МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

    Важнейшим положением ленинской теории отражения явилась концепция о

    взаимодействии объекта и субъекта познавательной деятельности. Опираясь на

    положения ленинской теории отражения, отечественные ученые доказывали, что

    образность художественного отражения не противостоит, а вытекает из

    всеобщей природы человеческого сознания. Своеобразие искусства как формы

    общественного сознания заключается во взаимодействии всех этих особенностей

    в том целостном идеальном образовании, которое и представляет из себя

    художественный образ не только как продукт особого рода творческой

    деятельности или ее восприятия, но и как феномен духовной культуры вообще.

    В контексте основных положений ленинской теории отражения, советская

    эстетика сделала вывод и о том, что способность к художественно-образному

    отражения не является у человека прирожденной.

    основной целью искусства, по мысли В. И. Ленина, является не служение

    «... пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним

    десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые

    составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (Там же). Таким образом

    искусство должно стать «частью общепролетарского дела», при этом выражая

    интересы не только этого класса, но и общества в целом.

    Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях

    художественной культуры стало исходным при дальнейшей теоретической

    разработке в советской эстетической науке. Философская категория «классовая

    тенденциозность» (или «классовая обусловленность») являлась сущностным

    моментом при восприятии любого явления художественной культуры.

    Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где

    должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и

    социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма,

    способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и

    одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что

    в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию

    всесторонне развитой (в том числе и эстетически) личности.

    Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным

    образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры Впервые у культуры

    должна была бы появиться возможность в полном и подлинном смысле

    принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.

    Однако лидеры революции. считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о

    том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное

    общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе,

    отказались признавать культурную эволюцию, преемственность культурного

    развития.

    В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную

    революцию.

    Первое десятилетие Советской власти было периодом становления и

    советской эстетики, основной задачей которой стало теоретическое

    обоснование создания чисто «пролетарской культуры». Как выяснилось вскоре,

    задача не только невыполнимая, но и крайне вредная. Механическое

    перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной

    революционной перестройки социальной структуры и политической организации

    общества приводили на практике как к отрицанию значения классического

    художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах

    строительства новой социалистической культуры только новых модернистских

    форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся

    функций художественной культуры.

    В первые послереволюционные годы в России функционировали различные

    творческие школы: футуризм, дадаизм, кубизм, экспрессионизм, супрематизм и

    т. д.

    Центральным вопросом отечественной эстетической мысли 30-х годов стала

    разработка принципов социалистического реализма. Этот метод предполагал

    существование «нового типа сознания», который появился в результате

    марксистско-ленинского учения. А это учение, как следует из множества

    формулировок, определений и трактовок социалистического реализма,

    признавался единственно верным, то есть раз и навсегда данным, завершенным,

    окончательным этапом в развитии человеческой мысли. В 30-е годы

    формировалась не только теория социалистического реализма, но и многие его

    шедевры.

    Великая Отечественная война на время затормозила развитие эстетической

    теории. Однако в послевоенные годы в советской науке начинают

    разрабатываться новые подходы к решению проблем искусства, осуществляющихся

    как часть общего исследования структуры общественного сознания,

    происходящего в рамках исторического материализма и марксистско-ленинской

    эстетики.

    С середины 50-х годов начинается новый, весьма плодотворный период в

    развитии советской эстетики. Заметным явлением в эстетической литературе

    того периода стал выход монографии Г. А. Недошивина «Очерки теории

    искусства» (1953). В работе рассматривались вопросы специфики искусства,

    особенности его социального функционирования, причем подчеркивалась

    классовая природа художественного творчества.

    Начиная с 60-х годов предметом специального анализа становится

    структура общественного сознания, которая рассматривается под углом зрения

    диалектического единства идеологии и общественной психологии.

    Народность, классовость, идейная тенденциозность, партийность искусства

    анализируются не только как сфера выражения идеологии, но также и

    проявления общественной психологии. Подобный анализ позволил рассматривать

    искусство как функциональную систему, в которой идеологический аспект

    выступает как совокупность получивших художественное выражение идей,

    взглядов, концепций, учений, а аспект общественно-психологический — как

    совокупность интересов, потребностей, настроений, эмоций, вкусов и т. д.,

    при взаимной их детерминированности друг с другом.

    60-е годы характеризуются также и практической реализацией идеи

    эстетического воспитания. По всей стране заработали народные университеты

    культуры, лектории, факультеты марксистско-ленинской эстетики; широкое

    распространение получило проведение конференций, семинаров, дискуссий.

    В 70-80-е годы продолжалась разработка основных категорий эстетического

    сознания: эстетического идеала, чувства, вкуса, потребности, восприятия.

    К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинается процесс

    преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолковании тех или иных

    эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется.

    В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании

    общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно

    утверждение ценностей общечеловеческих и все временных становится целью

    утверждения новых подходов эстетики России.

    После того, как мы рассмотрели историю развития западноевропейской и

    русской эстетики, необходимо узнать историю становления и развития

    музыкального воспитания в России.

    Исследованиями ученых установлено, что в древнерусском государстве при

    первобытнообщинном строе обучение и воспитание детей осуществлялось в

    «домах молодежи». На смену им пришли учебные заведения нового типа: школы

    книжного чтения, школы мастеров грамоты. Появление школ было вызвано

    возникновением Древнерусского государства, утверждением феодального способа

    производства, ростом городов, как центров экономической и культурной жизни,

    потребностью власти в грамотном государственном аппарате. Обучения музыке

    было представлено песнопениями и строилось на речитативном распеве псалмов.

    Пению молитв и псалмов уделялось большое внимание. Нотация детьми не

    изучалась и все распевы они разучивали с голоса учителя, «на слух».

    Имеются сведения об обучении пению и ремеслам в первом женском училище

    на Руси. Это училище было основано при женском монастыре, выстроенном во

    времена Иоанна Доброго.

    В сведениях о школах XI – XIII вв. имеется указание о Киевской школе

    «книжного учения». Несмотря на трудности объективного характера при

    изучении структуры предметов в школе, доподлинно известно о привлечении

    юношей к изучению искусств.

    Урок музыки как таковой в древнерусском государстве отсутствовал, а

    обучение музыке носило индивидуально-групповой характер и было представлено

    песнопениями религиозного характера: псалмами, молитвами.

    Дальнейшее развитие школы, содержание ее обучения неразрывно связано с

    поступательным развитием общества. Реформы ПетраI способствовали открытию

    государственных светских школ, подорвали монополию духовенства в области

    образования. Расслоение общества на классы способствовало появлению новых

    типов учебных заведений. В них музыка не была обязательной, но желательной.

    Естественно, что уровень музыкальной работы среди воспитанников у этих

    заведений был различный. Традиционно большое внимание на занятиях уделялось

    пению многоголосных произведений церковного характера для участия в

    службах.

    Постепенно наряду с пением возникает новый раздел музыкальной работы.

    Задачи и содержание этого направления работы отличались от пения. Как

    правило, под уроком музыки подразумевалось обучение игре на каком-либо

    музыкальном инструменте, участие в гимназическом оркестре или, в более

    редких случаях, изучение основ истории музыки.

    Введение урока музыки свидетельствует о постепенном увеличении

    удельного веса музыки в общей структуре занятий воспитанников учебных

    заведений. В то же время уроки пения и музыки с трудом пробивали себе

    дорогу как самостоятельный раздел учебного плана.

    Появление уроков музыки в учебных заведениях зачастую было обусловлено

    запросами учащихся, их индивидуальными склонностями, пожеланиями родителей.

    Потребностям среды.

    Поскольку музыка в стенах учебных заведений дореволюционной России была

    желательной, но не обязательной, профессиональный состав учителей музыки

    был неоднородным и многие преподаватели не имели специального музыкального

    образования.

    Введение уроков музыки привлекло в учебные заведения новых

    специалистов. Количество учителей музыки в стенах одного учебного заведения

    иногда доходило до нескольких десятков. Они не входили в педагогический

    совет, уроки пения и музыки назывались «пустыми часами», которыми можно

    было распоряжаться по усмотрению. Это была неорганизованная жизнь, которой

    не хватало места в отграниченных от свободной жизни учебных часах.

    Урок пения рассматривался не как искусство, а как предмет

    воспитательный, которому должны обучаться не только избранные и желающие, а

    все более или менее способные ученики, точно также как это установлено для

    прочих предметов. Поэтому к курсу пения выдвигались требования

    целесообразности и общедоступности. По общепринятому положению дел музыке

    отводилось место в учебном плане. В школах были часы хорового пения, а в

    некоторых существовали дополнительно для желающих классы фортепианной и

    скрипичной игры. Один – два раза в году устраивались концерты с участием

    ученического хора и отдельных исполнителей из учащихся.

    В целом процесс музыкального воспитания в России происходил

    неоднозначно и противоречиво. Целью занятий музыкой выдвигали обучение

    детей самоанализу и анализу человеческих чувств вообще. Они стремились к

    душевной раскрепощенности детей при восприятии музыки, развитию способности

    выражения чувств ребенком в его движениях, походке, осанке, через различие

    тональных окрасок междометий. Достижением нового подхода музыкального

    образования и воспитания явилось признание необходимости учета

    психологических особенностей детского восприятия.

    Для того, чтобы понять, что представляет собой синтез искусств,

    необходимо рассмотреть виды искусства.

    Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы

    творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации

    жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального

    воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом

    изобразительно-выразительных средств и приемов. Таким образом, виды

    искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и

    использованием различных изобразительных средств.

    В современном анализе взаимодействия видов искусств четко обозначились

    две тенденции: первая — состоит в сохранении суверенности каждого

    отдельного его вида; вторая — подчеркивает тяготение к синтезу искусств.

    Обе эти тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо

    существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов

    искусств другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время

    еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе

    культуры.

    Взаимоотношение различных видов искусств — явление весьма полезное, но

    оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Но эти

    пределы есть, и видовая специфика искусства при этом отнюдь не исчезает.

    Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них

    своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую

    картину мира. Такую картину может создать только вся художественная

    культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

    В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные

    схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все

    они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на

    три больших группы. В первую — входят так называемые пространственные или

    пластические виды искусств. К ним относятся архитектура, все жанры

    изобразительного искусства и художественная фотография. Для этой группы

    искусств существенным является пространственное построение в раскрытии

    художественного образа. Ко второй группе относятся временные или

    динамические виды искусств — литература и музыка. В них ключевое значение

    приобретает развертывающаяся во времени композиция. Третью группу

    представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение,

    хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или

    зрелищными искусствами.

    Все виды искусств по-своему необходимы и каждый из них имеет большое

    значение в социальной практике. Подтверждением выше сказанному и станет

    качественная характеристика каждого из них.

    Архитектура (от греч. archtekton — архитектор, главный строитель) —

    этот вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий,

    необходимых для жизни и деятельности людей. Под архитектурой понимается так

    же исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов,

    проявляющаяся в выборе архитектурных форм, их пропорций и декоративных

    украшений, формирующих архитектурный стиль, характерный для той или иной

    эпохи или национальной культуры. В преобразовании предметной среды большое

    значение имеет «архитектура монументальных форм». Их отличает масштаб и

    сложность технической конструкции.

    Изобразительными искусствами называется группа видов художественного

    творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография),

    воспроизводящих конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. В

    изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное

    восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени

    так, как это происходит в литературе или в музыке. Однако, это не значит,

    что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства

    способны передать динамику жизни, воссоздавать духовный облик человека.

    Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен

    сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и

    типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить,

    что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.

    Основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика и

    скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны

    между собой целым рядом переходных форм.

    Декоративно-прикладное искусство — один из древнейших видов творческой

    деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения

    как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. В

    этом виде искусства используются самые разные материалы: глина, дерево,

    камень, металл, стекло, ткани, натуральное и синтетическое волокно и т.п.

    Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы

    изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка,

    роспись и др.

    Дизайн — это художественно-проектное творчество, способствующее

    эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека.

    Дизайн или художественное конструирование своим появлением обязано, с одной

    стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических

    производственных процессов, с другой — проникновению художественного

    творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической

    действительности. Дизайн несет современному человеку и определенную

    информацию о постоянно совершенствующемся мире предметов, о характере их

    назначения.

    Литература — письменная форма искусства слова, один из основных видов

    искусства. Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.