МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические аспекты организационного конфликта

    Психологические аспекты организационного конфликта

    Министерство образования Российской Федерации

    Тверской государственный технический университет

    Кафедра психологии и философии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему: «Психологические аспекты организационного конфликта»

    Выполнил:

    Студент группы ПСИ-43

    Островский В.В.

    Научный руководитель:

    кандидат психологических

    наук, доцент кафедры

    психологии и философии

    Филиппченкова С.И.

    Тверь 2004

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………………..2

    Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

    §1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

    классификация…………………………………………………………………..4

    §2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14

    §3 Специфика организационного конфликта………………………………21

    Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

    стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

    2.1. Программа исследования………………………………………………...30

    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...32

    2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

    сотрудников коммерческих организаций………………….34

    2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37

    Заключение..................................................................

    ........................................38

    Приложения…………………………………………………………………….40

    Литература……………………………………………………………………...47

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность проблемы. Психологическая наука постоянно развивается.

    Исследователи формулируют выводы и строят концепции, открывают нам истинное

    знание о человеке, его возможностях и способностях, путем выявления

    взаимосвязей между характеристиками психической деятельности и поведения

    человека.

    Многократными эмпирическими исследованиями представителей

    различных школ и направлений доказано огромное влияние врожденных

    характеристик на последующую жизнь и развитие человека. Но все же есть

    множество неисследованных вопросов. В данной курсовой работе будет затронут

    один из актуальных вопросов современной психологической науки - взаимосвязь

    темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у представителей

    профессии типа "человек-человек". Результаты исследования имеют важное

    практическое значение.

    Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников

    коммерческой организации "Стройцентр" (строительной компании).

    Предмет исследования: взаимозависимость особенностей типа темперамента,

    стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.

    Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое

    исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий

    поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также

    разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной

    деятельности сотрудников организации.

    Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

    1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и

    изучение основных подходов к исследованию конфликта.

    2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий

    поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.

    3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной

    деятельности сотрудников организации.

    Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь

    особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у

    сотрудников коммерческой организации.

    Методы исследования:

    1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному

    поведению К. Томаса.

    2. Методика диагностики темперамента Айзенка.

    3. Для математико-статистической обработки результатов исследования

    использовались – описательные статистики, коэффициент ранговой

    корреляции Спирмена.

    Глава 1

    Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии

    §1: Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его

    классификация.

    Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех

    народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе

    означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком,

    но не тождественном смысле применяется в психологии.

    Употребление термина «конфликт» встречается при разработке

    проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии,

    психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными

    психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического

    представления о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с

    позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л.

    Хялп), с позиций ролевых подходов (У. Гуд, Т. Ныоком, У. Мейсон и др.).

    Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф.

    Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального

    конфликта Л. Козера, теория конфликтологии У. Ф. Линкольна, когнитивная

    теория М. Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К.

    Томаса. В связи с таким разнообразием теорий, посвященных проблемам

    конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия,

    которые зависят и от их точки зрения на природу биологического и

    социального, и от взгляда па конфликт как на личностное или массовидное

    явление, и т. д.

    М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим

    образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к

    предшествующему развитию. Конфликт — это генератор новых структур. Как

    можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на

    позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в

    эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.

    Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит

    следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих

    несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких

    объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии,

    классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе

    связана с постановкой и решением задач организации и управления, с

    прогнозированием и принятием решений, а также - планированием

    целенаправленных действий.

    К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой

    на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы

    примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как

    внутриличностные, так и межличностные конфликты.

    С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается

    ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность,

    играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые,

    внутриролевые и личностно-ролевые.

    В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это

    борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и

    средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или

    элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции

    конфликта — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если

    конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не

    затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если

    же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так

    как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

    Основоположник самостоятельного направления в изучении

    конфликтов в американской социологии и социальной психологии—

    конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций

    здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения

    конфликта: конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя бы одной

    стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая

    сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват,

    подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения

    собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в

    удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов.

    В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида

    конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные,

    межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее

    определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных,

    несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,

    в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или

    групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными

    переживаниями.

    В научной литературе имеются различные классификации

    конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник,

    содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры

    взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект,

    социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и

    стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

    Остановимся более подробно на некоторых классификациях

    конфликтов.

    По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные»,

    кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие

    конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у

    друга. К. вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица,

    находящиеся в подчинении одни у другого. В смешанных конфликтах

    представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты,

    имеющие вертикальную составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, — это

    приблизительно 70—80% всех конфликтов.

    По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные

    (созидательные, позитивные) и деструктивные, (разрушительные, негативные).

    Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от

    вторых — необходимо. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие

    конфликта часто проявляется в следующем:

    — конфликт ускоряет процесс самосознания;

    — под его влиянием утверждается и подтверждается определенным набор

    ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но

    достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям;

    — конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у

    других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и

    поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что

    возникают официальные и неофициальные союзы;

    — конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и даже

    народов и между ними;

    — он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;

    — конфликт способствует расстановке приоритетов;

    — он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже

    конструктивного выхода эмоций;

    — благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения,

    нуждающиеся в обсуждении, понимании, при знании, поддержке, юридическом

    оформлении и разрешении;

    — конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и

    группами;

    — благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого

    предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

    Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:

    — конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

    — это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

    — конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;

    — он приводит к потере поддержки;

    — конфликт ставит людей или организации в зависимость от публичных

    заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

    — он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;

    — вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

    — конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или

    даже стремится к нему;

    — в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и

    коалиций;

    — конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

    — он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие

    интересы.

    По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и

    субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые —

    субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается

    конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере), хотя

    процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряженные

    отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как

    правило, разрешается деструктивно.

    Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть

    деловая и личностно-эмоциональная сфера.

    М. Дойч классифицирует конфликты по критерию

    истинности—ложности или реальности:

    а) «подлинный» конфликт—существующий объективно и воспринимаемый

    адекватно;

    б) «случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых

    обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

    в) «смещенный» конфликт — когда имеется в виду явный конфликт, за которым

    скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

    г) «неверно приписанный» конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно

    понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных

    проблем;

    д) «латентный» конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но

    которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается

    сторонами;

    е) «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания

    конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и

    понимания.

    По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:

    а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из

    противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или

    группы — при антагонистическом характере конфликта (например, отказ от

    асоциального поведения);

    б) конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденции,

    сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);

    в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной

    из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок

    личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны

    (например, договор о перенесении сроков выполнения заказа);

    г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно

    невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу

    (например, признание правоты партнера по частным вопросам).

    По форме выражения бывают:

    а) конфликты того или иного направления действий, поведения («сближения

    — удаления», «сближения — сближения», «удаления — удаления»);

    б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения

    (взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от

    взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);

    в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации

    (молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии соперника, тон речи, резкие

    выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие

    особенности манеры обращения и общения);

    г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.

    По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и

    неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с

    бюрократической организацией предприятия и могут быть как

    «горизонтальными», так и «вертикальными» (горизонтальные определяются

    разделением труда, а вертикальные — отношениями руководства и подчинения).

    По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на:

    а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из

    конфликтующих личностей и группу в целом;

    б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию одной из

    конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой

    личности или группы лиц.

    Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами

    авторитета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в группах и

    должен быть центральным в социально-психологических исследованиях

    конфликтных ситуаций.

    В наиболее часто используемой классификации - основанием

    является объем социального взаимодействия — выделяются конфликты

    межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее

    количество работ в социальной психологии) и внутриличностные.

    Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходимо

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.