили, что тип поведения в

    конфликте напрямую связан с акцентуацией личности, ее темпераментом. Очень

    ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния школьника

    зависит и его мотивы достижения и его работы в стрессовой ситуации.

    Подведя итоги нашей практической части необходимо отметить, что от типа

    мотивации, эмоционального состояния, темперамента и характера личности

    зависит степень выраженности спожную ситуацию.

    Заключение

    В нашей работе мы рассматривали личность школьника старшего школьного

    возраста и социальную ситуацию ее развития. Мы выяснили все новшества и

    изменения в личностных характеристиках в этом возрасте.

    Во второй части мы исследовали влияние мотивационно - потребностной

    сферы старшего школьника на возникновение конфликта и выяснили, что от

    личностных характеристик старшего школьника (характер, темперамент,

    интеллект), от эмоционального состояния и типа мотивации зависит степень

    выраженности реакции на ситуацию.

    Здесь же мы рассмотрели конфликт, его виды, причины, признаки и

    механизм его развития.

    В ходе 2 главы мы выяснили, что для разрешения конфликта с наименьшими

    негативными последствиями необходимо знать психические характеристики

    личности; необходимо уметь анализировать конфликт и отличать конфликтную

    ситуацию от инцидента. Также нужно помнить о межличностных стилях

    разрешения конфликтов.

    В нашей практической части мы на примерах доказали связь между

    мотивационно - потребностной сферой старшего школьника и степенью его

    реагирования в сложной ситуации. Моделью нашего исследования было

    тестирование, которое позволяет наиболее глубоко исследовать личность

    старшего школьника.

    Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь

    с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.

    Существует много литературы по данному вопросу, однако даже единого

    определения конфликта мы найти не сможем. Исследовать конфликт и его связи

    можно до бесконечности. В нашей работе была попытка глубоко и основательно

    рассмотреть конфликт и его связь с мотивационно - потребностной сферой.

    Библиография

    1. Вересов, «Формула противостояния или как устранить конфликт в

    коллективе», М., Изд-во «Флинта», 1998, 112 с.

    2. Витис Кариса Вилинас, «Психологические механизмы мотивации человека»,

    М., Изд-во МГУ, 1990.

    3. Дамакин, Л.Я. Дяченко, В.И. Сперанский, «Конфликты и технологии их

    предупреждения», Белгородский центр соц-х технологий, 1995,316 с.

    4. Крошук, «Личность в конфликте на материале исследования шахматного

    творчества», Саратов, 1976.

    5. Левитов, «Психология характера», М., «Просвещение», 1969, 424с.

    6. Немов , Психология, 1-й, 2-й том, М., Высшая школа, 1997.

    7. Платонов, «Краткий словарь системы психологических понятий», М., Высшая

    школа, 1984, 174 с.

    8. Практическая психология, под ред. д-ра псих. наук, проф. акад. БПА, М.К.

    Тутушкиной, Изд-во «Дидактика плюс», 1997, 336 с.

    9. Хайнц Х., «Мотивация и деятельность», М., Педагогика, 1986.

    10. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В. Петровского.(М.,

    «Просвещение», 1977, 528 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.