Психология труда и инженерная психология
Психология труда и инженерная психология
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Психология труда и инженерная психология»
Авторизованный реферат по курсу
«Психология труда и инженерная психология»
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2002 год
Содержание
Содержание 2
Психология труда как область научного знания о человеке
и его трудовой деятельности 3
Человек и труд 5
Определения - профессия, рабочее место, специальность
5
Средства труда и предметы труда 6
Методы психологии труда 8
Психологическое изучение профессий 10
Профориентация и профпригодность 10
Профконсультирование 13
Опыт Макаренко 16
Психологические основы профессионального отбора,подбора,
аттестация кадров 22
Этапы отбора персонала 23
Испытание на профпригодность 24
Основные стимулы и мотивирующие критерии в
профессиональной деятельности 25
Социальнопсихологические отношения в трудовом коллективе
27
Межличностные отношения, общение, взаимопонимание
27
Конфликт 30
Литература: 38
Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой
деятельности
Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая
психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.
Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом
производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и
массовых профессий, усложнением требований к человеку.
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации
труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема
профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у
работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о
существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так
называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы -
тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти
способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла
необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты
различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих
людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные
консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.
Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и
профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов
развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов
труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по
усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов
упражнения и тренировки.
Важную область психологии труда составило изучение колебаний
работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование
оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы
испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей
недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные
методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения
работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда.
Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности
и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых
операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий
работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в
процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда -
рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически
оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование
их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения
производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в
области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин
возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств
для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью
особых методов упражнения и тренировки.
Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой
деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания
профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и
использования психических свойств и способностей человека), определение
набора профессионально значимых свойств личности способствовали
формированию специальных направлений психологии профессий (например,
психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного
труда, с.-х. профессий и т.д.).
Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда
занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений,
связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные
особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной
статистики.
В условиях современной научно-технической революции психология труда
призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой
деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду.
Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной
психологией, инженерной психологией, организационной и экономической
психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой,
физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих
дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и
т.д.
Человек и труд
Определения - профессия, рабочее место, специальность
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие,
специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой
деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате
специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно
является основным источником дохода. Наименование профессии определяется
характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми
орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил
общества, применения более совершенных орудий труда и технологии
производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки
углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии,
установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель
и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи,
забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс
отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением
землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает
распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных
шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика,
забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности;
слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и
т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения
организации производства и организации труда растет научно-технический и
культурный уровень работников материального производства, формируются
рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-
эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление
технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии
широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд
более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию
различий между умственным и физическим трудом.
Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения
работником (группой работников) своего производственного задания; первичное
звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное
производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства,
обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие
санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки,
коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и
иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы,
верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла).
Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих),
инженерно-технических и административно-управленческого персонала.
Организация рабочего места тесно связана с организацией труда и
производства на предприятии. Совершенствование рабочего места преследует
цель создания такой материальной обстановки труда, которая обеспечивает
повышение его производительности, способствует сохранению здоровья и
развитию личности работника. При организации рабочих мест учитываются
антропометрические данные, выводы научной организации труда, рекомендации
физиологии, психологии и гигиены, требования эргономики, инженерной
психологии и технической эстетики.
Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род,
вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы
знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в
рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-
механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик,
врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника —
один из видов профессионального разделения труда. Если функции по
определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности
работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик,
библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).
Средства труда и предметы труда
Средства труда или средства производства - это совокупность средств и
предметов труда, используемых человеком в процессе производства
материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор
производительных сил; включая технологию производства, образуют материально-
техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда,
включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек
воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы,
дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта
трудовой деятельности человека.
Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в
процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного
потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого
труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём.
Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в
качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой
промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). Определяющая
роль в средствах производства принадлежит орудиям труда. По мере их
развития и совершенствования растет техническая вооружённость труда,
меняется роль человека в процессе производства, возрастает его господство
над природой. Уровень развития средств труда — важнейший показатель
технического прогресса. Совершенствование их приводит к глубоким
качественным сдвигам в технике и технологии производства, к изменению
производственных отношений; определяет переход от одного способа
производства к другому. Научно-техническая революция внесла коренные
изменения в орудия труда, заменяя машины традиционного типа комплексами
машин-автоматов, содержащих в себе элемент автоматического регулирования и
управления производственным процессом; обусловила качественные сдвиги в
предметах труда, состоящие в применении искусственных синтетических
материалов, ослабив зависимость производства от предметов труда, данных
природой. Форма собственности на средства производства характеризует
общественно-производственные отношения людей, классовую структуру общества
и способ соединения производителя со средствами производства.
Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии
труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и
В.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому
относятся различные варианты метода наблюдения.
Метод наблюдения
. Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;
. Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются
вспомогательные методы и средства.
. Измерения различных параметров процесса труда;
. Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;
. Анализ продуктов трудовой деятельности;
. Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
. Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе
протекания профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса
Метод опроса
. Беседа;
. Устный опрос (интервью);
. Письменный опрос (Анкета);
. Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
. Метод обобщения независимых характеристик
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной
документации помогает в работе методикам из I и II блока.
Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды
экспериментальных методик.
. Лабораторный эксперимент
. Абстрактный;
. Модель отдельных элементов трудового процесса;
. Модели профессиональной деятельности в целом;
. Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
. Метод тестов
. Производственный эксперимент
. Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию,
приёмы, темп и ритм работы.
. Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы
работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже
перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В.
Котеловой добавляет
Методы построения теории
. Методы построения простых и сложных теоретических объектов;
. Методы интерпретации;
. Номологизации;
. Определения;
. Верификации;
. Доказательства;
. Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:
. методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-
важных свойств (тренажеры, деловые игры);
. консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и
представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих
возможностей и интересов с определенной группой или несколькими
группами профессий;
. методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
. методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов
управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов
планирования труда, нормирования и контроля (в рамках
организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и
форм организации труда).
Психологическое изучение профессий
Профориентация и профпригодность
Разные виды труда не легко увидеть и представить себе не только потому,
что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, что в труде каждого
современного профессионала очень велика доля так называемых
интеллектуальных компонентов, незримых составляющих. Для того чтобы понять
в чем состоит подлинная работа человека нужно подойти к этому вопросу с
точки зрения психолога. То есть, задача психолога рассмотреть какие
качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в
той или иной профессии. И соответственно помочь с ориентироваться в мире
профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств.
Собственно это и является задачами профориентации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|