МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте

    особенностей людей, в нем участвующих, их уровня культуры, социальной

    воспитанности.

    В поведении человека выражается сознательность в том, что он понимает

    принципы и правила поведения, т.е. как надо себя вести, и он действительно

    ведет себя согласно этим принципам и правилам, проявляя при этом немало

    силы характера: настойчивости, выдержку и т.п. Факты, показывающие, что

    один и тот же человек проявляет разные, а иногда и противоположные черты

    характера (например, на работе и в семье), часто находят свое объяснение в

    различных условиях осознанности, осмысливания человеком моральных

    требований к себе в разных областях жизни.

    Мыслительные процессы и другие проявления интеллекта, влияют на

    деятельность и на черты характера человека. Для характера, его

    направленности и волевых черт, очень важна ясность цели. Но нельзя сколько-

    нибудь ясно ставить перед собой цель, понимая этой цели, не выделяя ее

    среди многих других как объект своих стремлений. То, что на житейском языке

    называют бесхарактерностью, часто оказывается прежде всего

    непродуманностью, неосновательностью , своего рода случайностью стремлений,

    не контролируемых рассудком.

    Интеллект( свойство личности, выражающееся в способности глубоко

    отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их

    существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании

    опыта. Интеллект проявляется во всех процессах, но в первую очередь в

    мышлении и творческом воображении. Наиболее ярко он обнаруживается при

    самостоятельном решении новых проблем.

    Однако отношение между умственной и волевой сторонами личности сложное.

    Действительно, люди с сильным характером нередко оказываются и умственно

    развитыми людьми, и, наоборот, крайне слабохарактерные или «бесхитростные»

    люди обычно не обладают высоким умственным развитием. Но, кроме этих крайне

    положительных и отрицательных случаев, имеются случаи расхождения или

    неполного соответствия между интеллектом и волей, объясняемые

    неправительностями, чаще всего односторонностью воспитания.

    В единстве с интеллектом, одаренностью характер приобретает силу.

    Случаи расхождения между ними находят свое объяснение не в том, что это

    своего рода закон природы, а прежде всего в условиях формирования

    характера. При правильном воспитании характер развивается в единстве с

    интеллектом.

    Подытоживая рассмотрение роли интеллекта в становлении характера и как

    следствие, типа реагирования в конфликтной ситуации следует отметить, что

    существует интеллект познавательный, профессиональный, а также социальный.

    Сознательный интеллект, умение решать проблемы межличностных отношений,

    находить рациональный выход из ситуации. В нашем случае от социального

    интеллекта старшеклассника зависит развитие конфликтной ситуации.

    Мы подошли наконец, к самому субъекту нашего исследования( конфликту.

    Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию, необходимо знать не только

    личностные характеристики человека (рассмотренные ранее), но и, конечно,

    знать понятие конфликта, но признаки и причины возникновения. И тогда,

    сложив наши знания воедино, мы сможем:

    правильно, психологически грамотно и точно анализировать любой групповой

    конфликт;

    находить и реализовать наиболее эффективные способы разрешения;

    сохранить нормальный психологический климат в коллективе.

    Но прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует

    разобраться в том, что такое конфликт.

    В нашем сознании со словом «конфликт» ассоциируются такие малоприятные

    вещи, как «ссора», «скандал», «спор», «конфронтация», «выяснение отношений»

    и т.д.

    Ссоры и скандалы, бесспорно связаны с конфликтами. Это( формы и виды

    проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения

    между людьми иногда (но далеко не всегда) проявляются. Ссора или скандал

    без конфликта не существует, они являются своеобразными показателями того,

    что конфликт есть. А вот конфликты без ссор и скандалов( запросто.

    Например, в тех случаях, когда человек желает сделать что-то, но это

    желание вступает в конфликт со страхом перед наказанием, конфликт есть,

    ссоры или скандала ( нет. И этот конфликт, как впрочем, и любой другой,

    рано или поздно должен каким-то образом разрешиться. Человек либо

    отказывается от своего желания, либо действует по принципу «Если нельзя, но

    очень хочется, значит можно», либо действует, не задумываясь о последствиях

    (побеждает желание). Здесь можно провести параллель с рассмотренной ранее,

    мотивационной сферой старшеклассника.

    Современная психология определяет конфликт, как «острое столкновение

    противоположных позиций в процессе взаимодействия людей». Это наиболее

    общее определение из всех имеющихся. Абсолютно любой конфликт «подпадает»

    под это определение.

    Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений,

    взглядов, идей, интересов, точек зрения. А как мы выяснили, потребность в

    выражении своих мнений и идей особенно актуальна в старшем школьном

    возрасте. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше

    альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта.

    Это, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный

    характер. Просто некоторые конфликты могут способствовать развитию

    взаимоотношений и принятию обоснованных решений, также конфликты называют

    функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и

    принятию решений, называют дисфункциональными. Так, что нужно не раз и

    навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться

    ими правильно управлять. Для этого надо понимать их причины, уметь их

    анализировать.

    Приспособление личности к деятельности( состояние динамического

    неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это постоянно

    нарушается. Если при этом возникает состояние более или менее длительной

    дезинтеграции личности, выражающегося в обострении существовавших ранее или

    в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами,

    отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние

    обозначается как психологический конфликт. В психологическом конфликте

    нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и

    острый характер. Не всякое нарушение приспособления личности к деятельности

    связано с психологическим конфликтом. Психологический конфликт возникает

    лишь при определенных специфических условиях. Условия эти одновременно

    внешние и внутренние.

    Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что

    удовлетворение каких-то глубоких и активных мотивов и отношений личности

    или становится вовсе невозможным, или становится под угрозу. Внешние

    условия конфликта в жизни любого человека, в любом обществе возникают с

    неизбежной необходимостью. Во-первых, уже в силу борьбы с природой

    возникает неизбежные трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и

    отношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью

    порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов. Этот вечный

    рост и развитие не удовлетворенных еще мотивов необходимое условие

    общественного развития . И, наконец, одним из наиболее важным внешних

    источников конфликтов является то, что общественная жизнь с необходимостью

    требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких

    и активных, как например, стремление к сохранению жизни. Поэтому, хотя

    содержание и характер внешних условий конфликта очень различны в

    зависимости от общеисторических и биографических условий, их возникновение

    неизбежно и необходимо.

    Однако, сами по себе взятые, все перечисленные внешние условия,

    препятствующие удовлетворению мотивов и отношений личности недостаточны для

    возникновения психологического конфликта. Даже смертельная опасность может

    не быть источником психологического конфликта. Психологический конфликт

    возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные

    внутренние условия.

    Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию

    между различными мотивами и отношениями личности, например, долга и личных

    интересов, или к противоречию между возможностями и стремлениями личности.

    Точно также трудности и препятствия при удовлетворении мотивов вызывает

    конфликт лишь в том случае, если эти трудности порождают какие-либо новые

    противоположные мотивы. Точно также и общественные запреты вызывают

    психологический конфликт только тогда, когда они осознаются как должные,

    справедливые, необходимые.

    Итак, мы выявили условия возникновения конфликтов, но не обратили

    внимания на признаки конфликта. А ведь только зная эти признаки, мы сможем

    определить: есть в нашем коллективе, семье или в душе конфликт или нет.

    Первым признаком конфликта является наличие, существование

    противоположных позиций (позиция( это то, что заставляет человека

    действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желание, мотивы,

    убеждения и т.д.).

    Понятно, что у разных членов коллектива разные стремления и интересы,

    и, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью

    совпадать. Это нормально и сам по себе факт наличия в коллективе различных

    позиций по каким-то вопросам еще не является признаком конфликта. А вот

    когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, то

    дело принимает другой оборот.

    Для того чтобы мы могли с уверенностью сказать, что конфликт есть, мало

    зафиксировать наличие противоположных позиций. Нужно, чтобы произошло

    столкновение между этими позициями.

    Конечно, в какой форме будет проходить это столкновение, важно лишь

    есть оно или нет. Вторым существенным признаком любого конфликта является

    именно столкновение противоположных позиций.

    Для того чтобы овладеть конфликтом мы совершаем определенные действия.

    Они могут быть эффективными, а могут быть не эффективными. Наши действия по

    овладению конфликтом будут эффективными при одном обязательном условии, а

    именно, если в результате наших действий:

    а) останавливается или прекращается столкновение противоположных

    позиций;

    б) позиции перестают быть противоположными.

    Если мы, в ходе наших действий, сможем получить этот результат, то это

    будет означать, что нам удалось остановить неблагоприятное развитие

    ситуации и что мы овладели конфликтом.

    Однако бывают ситуации, когда одни и те же действия по овладению

    конфликтом, мы в одном случае, получаем результат и конфликт прекращается,

    а в другом случае, эти действия остаются безрезультатными, а то и вовсе

    «подливает масла в огонь», ухудшая и без того напряженную ситуацию. В чем

    же дело?

    Прежде всего, в том, что одинаковых конфликтов не существует, а значит

    не существует и универсального способа их разрешения. И только лишь полный

    анализ конфликта позволит активно воздействовать на ситуацию и изменить ее.

    Ведь как бы не отличались друг от друга, например, 2 березовых листа(

    цветом, величиной или формой, они остаются листьями березы, а не ольхи или

    дуба. Они отличаются от листвы ольхи или дуба своими собственными, только

    им присущими признаками. Если мы знаем эти характерные отличительные

    признаки, то, после непродолжительной тренировки, мы без особого труда

    сможем отличить лист березы от листа дуба или ольхи.

    Точно также и конфликты. Дело в том, что существует несколько видов

    конфликта, и каждого типа есть свои собственные устойчивые признаки и

    черты, характерные только для этого типа.

    Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный,

    между личностью и группой, и межгрупповой.

    Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью

    соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта

    являются не люди, а различные психологические факторы, внутреннего мира

    личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности,

    мотивы, ценности, чувства и т.д.

    «Две души живут в моей груди...»( писал Гете. И этот конфликт может

    быть функциональным или дисфункциональным, в зависимости от того, как и

    какое решение принимает человек и принимает ли его вообще. Буриданов осел,

    например, так и не смог решить, из какого мешка поесть, из того, который

    слева, или из того, который справа. Порой в жизни, не умея решать

    внутренние конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу.

    Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Часто

    встречаются люди, которые из-за различия в характерах: взглядах, манере

    поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более

    глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные

    причины. Чаще всего это( борьба за ограниченные ресурсы: материальные

    средства, производственные площади, время использования оборудования,

    рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается

    именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и

    подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель

    предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что

    подчиненный бездельник, не имеющий или не желающий работать.

    Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации)

    устанавливают свои номы поведения, общения. Каждый член такой группы должен

    их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как

    негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой

    распространенный конфликт этого типа( конфликт между группой и

    руководителем. Наиболее тяжелы такие конфликты протекают при авторитарном

    стиле руководства.

    Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и

    неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например,

    между руководителем и исполнителями, между неформальными группами внутри

    подразделений, между администрацией и профсоюзом.

    Все действия участников конфликта, даже на 1й взгляд кажутся

    непонятными, нелогичными или случайными, на самом деле вполне понятны,

    логичны, и далеко не случайны, если их рассматривать не самих по себе, а в

    рамках внутренней логики самого конфликта, как конкретные проявления его

    общего механизма.

    С точки зрения анатомии конфликта, столкновение противоположных позиций

    может иметь 2 формы:

    а) скрытое, неявное столкновение; и б) открытое явное столкновение

    противоположных позиций.

    Практически любой конфликт( и внутриличностный, и межличностный и

    групповой( начинаются со скрытого столкновения противоположных позиций. В

    том случае, его не удастся погасить, через некоторое время скрытое

    столкновение переходит, перерастает в столкновение открытое. Каждый этот

    этап имеет свое название. Первый этап( скрытое столкновение называется

    конфликтной ситуацией, второй этап( открытое столкновение( называется

    инцидентом.

    В ходе конфликта инцидент не может произойти без предшествующей ему

    конфликтной ситуации. Причем, инцидент не может начаться, пока конфликтная

    ситуация не пройдет все необходимые стадии своего собственного развития и

    пока внутри конфликтной ситуации не созреют все необходимые предпосылки для

    начала инцидента. И, конечно, необходимо упомянуть то , что конфликт

    является управляемым только до тех пор пока он находится на этапе

    конфликтной ситуации. На этапе инцидента конфликт почти совершенно

    неуправляем.

    И если мы хотим овладеть им, то первая наша задача( научится

    обнаруживать конфликтную ситуацию до того, пока конфликт не перешел на

    уровень инцидента. А для этого необходимо знать с чего начинается

    конфликтная ситуация и как она развивается.

    Существует 3 разных стадии, этапа определяющие развитие отношений в

    конфликтной ситуации:

    Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной. Зачастую

    достаточно, чтобы осознание было совершенно одним из участников

    взаимодействия. Понимание, что назрела конфликтная ситуация, требует

    мобилизации имеющихся в распоряжении сил, чтобы либо добиться желаемой

    цели, если речь идет о человеке, выступающем как активное начало, либо

    обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном

    участнике взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что определение

    участником ситуации как конфликтной само по себе становится механизмом

    отсекающим все стратегии поведения, не соответствующие этому состоянию

    системы и «включающем» те альтернативы, которые могут нужным образом

    структурировать взаимодействие при данном состоянии.

    Выбор стратегии, структурирующий ход взаимодействия в конфликтной ситуации.

    В этой фазе взаимодействия каждый из участников намечает определенную линию

    поведения, которая несколько позже оформляется как общая стратегия. Именно

    на этом этапе кто-то из участников может принять решение о выходе из

    системы отношений, и таким образом, конфликтная ситуация будет

    элиминирована за счет распада системы. Возможен и просто отказ от каких-то

    условий, их «снижения», чтобы избежать обострения, или наоборот,

    выбирается стратегия, направленная на получения максимума желаемого.

    Выбор действий в рамках общей стратегии взаимодействия. Стратегия выбрана,

    есть негласные правила, направляющие взаимодействие по тому или иному

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.