Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета
В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-
зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность,
находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и
чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а
также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer
(1997), также установили, что студенты страдают от академической
неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым
ими использованием Интернет.[27]
6.2 Причины Интернет - зависимости[28]
К.Янг, исследуя Интернет[29] - зависимых, выяснила, что они чаще всего
используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %),
WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1).
Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с
общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения
информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail,
ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании
было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются
преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать
информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет -
зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые
позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми
людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет -
зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.
Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили
те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является
общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются
скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить
две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради
общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие
группы Интернет - зависимых не выделялись.
Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее
привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% -
доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования (см
диаграмму 2).
По данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения
социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной
группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию
окружающих , получения признание окружающих.
Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение
человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в
Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим
собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому
приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу,
человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет
позитивной социальной идентичности.
По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет -
зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск
путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о
религии, абортах, наркотиках и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не
могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам.
В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения,
конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее
досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть
замаскирована.
Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по
тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В
этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему
непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle,
"компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация)
создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы".[30] Далее,
потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в
нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности
форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места
жительства.
Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-
зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться
психопатологией: Кимберли Янг установила, что различная степень депрессии
коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше
других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной
поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного
взаимодействия в реальности.
Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей
(Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет,
которые связаны с поиском информации) по результатам исследования К. Янг
нельзя сделать никакого однозначного вывода.
В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении
ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере
общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в
Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может
говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают,
а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать
определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность
реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает
некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в
реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости
необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, К. Янг и
И. Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым
стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией).
Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через
выделение определенных свойств личности, которые делают ее
предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а
также через сопоставление различных видов зависимости (наркозависимостей,
патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.)
и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости.
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ
МИР ОБЩЕНИЯ.
§ 1. Результаты исследования поведения в Интернете.
Общая информация.
Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года.
Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической
сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных
психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта
http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток
испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был
анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как
computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых
соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса
составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с
icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в
Фидо).
Основные результаты первого этапа обработки данных.
На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по
всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав
опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным
окружением; связь социально-демографических параметров и различных
показателей общения в Интернете.
Социально-демографический состав респондентов.
Пол.
Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько
смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете
женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что
соответствует результатам, полученным относительно социально-
демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди
ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.
Возраст.
Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к
результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого
года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам
опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по
сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло
участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых
(старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем,
что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с
относительно молодой аудиторией.
Время, проводимое в Интернете в неделю.
Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28,
9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов
Стаж использования Интернета.
Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца),
при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.
Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное
социальное окружение, дало следующие результаты:
А. В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить
эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от
грусти и одиночества), чем в Интернете.
Б. В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться
или просто провести время.
В. Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в
меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.
Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной,
нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь,
предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное
"смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в
реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок
самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая
о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку.
Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с
окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с
этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково
безразличны к человеку.
Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как
источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем
больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает
сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере
увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими
знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают
традиционную Реальность.
Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода
объективными переменными - социально-демографическим статусом и
количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:
А. Женщины по сравнению с мужчинами:
- имеют меньший стаж использования Интернета
- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я
не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").
- Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую
раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я
могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").
Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть
таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.
Б. Чем старше респондент, тем более вероятно, что:
- у него меньше ников (псевдонимов);
- он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;
- он Интернет-зависимый;
- он проявляет активность при общении в Сети;
- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки;
- он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя,
не заботясь о мнении окружающих.
Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более
младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы
общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного
подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать
себя в разных ролях и разных группах.
Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40
лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее
всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное
окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от
Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости,
скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого
плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни,
следовательно, я не сумею получить ее и по Сети."
В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового
поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность
среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте
общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее
исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов
поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста -
исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что
респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать
мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей
степени свойственна Интернет-зависимость.
В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более
вероятно, что:
- это мужчина
- он проводит там больше времени в неделю
- он познакомился по сети с большим количеством людей
- он чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.
Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто:
чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что
он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это
выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а
среди таких людей большинство мужчин.
За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом
сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству
эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами,
он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно
часто проверяя почту.
Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно,
что:
- у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей
и чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем
поговорить
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные
минуты.
(при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно
связана с количеством времени, проводимого в сети.)
Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего
стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было
сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и
восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то,
возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в
Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых
знакомых.
Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:
- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим
количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;
- он не Интернет-зависимый;
- ему относительно мало лет ;
- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей
эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников
или нет их вообще.
Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно
объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше
творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без
необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более
выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-
зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые
находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают
потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть
асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке
алкоголя, для которых само опьянение является целью.
В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между
количеством ников и восприятием реального окружения как источника
эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс
игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по
критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть,
возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него,
чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные
минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое
реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной
поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной
поддержки.
Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций
и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|