Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств
литература при помощи слова создает реальное живое бытие, или то, что
называется «художественная действительность». Литературные произведения
делятся на три рода: эпос, лирику и драму. К эпической литературе относят
жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям
относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал,
стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К
драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия, комедия, фарс,
трагикомедия и другие.
Музыка — вид художественного творчества, использующий в качестве
средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.
Музыкальный звук — это результат творческой деятельности как человеческого
сознания, так и определенного развития художественной культуры общества.
Содержанием музыки выступают художественно-интонационные образы, которые
проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является
главным выразительным средством музыки.
Синтез искусств
Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание,
органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся,
самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат
взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между
собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую
реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является
противоречие, конфликт, преодоление.
Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного
творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез
искусств необходимо понимать в двух смыслах:
1) как историческую категорию, отражающую содержание
художественных целостностей, сложившихся на определенном
этапе развития искусства в результате постоянного процесса
интеграции (наряду с процессом дифференциации);
2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и
анализу.
Синтез искусств осуществляется под эгидой одного вида искусства и
опирается на свойственную ему образность. Отсюда типологически синтезы
различаются на пластический, театральный и кинематографический. Некоторые
синтезы – в Приложении 1.
В основу пластического синтеза искусств заложено архитектурное
сооружение (здание, архитектурный комплекс). Оно дополняется монументально-
декоративной скульптурой (статуи, рельефы, лепной декор и т. д.), живописью
(фрески, панно, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также
произведениями декоративно-прикладного искусства (народные промыслы и
промышленный дизайн), которые развивают и конкретизируют собственно
архитектурный образ.
Синтез искусств все время расширяется, что в свою очередь предоставляет
художественному творчеству новые возможности и резервы в освоении мира, в
эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно
новых духовных ценностей.
Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной
деятельностью во многом способствует решению общего психологического,
творческого развития личности ребенка, развития его способностей и
индивидуальности и, конечно, формирования эмоционально-эстетического
отношения к действительности.
Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания
современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного,
формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить
произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и
богатство родной природы.
Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются
врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания.
Уже грудной младенец тянется к блестящему и к красочным предметам, со
второй половины первого года жизни начинает проявлять чувство радости при
восприятии различных игрушек и действий с ними, особенно, если эти игрушки
служат для игрового общения со взрослыми на появление которого ребенок
реагирует общим комплексом оживления.
Ребенок преддошкольного возраста живет, как бы на поверхности явлений,
находится во власти внешний впечатлений. Его легко привлечь, но также легко
отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции не
устойчивы, что объясняется общим не высоким развитием ребенка. Но к концу
преддошкольного возраста дети уже могут переживать элементарные
эстетические чувства. Начальная творческая деятельность ребенка относится
примерно к 3хлетнему возрасту. Способность и потребность в художественном
творчестве появляются раньше, чем к научному, техническому и другим видам
творческой деятельности. Следовательно, именно художественное творчество,
точнее, его отдельные виды, дает ребенку раннего возраста возможность
наиболее легко выразить то, что им владеет. В этом отношении онтогенез
обнаруживает определенное сходство с филогенезом. Раньше всего ребенок
обычно проявляет склонность к рисованию, лепке, песенно-музыкальному,
танцевальному, а также к поэтическому искусству.
За годы школьного детства, благодаря целенаправленному обучению
происходят серьезные сдвиги в развитии эмоций ребенка, начинают проявляться
устойчивые чувства и привязанности, расширяются связи с окружающим миром,
становятся более разнообразными формы эмоционального отклика. Т.е., когда
ребенок становится школьником, у него возникает новый период в формировании
и развитии эстетических чувств. Дети 7летнего возраста чрезвычайно
эмоциональны, впечатлительны, непосредственны. Яркие впечатления оставляют
у них глубокий след надолго. Детям этого возраста свойственно конкретно-
образное мышление. Эта особенность младших школьников создает особо
благоприятные условия для воздействия на них доступными средствами
искусства.
Эмоциональная, эстетическая сторона обучения всегда должна быть в поле
зрения учителя, недопустимо «засушивать» учебный процесс. Если это
допустить, уже в младших классах угаснут любознательность ребенка и его
желание учиться. Другой пагубный результат недооценки эмоционального и
эстетического развития – то, что человек при значительном запасе знаний
может оказаться по характеру своих чувств и эстетических вкусов отсталым.
Без интенсивности и глубины переживаний, без утонченности эмоциональных
реакций, без развития эстетических чувств невозможен полноценный
мыслительный процесс, невозможно подлинное творчество. В результате
эстетического развития у младших школьников формируется чувство
прекрасного, которое существенным образом определяет его поведение,
отношение к людям, к труду, к жизни в целом. Не только природа, человек, но
и произведения искусства, явления жизни будут восприниматься им не в черно-
белом варианте, а многоцветно, многогранно, со всеми оттенками проявлений.
Для детей младшего школьного возраста характерна подвижность восприятия,
фантазирование, для нас иногда кажущееся непонятным, странным. Такое
фантазирование развивает творческие способности. Без детского
фантазирования путь к произведениям искусства может оказаться закрытым.
Содержание эстетического восприятия у младших школьников зависит от
следующих факторов.
Во-1х, содержание эстетического восприятия зависит от индивидуальных
качеств школьника как субъекта восприятия, от типа нервной системы и
соответствующего ей темперамента, от уровня эстетического и общего развития
школьника. В соответствии с этим содержанием эстетического восприятия на
разных его этапах у детей будет разное, как будут неодинаковыми и возникшие
в процессе восприятия представления.
Во-2х, от физических и эстетических свойств объекта восприятия. Цвет
предмета, его окраска, форма, очертание, его физические свойства
воспринимаются и оцениваются эстетически.
В-3х, содержание эстетического восприятия зависит от тех условий, в
которых совершается этот процесс. Сама соответствующая обстановка создает у
детей определенный психологический настрой, подготавливает их к восприятию
и тем самым способствует появлению яркого и содержательного восприятия.
В-4х, в содержательности восприятия существенную роль играет
произвольность или непроизвольность внимания, направленного на объект
восприятия, намеренность или случайность выбора данного объекта. Если
учителем возбужден интерес к объекту восприятия и направлено внимание
именно на него, то и сам процесс восприятия проходит эффективней.
В-5х, большое значение имеет временной фактор. Восприятие совершается
во времени. Этапы эстетического восприятия ребенком объекта,
последовательность, одновременная или частичная повторяемость, краткость
или продолжительность процесса восприятия делают в сочетании с другими
условиями восприятия или более богатым, эстетически полноценным, или
эстетически обедненным.
В-6х, от содержания учебного материала на уроках искусства, от методов,
приемов и средств обучения, применяемых педагогом. Они должны быть
насколько активными, максимально развивающими и настолько же корректными,
учитывая специфику художественного творчества и детскую психологию.
Характеристики эмоционально-эстетического отношения к музыке как
отношения общения и действия.
Чтобы обеспечить развивающий эффект экспериментального обучения важно
выделить исходную детскую деятельность, соответствующую показателям
развитого эмоционально-эстетического отношения к музыке. Для этого мы
обратимся к анализу эстетической основы художественного произведения. Эта
основа, согласно экспрессивной концепции искусства, понимается как
эстетическое переживание. При таком подходе музыкальная форма, как любая
другая художественная форма, выступает выражением особого типа
эмоциональных отношений личности к миру. Следовательно, произведение
искусства может быть представлено как содержательная форма - не только
причина, вызывающая у ребенка эстетические чувства, но источник и исходная
форма детского эстетического чувства, его материальное выражение. Иными
словами, содержательной художественную форму делает способ деятельности
творца произведения - способ эмоционально-эстетического самовыражения.
Музыковедческие и эстетические работы позволяют представить музыкальное
произведение как особую форму эмоциональной деятельности людей. Она
складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и
сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным
произведением выражается в специфике эстетического музыкального действия,
слушания и исполнения музыки. Оно становится средством эмоционального
общения. Важным моментом при этом выступает рефлексия на способ общения.
Исходной деятельностью по формированию эмоционально-эстетического отношения
к произведениям искусства у детей является сопереживание художественному
произведению и самовыражение в нем посредством элементов художественного
языка. Сопереживание и самовыражение проявляются как выразительные
движения детей. Для музыки они выступают в интонационной вокализации, в
ритмических движениях. Кроме того, сопереживание и самовыражение
проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства.
Эстетическое чувство как форма общения. В исследованиях М.И.Лисиной и
ее сотрудников можно почерпнуть некоторые представления об особенностях
эмоционального общения. Эмоциональное общение выступает как проявление
одной из фундаментальных потребностей человека в себе подобном, потребности
в личностном отношении. Предметом общения выступает другой человек. Общение
в этом понимании, согласно М.И.Лисиной, не сливается с его пониманием как
совместной деятельности самих детей или детей со взрослым и не
отождествляет ее с различными формами (труд, ученье, игра). Оно выступает
аффективной (мотивационной) частью. Эмоциональное общение - это «обмен
энергиями». Оно характеризуется особой потребностью в человеке как
личности. Эта нужда в универсальности, богатстве и уникальности другого
выступает как любовь, нежность, тревога, сомнения, ласка, радость и другие
чувства в их собственно человеческом выражении. Форма выражения делает
чувства, возникающие в процессе общения, эстетическими. Чувства людей,
воплощенные в музыкальной форме на протяжении истории культуры, становятся
предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, тем самым
развиваясь на уровне родовых.
Эмоциональное общение предполагает способность к сопереживанию и
самовыражению людей. Эстетическое эмоциональное общение опосредуется
художественным предметом (музыкой) и имеет выработанные культурой формы
(пение, исполнение, слушание).
Эстетическое чувство как способ деятельности. Способы
художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если
представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для
ребенка формами выражения его сопереживания (слушание) и самовыражения
(пение, исполнение).
Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях
руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге в момент звучания музыки.
Психологическим обоснованием связи музыки и цвета в жесте послужило явление
синестезии.
Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием
раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого.
При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы.
Использование движения при восприятии музыки - широко
распространенный в музыкальной педагогике прием. Он активно применяется при
формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте
известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами
эмоционально-эстетической деятельности.
Эстетическое чувство как рефлексия. Эстетическое чувство как рефлексия
выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание
собственного сопереживания. Перевод непосредственного сопереживания ребенка
в опосредованное происходит благодаря символизации, которая превращает
чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку.
Ребенок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению.
Предметом общения становится его собственное чувство. Устанавливается связь
между музыкой композитора и детским чувством. Устанавливается связь между
чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными
компонентами воспроизведения музыкальной формы.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности
подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее
формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного
воспитания в социальном воспроизводстве человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для проверки гипотезы я проводила констатирующий эксперимент,
включавший в себя диагностические методики, в результате которых
определились проблемы и недостатки у детей, которые я пыталась решить и
корректировать в формирующем эксперименте. Он включал в себя ряд заданий,
направленных на решение определенных задач. Для определения роста детей,
возможности синтезов, их значимость и полезность был проведен последний,
контрольный эксперимент.
КОНСТАТИРУЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
1. А) Интервьюирование родителей с вопросами об интересах, склонностях
детей в различных видах художественной деятельности (Приложение 2).
Цель: выявить роль родителей и родительского слова в жизни младшего
школьника. Большинство родителей считают, что их дети с охотой ходят в
школу, т.к. нравится учитель, учиться, интересно, хорошие отношения с
одноклассниками. Любимыми предметами считают чтение и физ-ру, а способности
проявляются в математике, чтении. Дети, по словам родителей, артистичные,
танцевальные. Они посещают художественную школу, танцевальную, спортивные
секции и родители утверждают, что мнение ребенка в этом учитывалось. В
свободное время дети читают, рисуют, играют на компьютере.
Б) Предлагалась тест – анкета для родителей для обследования
предрасположенности детей к различным видам деятельности (Приложение 3).
Цель: определить уровень музыкальных, литературных, художественных и
артистических способностей детей.
Вывод по тесту – анкете вы сможете посмотреть в приложении 4. Низкий
уровень способностей у Сережи. Остальные дети в большей или меньшей
степени предрасположены к различным видам деятельности.
2. Анкетирование детей с вопросами о любимых предметах, о том, чего не
хватает в школьной программе, какие предметы добавил и почему (Приложение
5).
Цель: выявит отношение детей к школе, к школьным предметам. Узнать
мнение детей о школьной программе, ее плюсы и минусы. Так же сравнить
полученные ответы детей с ответами родителей и определить степень
информированности родителей о своем ребенке.
Большинство детей любимыми предметами считают ИЗО, труд и музыку и
всего 10% детей любят исключительно все предметы. Приведу несколько ответов
детей:
- я люблю школу
- это интересно
- на ИЗО развиваем руки, а на физ-ре становимся сильными
- на чтении учимся быстро читать, а на математике решаем интересные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|