МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

    направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника

    фрустрации.

    Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии

    является эффект катарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения

    или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть

    этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение

    враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего

    достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

    Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию,

    но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники

    фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою

    позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливания

    агрессии фрустрацией является Л.Берковиц. Агрессия, по его мнению, -

    функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными

    реакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания,

    возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональную реакцию на

    фрустрирующий раздражитель. Берковиц признавал также, что агрессия не

    всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных

    условиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия»

    Берковиц ввел три существенных поправки:

    1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессиных

    действиях, но она стимулирует готовность к ним;

    2. даже при состоянии готовности агрессия не возникает без

    надлежащих условий;

    3. выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессиных

    действий воспитывает у индивида привычку к подобным

    действиям.

    В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность

    реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет

    ведущую роль.

    Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э.

    Фромм, представитель неофрейдизма.

    Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности»

    показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных,

    палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от

    рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [c.

    147]

    Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы

    отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей,

    таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [c. 284],

    утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными

    участками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что,

    стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и

    соответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Например,

    активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса,

    центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт,

    что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается.

    Вследствие дуальной (биполярной) организации полушарий мозга возникает и

    двойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторы нарушают

    равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное

    (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобного

    рода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с

    другой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящих

    центров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то,

    что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми

    заболеваниями.

    Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, что

    инстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности не

    выдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность в

    большинстве обществ остается на таком низком уровне, что их объяснение с

    помощью «врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют,

    что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние

    земледельцы) проявляют меньшую агрессивность, чем более развитые

    цивилизации. [с .248]

    Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие

    равновесие рефлекса.

    Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а

    также их предпосылки.

    Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют

    (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому

    объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма

    разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго

    различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию

    жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с

    сохранением жизни-

    Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии».

    Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным

    интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным,

    и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер,возникает спонтанно как

    реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее

    причины.

    Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть,

    другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от

    нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии

    специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и

    социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие

    истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия.

    Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В

    основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий

    человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования

    человека.

    Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины

    как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,

    «оборонительная агрессия».

    Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в

    результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали

    злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека.

    Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость

    и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких

    отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба

    из лука являются формами проявления игровой агрессии.

    Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к

    самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит

    подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и

    агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские

    гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические

    особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению

    без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и

    мужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем

    женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой

    для самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами

    как склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессии

    самоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, кто

    беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом

    ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это

    качество целеустремленной наступательности.

    Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и

    деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного

    разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от

    его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить,

    насколько специфические условия существования человека ответственны за

    возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит

    характер и интенсивность удовольствия от этого.

    В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая

    социальный фактор развития.

    К.Лоренц, представитель этологического подхода, считает, что

    агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за

    выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ.

    Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции,

    в пользу чего свидетельствует три его важные функции. Во-первых, борьба

    рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и

    тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых

    ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд виды за

    счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и

    энергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают

    выживание своего потомства.

    Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме

    спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с

    течением времени.

    Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является

    совместной функцией:

    1. количества накопленной агрессивной энергии;

    2. силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в

    непосредственном окружении.

    Другими словами, чем больше количества агрессивной энергии

    имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы

    агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего

    агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может

    развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

    В теории социального научения, ее автором является А.Бандура,

    агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации

    посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном

    подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного

    воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния

    первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей

    агрессивному поведению.

    Драйв – это сильный стимул, который побуждает организм к

    действию. При рождении побуждается к действию относительно узких кругом

    возбудителей – первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители связаны

    с основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения

    существенно для выживания организма. Таким образом, освобождение от

    дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих его

    взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы

    первичного драйва и составляет основу процесса социализации.

    Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей и

    подражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием.

    Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе

    которого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают

    различным примерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3

    наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:

    1. способ усвоения подобных действий

    2. факторы, провоцирующие их проявление

    3. условия, при которых они закрепляются

    А.Бандура также вводит понятия замещения подкрепления и

    самоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательные

    последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность

    агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были

    вознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет на

    поведение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательная

    модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления

    начинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком.

    Остановимся подробнее на работе А.Бандуры и Р.Уолтерса, которая

    полностью посвящена подростковой агрессии.

    Основная концепция данной книги: процесс социализации состоит в

    развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид

    живет. Научение таким навыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудь

    мотивационного процесса (драйв) и вознаграждения.

    Из-за часто повторяющейся связи с освобождением от физического

    дискомфорта такие воздействия окружающей среды, как поведение матери при

    кормлении грудью приобретают ценность вторичного вознаграждения. К тому

    времени, когда ребенок повзрослеет настолько, что сможет воспринимать

    активное социальное обучение, мать, проявляя свою привязанность к нему,

    сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она бы хотела

    развить. Социализация значительно облегчается, если применяется система

    поощрений, наград в процессе обучения. Награды, связанные с редуцированием

    первичных драйвов, нельзя задерживать на длительное время, если ребенок не

    страдает серьезными физическими недостатками, но вторичными наградами можно

    пользоваться в процессе обучения свободно и эффективно.

    Тревожность может вызвать значительную часть мотивационных

    свойств всех вторичных мотивов. Роль, которую играет тревожность в создании

    мотивационной составляющей, огромна. И если тревожность связанна с угрозой

    физической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть много

    дополнительных средств для воспитания ребенка и контроля за его

    поведением[1].

    Процесс научения. Воспитание родителей состоит из поощрения

    социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек.

    Искоренение социально неадекватного поведения может

    осуществляться двумя путями:

    1. такие поведенческие акты надо оставлять без подкрепления,

    без награды;

    2. такие поведенческие акты надо активно наказывать;

    Если родители не обращают внимание на социально неадекватное

    поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются

    другие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиеся

    поведенческие акты постепенно «отмирают» или угасают.

    Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социально

    неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка

    постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс для

    таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом для

    тревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции,

    которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социально

    неадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять свою

    силу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание может

    помешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она не

    может реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление.

    Наказание может помешать научению таким формам поведения,

    которые в какое-то время запрещаются под страхом наказания, но разрешаются

    в более поздние периоды жизни.

    Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может

    облегчить научение некоторым формам поведения.

    Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формы

    поведения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка

    играет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения.

    Научение различению достигается при одновременном действии

    подкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается при

    применении вербальных сигналов. Ребенок, научившись соответствующим

    реакциям на вербальные сигналы, может выгодно использовать опыт других, не

    проходя длительного научения методом проб и ошибок.

    Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеет

    речью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены

    прибегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинил

    себе вреда.

    Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могут

    возникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По

    причинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают,

    а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующие

    реакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, а

    вторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать в

    будущем много проблем.

    Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесс

    социализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий.

    Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредством

    которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих.

    Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка к

    требованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороны

    общества.

    Установление зависимости хотя и является необходимым условием

    социализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление»

    социализации в форме требований и ограничений.

    Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.