МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология

    время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет

    храниться и в каком виде.

    Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят

    на механическое и осмысленное.

    При непроизвольном запоминании информация записывается сама собой, от нас

    не требуется никакого усилия, чтобы ее запомнить. Этот процесс запоминания

    преобладает в первые годы жизни и связано это, видимо, с тем, что для

    ребенка всякая информация является новой и необходимой для лучшей адаптации

    в среде. В более позднем возрасте процент непроизвольно запоминаемой

    информации существенно уменьшается, уступая место произвольному

    запоминанию. У взрослых людей непроизвольно запоминается та информация,

    которая так или иначе затрагивает бессознательные установки, связанные с

    направленностью личности, ее характерологическими особенностями.

    Так, одни хорошо запоминают информацию, например, медицинского характера

    (что позволяет предположить наличие ипохондрических черт), а другие

    прекрасно запоминают анекдоты, но не в состоянии воспроизвести только что

    прочитанный медицинский совет.

    При произвольном механическом запоминании закрепление материала происходит

    путем многократного повторения, заучивания.

    При осмысленном запоминании мы прилагаем волевые усилия для записывания

    материала, но не заучиваем его, а стараемся понять и связать с уже

    известным.

    Запоминание зависит от ряда факторов:

    * от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится

    лучше того, что мы просто зазубрили;

    * от эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше

    индифферентного материала;

    * от организации материала - поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы -

    лучше, чем текст и т.д. ;

    * от установки на запоминание: запоминание напрямую зависит от того,

    насколько необходим нам этот материал, как долго хотим мы хранить его в

    памяти, как скоро он нам понадобится вновь - все это бессознательно или

    более-менее осознанно отражается в нашей установке на запоминание, от

    которой зависит мобилизация процессов кодирования информации. Если,

    готовясь к экзамену, мы "настраиваем" себя на то, что материал нам

    понадобится запомнить только для того, чтобы сдать экзамен и больше в жизни

    он нам не пригодится, то, скорее всего, вскоре после сдачи экзамена извлечь

    записанную с такой установкой информацию будет уже невозможно.

    Улучшить запоминание можно:

    * тренируя память как можно чаще;

    * представляя материал в виде наглядного зрительного образа;

    * четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время

    которого будет храниться этот материал;

    * составляя предварительный план запоминаемого материала;

    * устанавливая смысловые связи с известной информацией;

    * используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение

    цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу : "Каждый охотник

    желает знать, где сидит фазан", а запомнить число "пи" до десятого знака

    поможет фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает";

    * используя реминисценцию - отсроченное воспоминание. Явление реминисценции

    заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не

    непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество

    воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что

    материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно

    обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также

    устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.

    Хранение

    Хранение (архивизация)- процесс накопления материала в памяти.

    Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал

    хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном

    запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и

    материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное

    хранение).

    Выделяют три типа организации материала при хранении:

    * пространственная организация, при которой мы связываем определенный

    материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала

    позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все

    дни недели;

    * ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми

    условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные

    ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными

    понятиями (черное-белое);

    * иерархическая организация, при которой идет построение иерархических

    понятийных структур, например:

    человек

    взрослые, дети и старики внутри кости, органы, кровь

    мальчики и девочки сердце

    НС ЦНС ПНС

    Головной мозг Спинной мозг

    мозжечок ствол передний

    мозг

    и т.д.

    При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное

    "дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По

    каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между

    "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые

    осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.

    Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий.

    Можно предположить, что тот или иной тип организации хранения материала

    зависит от доминирования полушарий: у левополушарных людей будет

    превалировать иерархическая организация (научный тип), у правополушарных -

    ассоциативная (художественный тип).

    Воспроизведение.

    Воспроизведение - процесс извлечения хранящейся в памяти информации.

    Эффективность воспроизведения зависит от того, насколько хорошо организован

    материал и, прежде всего, организован иерархически. Дело в том, что

    информация всегда воспроизводится в контексте той структуры, в которую она

    "встроена". Извлечь информацию сознательно, произвольно на основе

    ассоциаций практически невозможно, а пространственная организация лишь

    помогает ориентироваться в окружающем мире. Если вам необходимо вспомнить

    значение понятия "вещь в себе", то вам придется вспомнить и все

    то, что связано с именем Иммануила Канта, и наиболее подробно - его

    гносеологию, потому что искомое понятие - отдельная веточка "дерева" под

    кодовым названием "Иммануил Кант", а само это дерево, в свою очередь -

    веточка более мощного дерева под кодовым названием "Немецкая классическая

    философия" и т.д.

    Воспроизведение также делят на произвольное и непроизвольное.

    При непроизвольном воспроизведении мы не ставим себе специальной задачи

    припомнить то, что знаем. Толчком для непроизвольного воспроизведения

    служат какие-нибудь ассоциации вновь воспринимаемого материала с тем, что

    хранится в памяти.

    При произвольном воспроизведении мы восстанавливаем материал

    целенаправленно, прилагая волевые усилия.

    Узнавание.

    Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь

    воспринимаемой. Узнавание позволяет нам использовать опыт в восприятии

    объектов, фактически обусловливает апперцепцию.

    Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и

    произвольности.

    * Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для

    проверки эффективности запоминания или заучивания.

    * Непроизвольное узнавание возникает спонтанно и бывает часто неполным,

    неопределенным.

    * Также узнавание бывает ложным (так называемая парамнезия), когда

    переживается чувство знакомости в отношении того человека или ситуации, с

    которыми мы никогда не сталкивались.

    Забывание.

    Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти. В

    собственном смысле этого слова забывание как полная потеря информации имеет

    место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных

    процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех

    случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования

    информации в опыте.

    Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации:

    * Возрастные особенности.

    События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в

    обычном состоянии сознания, именно поэтому психологи называют этот период

    "доисторической эпохой в жизни человека". Но, как свидетельствуют опыты

    Станислава Гроффа, невозможность воспроизведения не означает отсутствие

    информации. По мнению этого автора, под влиянием гипноза (транса), особой

    дыхательной техники, некоторых фармакологических препаратов человек

    способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период

    жизни.

    В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой

    информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.

    Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с

    нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными

    процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не

    записывается.

    * Неиспользование информации.

    Действительно, воспроизвести информацию, которой мы не пользовались

    многие годы, практически невозможно; она оказывается погребенной под

    пластом новых впечатлений и новых знаний. Но это закономерность не

    распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных

    инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро

    восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый

    иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к

    раннему детскому возрасту.

    * Интерференция.

    Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием

    наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или

    непосредственно после запоминания.

    Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания,

    говорят о проактивной интерференции. Проактивную интерференцию может

    вызвать изучение похожего материала ( например, латинского языка, а

    непосредственно вслед за ним - английского языка; в таком случае может

    иметь место плохое усвоение английского вследствие наложения

    предшествующего материала), перенос негативного эмоционального фона на

    запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю

    вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета).

    Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно

    после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией.

    * Вытеснение.

    Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала

    может вытеснение - один из видов "психологической защиты", представляющий

    собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида или

    чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из

    сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать

    опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме

    тревоги, страха и т.п.

    Так, опасаясь провала, мы можем "проспать" на ответственный экзамен,

    забыв завести будильник; не можем вспомнить фамилию человека, который нам

    чем-то неприятен и т.д.

    6. Внимание.

    Внимание - направленность психической деятельности человека на какой-

    то объект. Благодаря этому процессу мы отчетливо осознаем воспринимаемое,

    которое, выделяясь из общей массы, на некоторой время оказывается в центре

    нашего восприятия. Также важной функцией внимания является то, что этот

    процесс позволяет нам ориентироваться в среде, а также реагировать на

    существенные изменения в организме.

    Физиологические основы внимания.

    Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс "Что

    такое?". При всяком значительном изменении в окружающей среде или в

    собственном организме ретикулярная формация в ответ на новый раздражитель

    активизирует работу мозга по осознанию его природы и обеспечению адекватной

    реакции. Так, услышав звук при падении тяжелого предмета, мы мгновенно

    реагируем напряжением всех мышц, готовясь при необходимости быстро

    действовать, чтобы спасти собственную жизнь. В каждый момент времени наше

    внимание отвлекается на новый объект - звук, зрительный образ, ощущения

    холода, запах. Чем бы мы не были заняты, как бы мы не были увлечены своей

    деятельностью, ориентировочный рефлекс обеспечит нашу реакцию на новый

    необычный сигнал и, в конечном счете, выживание.

    Виды внимания.

    Непроизвольное внимание носит пассивный характер, т.е. не зависит от

    нашего желания и воли. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от

    других видов деятельности.

    Непроизвольное внимание зависит от двух видов причин: внешних и внутренних.

    Внешние причины обусловлены силой, новизной, интенсивностью раздражителя.

    Привлекает внимание сильный звук, необычный запах, яркий цвет. Особенно

    сильным раздражителем является все движущееся, пульсирующее и, что

    интересно то, что мы не сразу можем отчетливо идентифицировать. Так, если

    находящийся достаточно далеко от нас источник звука недостаточно силен,

    чтобы его отчетливо слышать, мы не сможем продолжать заниматься чем-то, а

    будем постоянно вслушиваться в то, что доносится, пытаясь разобраться в

    природе раздражителя, опознать его.

    Внутренние причины - отношение личности к тем или иным явлениям, фактам.

    Например, пугливый человек, находясь один в комнате, будет постоянно

    отвлекаться на всякие поскрипывания, потрескивания, шорохи, в то время как

    другой человек, оказавшись в таких же условиях, будет наслаждаться тишиной

    или увлеченно, не отвлекаясь, заниматься своим делом.

    Произвольное внимание - активный процесс, зависящий от наших волевых

    усилий. Мы заставляем себя сосредоточиться на какой-либо деятельности или

    на определенном предмете, следуем сознательно поставленной цели.

    Сохранение произвольного внимания на высоком уровне требует значительного

    усилия и поэтому в течение долгого времени сознательно сосредоточивать

    внимание на чем-либо очень сложно. Помогает в этом четкое осознание мотивов

    деятельности - зачем мне это нужно, каков будет результат деятельности. Но

    и в этом случае посторонние раздражители, а очень скоро и усталость будут

    влиять на нашу способность сосредоточения.

    Постпроизвольное внимание возникает в случае, когда мы, заставив себя

    заниматься чем-либо, увлекаемся, втягиваемся в работу. Дальнейшая

    деятельность уже не требует волевых усилий - мы работаем, потому что нам

    интересно. В этом случае наше внимание будет устойчивым, а работа -

    продуктивной. Отвлечься мы сможем лишь тогда, когда исчерпаем интерес либо

    в случае, когда в результате усталости, истощенности сработают защитные

    механизмы психики - внимание начнет рассеиваться, т.е. отвлекаться на

    раздражители, которые до сих пор не были заметны.

    Свойства внимания.

    1. Объем - количество одновременно отчетливо воспринимаемых предметов

    (обычно 5-7) при их одновременном однократном предъявлении.

    2. Распределение внимания - способность одновременно заниматься двумя или

    несколькими делами сразу. В этом случае объем внимания как бы делится на

    секторы, каждый из которых обеспечивает более или менее полноценную

    деятельность.

    3. Переключение внимания - способность быстрого переноса произвольного

    внимания с одного вида деятельности на другой.

    4. Устойчивость внимания - глубина, длительность и интенсивность внимания.

    5. Избирательность внимания - возможность успешной настройки внимания на

    восприятие информации или на деятельность, относящиеся к сознательно

    поставленной цели.

    Особенности внимания.

    Одной из основных особенностей внимания является так называемые

    колебания внимания - кратковременные непроизвольные изменения его

    интенсивности или нарушения настройки на объект. Так, при попытке

    подсчитать число ударов пульса за минуту мы в какой-то момент обнаружим,

    что потеряли его. То же самое произойдет, если мы в течение, например,

    минуты будем слушать тикание механических часов. Также легко наблюдать

    колебания внимания, когда мы рассматриваем усеченную пирамиду, которая

    кажется то выпуклой, то вогнутой.

    Расстройства внимания.

    Всем известен такой вид расстройства внимания как рассеянность -

    нарушение устойчивости внимания, легкая отвлекаемость на посторонние

    раздражители - так называемое "порхающее внимание". Очаг возбуждения,

    возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко

    разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена

    функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также

    новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими

    причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до

    нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности.

    Также существует рассеянность как односторонняя сверхсосредоточенность

    сознания на внутреннем объекте - так называемая "профессорская

    рассеянность", при которой в коре головного мозга возникает сверхстойкий

    очаг

    возбуждения, "оттягивающий" на себя значительную часть сознательной

    деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.