МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

    родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено,

    что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по

    отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).

    А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его

    действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка

    взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и

    строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают

    и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным

    “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в

    состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с

    объективной реальностью.

    Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя

    могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом

    дурном отношении.

    Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где

    появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не

    противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

    Бочкарёва Г.П. выделяет семьи

    1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не

    только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

    2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её

    членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности

    отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые

    отношения вне семьи;

    3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются

    социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный

    образ жизни.

    Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничную

    семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов

    психологического неблагополучия:

    . семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или

    химической зависимостью. К наследственному фактору, делающеющему более

    вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются

    непредсказуемость семейной ситуации;

    . собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются

    отношения между членами семьи;

    . семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания;

    Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

    1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником

    всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до

    семейной тирании; излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей

    его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к

    пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

    2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; подросткам

    позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.

    Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не

    бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец

    взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы

    ориентироваться.

    3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к

    любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

    4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много

    семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

    Уровни родительских отношений:

    i. Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие

    полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед

    детьми. Уровень индифферентного отношения.

    ii. Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым

    стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти

    над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.

    iii. Угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям.

    Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за

    лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право

    на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.

    iv. Доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и

    общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении,

    чувство ответственности.

    Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей

    происходит несколькими путями:

    1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо

    показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим

    и окружающей среде.

    2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из

    исследований видно, что:

    · Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих

    детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

    · Родители, которые не наказывают своих детей за проявление

    агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

    · Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как

    правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих

    агрессивное поведение.

    В.И.Гарбузов ( ) выделил три типа негативных отношений

    родителей к ребенку:

    1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного

    отношения)

    2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная

    критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

    3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое

    отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно

    действовать.

    Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости,

    незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки,

    “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает

    механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При

    холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих

    моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

    Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет

    ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой

    личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности,

    стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны

    родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к

    положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство

    неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как

    отмечали Е.Гаспарова ( ), Т.В.Роял ( ), ребенок, занимающий такое

    положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять

    высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что

    агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

    Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное

    развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения

    родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к

    инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и

    противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.

    Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,

    учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная

    агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах

    (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

    Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к

    формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

    Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания,

    которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка

    (Копченова Е.Е.):

    . Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;

    . Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

    . Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании,

    жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;

    . Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со

    снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному

    поведению;

    . Непоследовательность в применении наказаний;

    . Использование строгих, в том числе физических, наказаний;

    Семья должна приспосабливаться к растущей независимости

    подростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни.

    Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и

    взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского

    поведения и динамики семьи.

    Подросток в группе сверстников

    Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и

    особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким

    чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность,

    отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как

    правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость,

    подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща

    эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против

    окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка

    (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная),

    повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами,

    эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание

    защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

    Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо

    интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает

    средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности,

    взрослости.

    Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает

    ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется

    самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между

    воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых

    он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается

    окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться

    стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей

    социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки

    вне семьи, он входит в отрочество.

    По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль

    сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от

    товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто

    такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их

    потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба –

    «дорога жизни» для подростка.

    Было проведено много исследований агрессии в межличностных

    взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей

    агрессия – возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У

    девушек же совсем другая ситуация. Девушки в условиях конфликта

    ориентированны на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решение

    задачи. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия

    чаще всего выступает как деструктивное поведение и ведет к нарушению

    совместных действий и отношений.

    Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют

    подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже

    культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное

    влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их

    поведения. В данном контексте существует понятие «сдвиг к риску» - это

    возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после

    проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями

    членов группы. Каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое

    решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту. Утрачиваемое

    подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого

    приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых

    характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную

    защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других.

    Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению,

    плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая

    выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние

    задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед

    лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков

    характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего

    большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные

    увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки

    и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не

    выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно

    проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ".

    Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру

    девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного

    как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки,

    драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют

    неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости,

    храбрости.

    Для подростков существует вероятность связаться с плохой

    компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность,

    жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в

    процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это

    общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких

    законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация

    замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений

    взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

    Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростка с

    определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления

    доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы,

    порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на

    невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется,

    восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой. В

    работе Ю.В. Гущина были получены любопытные результаты. Дело в том, уровень

    агрессивности в выборке подростков – правонарушителей не больше, чем в

    выборке социально адаптированных подростков и агрессивность в данном случае

    не является обязательным свойством подростка – правонарушителя.

    Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая

    культура, связанны с переходом в мир взрослых. Взрослые снова и снова

    оценивает многообразие форм проявления таких культур с точки зрения их

    тесного соответствия моральным соответствиям и целям общества. Но две темы

    при этом всегда выносятся за скобки: во-первых, все связанное с

    сексуальностью, во-вторых, связанных с насилием. Агрессия и насилие

    остаются прерогативой родителей (насилие в воспитательных целях) и

    государства (государственное насилие), поэтому они как бы автоматически

    становятся первым пробным камнем для аниткультуры.

    Но если у подростка присутствует такая личностная черта как

    агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую

    характеристику (Л.А.Регуш):

    - Такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы,

    проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя

    импульсивно.

    - Для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная

    самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных

    поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств,

    невыраженность установки на само изменение.

    - Характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность

    им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без

    боязни вызвать чувство отчуждения.

    - Отношения в семье и со школьными учителями расценивается этими ребятами

    как основные сферы конфликтов.

    - Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует

    эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.

    4.Биологический фактор провоцирования агрессии

    Американские учёные Медник и Мойлер утверждают, что гены играют

    важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая

    обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень

    наследуемости детьми черт своих биологических и приёмных родителей. Если

    приёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем

    дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между

    ребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния

    окружающей среды (например, научения). Изучив судебные дела отцов (приёмных

    и не приёмных) и их сыновей, исследователи выяснили, что мальчики имеющие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.