МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические аспекты организационного конфликта

    определить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина

    конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф.

    Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация,

    структура, ценности, отношения и поведение, и соответственно выделяет пять

    основных факторов (причин) конфликтов.

    1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для одной

    стороны и неприемлема для другой. В качестве такой информации может

    выступать неполная или неточная информация, представленная одной из сторон.

    К этому «фактору автор относит нежелательное обнародование и недооценку

    фактов, и их значения при решении спорных проблем, а также такие явления,

    как невольная дезинформация, слухи, и пр.

    2. Структурный фактор — это формальные и неформальные характеристики

    группы. Они выражаются в специфике законной власти и законодательства, в

    статусе, правах мужчин и женщин, их возрасте, роли традиций, системе

    подотчетности и передачи информации, различных социальных нормах и т. д.

    3. Ценностный фактор — это те принципы, которые провозглашаются или

    отвергаются, которых придерживаются или которыми пренебрегают, о которых

    забывают или даже которые намеренно нарушают. Это те принципы, которым

    предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят

    в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются

    по форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила

    поведения, чаи). Ценности описываются как:

    — личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,

    приоритеты в отношении принадлежности к группе);

    — групповые системы верований и поведения;

    — системы верований и поведения всего общества;

    — общие нормативные ценности всего человечества;

    — профессиональные ценности;

    — способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и

    организациям;

    — религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

    4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и

    более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие

    аспекты:

    — основа отношений (добровольные или принудительные);

    — сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые);

    — ожидания от взаимоотношений;

    — важность взаимоотношений;

    — ценность взаимоотношений;

    — длительность отношений;

    — совместимость людей в процессе взаимоотношений;

    — вклад сторон во взаимоотношения и пр.

    5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации:

    избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К.

    Томасу).

    Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о

    том, как сегодня понимаются конфликты.

    Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие

    влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть

    сформулированы в нескольких простых тезисах:

    1. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и

    неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент

    человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм

    нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не

    лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать

    его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.

    2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив,

    это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных

    условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению

    жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует

    воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно

    оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт —

    это необязательно плохо.

    3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая

    идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему:

    «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет

    к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию»

    (Goddard, 1986, р. 8).

    Конфликт —?изменение —? адаптация—?выживание.

    Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к

    нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем

    более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они

    предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт —

    это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.

    В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован

    сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а

    другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск

    разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и

    благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений,

    конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных

    возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное

    начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.

    4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его

    негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или

    элиминированы, а конструктивные возможности усилены.

    Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время

    работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

    §2: Структурно - динамические характеристики конфликта

    Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания

    конфликтов, равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном

    сознании, позволяет прийти к следующим выводам.

    Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее

    относятся к описанию общей проблематики конфликтов (например, методы

    изучения конфликтов, личность в конфликте и др.), то остальные категории

    могут быть отнесены к структурным или динамическим характеристикам

    конфликта. Структурные характеристики конфликта являются статичными

    элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его

    динамические характеристики связаны с тем. «какие именно события

    происходят» в конфликте.

    Структурные характеристики представляют собой составные

    элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование

    невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта

    либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К

    структурным компонентам конфликта относятся:

    1) стороны (участники) конфликта

    2) условия конфликта

    3) предмет конфликта

    4) действия участников конфликта

    5) исход (результат) конфликта

    Стороны (участники) конфликта

    В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими

    сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют

    противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой

    форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу

    враждующих противников.

    Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых

    позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной

    ситуации («начальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными

    — с точки зрения возникновения и развития конфликта — считаются интересы

    участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и

    индивидуально-психологические особенности.

    Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию

    начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в

    начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по

    крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его

    инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще

    остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная

    сторона, а другая — как пассивная.

    Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех

    участников конфликта, В этой связи важно иметь в виду не только его

    непосредственных участников — Тех, между кем собственно и развивается

    конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть

    затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход

    конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники

    данной конфликтной ситуации.

    Условия конфликта

    Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы,

    определяющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае

    необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его

    структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и

    условия его протекания.

    Обычно под условиями возникновения понимают объективные

    особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для

    возникновения конфликта. Например. Р. Дарендорф, описывая причины

    социальных конфликтов, пишет о «технических» (появление руководящих лиц в

    подгруппах), политических (возможность организации противоположных

    интересов) и «социальных» (возможности общения и увеличение числа членов

    подгрупп) условиях возникновения конфликтов (Тернер. 1985). В возникновении

    социальных явлении, как правило, существенную роль играют субъективные

    факторы, связанные с людьми. И в этом случае очень трудно или даже

    невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как

    необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

    Применительно к межличностным ситуациям можно говорить об

    общем характере их отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального

    взаимодействия), который может быть описан, исходя из параметров

    кооперативности — конкурентности, равенства — неравенства партнеров, их

    ориентации на задачу и взаимоотношения и т. д. Ситуация взаимодействия

    людей, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной

    позиции, оценки своих отношений и т. д., может быть объективно

    охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимости людей

    (кооперативная ситуация) или их противоречивой или негативной

    взаимозависимости (конкурентная ситуация). Сами люди могут не рассматривать

    свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что

    объективно конкурентные отношения являются одним из условий, которые, при

    прочих равных, способствуют возникновению конфликтов.

    Как правило, тесные контакты между людьми (например,

    супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды

    кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде —

    противоречия в целях и интересах. Тогда в качестве условий возникновения

    конфликта будут выступать факторы, способствующие переходу их

    взаимодействия в конфликтные формы.

    Причины возникновения конфликта связаны с какими-то

    конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами.

    Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные

    ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные

    люди. Выявить причину конфликта — это, значит, понять, что именно в

    действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в

    конфликтные формы.

    К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие

    влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации —

    социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания

    и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития

    данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения

    конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или

    обострении конфликта и др.

    Предмет конфликта

    Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) — это то, что

    становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний

    сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например,

    материальный предмет — одна книга на двоих), конкретная возможность (одна

    должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий

    на весь отдел), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение

    другого, или соблюдение/ несоблюдение каких-то правил и т.д. Предмет

    конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом

    переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта, как

    правило, связан с целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с

    целью одной из них), однако не все их цели в конфликте связаны с предметом

    конфликта.

    Действия участников конфликта

    Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог

    существовать, являются также действия его участников. В совокупности они

    образуют то, что называется конфликтным взаимодействием.

    Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждает

    говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их

    взаимодействии. Вспомним классическое описание развития противоречия,

    принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда,

    когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так

    как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то

    этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно

    нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция».

    Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием

    процесса конфликта.

    Исход конфликта

    Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько

    результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ

    этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в

    конечном счете, определяющий его направленность.

    В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с

    предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д.

    Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более

    формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем

    образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных

    действий участников ситуации.

    Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым

    компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие

    конфликта. С практической точки зрения, поэтому более существенным

    представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в

    контексте динамических характеристик.

    К динамическим же характеристикам конфликта относят стадии

    развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях.

    Описание данных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов

    динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно,

    различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает

    недостаточно четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной

    стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же — являются

    характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов.

    Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное

    внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что

    именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его

    конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его

    последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта,

    рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его

    структурные характеристики.

    Описание динамических характеристик конфликта предполагает

    внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что

    происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это

    происходит (регуляторы этих процессов).

    Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

    1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной

    ситуации)

    2) осознание ситуации как конфликтной

    3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт)

    4) разрешение конфликта

    Несмотря на то, что данное представление является едва ли не

    общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт

    и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла

    свое отражение в различении понятий конфликта и объективной конфликтной

    ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в

    понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном

    интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и

    условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь,

    представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их

    противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как

    конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

    Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта

    предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий

    возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.