МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение подростков

    способов и методов. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос

    консультируемого (т.е. то,

    и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме

    профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой

    реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с

    профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы

    психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение

    комплексного диагностического обследования с помощью психологических

    методик, позволяющих определить:

    — ценностные ориентации и установки;

    — ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные

    намерения;

    — уровень сформированности представлений о профессии;

    — уровень развития самооценки;

    — способности, склонности и интересы;

    — уровень развития профессиональной мотивации;

    — личностные особенности;

    — реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье,

    материальное обеспечение и пр.).

    Информации, полученной в результате такого комплексного обследования,

    как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических

    проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым

    позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления

    предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение

    за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему

    интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется

    его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

    Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с

    профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

    1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

    2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют

    своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной

    деятельности в новых экономических и социальных структурах.

    3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального

    выбора.

    4. Неадекватная самооценка.

    Решение любых психологических проблем связано прежде всего с

    осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека.

    Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым

    психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление

    разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том

    числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут

    способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей

    сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди

    старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема

    профессионального и личностного самоопределения является насущной и

    актуальной.

    В условиях профессионального консультирования, наряду с

    использованием классических методик, направленных на изучение личностных

    особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание

    следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека.

    Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки

    позволяют в определенной мере определить способы психологического

    воздействия.

    Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана

    с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных

    ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих

    возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с

    окружающим миром и с собой.

    2. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

    Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого

    человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе

    и овладении профессией.

    Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в

    профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные

    решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно

    и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-

    экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и

    устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого

    человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось

    бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков,

    заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь

    молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах,

    наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся,

    входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнение

    этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие

    учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее

    использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и

    методов.

    Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что

    приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием»

    профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело

    обстоит далеко не так просто. Согласно Т.В. Кудрявцеву, профессиональное

    становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма

    подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором

    отчетливо выделяются четыре стадии.

    2.1. Стадии профессионального становления

    Первая стадия профессионального становления личности связана с

    зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего

    развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой

    деятельности, в мире труда и мире профессий.

    Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является

    соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали —

    требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или

    специальности.

    Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания,

    то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной

    деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

    Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является

    профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к

    себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной

    направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие

    профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально

    важными качествами — ПВК.).

    Третьи стадия — активное вхождение в профессиональную среду,

    отражающее переход учащегося к новому типу деятельности — к

    профессиональному труду в разных его формах в условиях реального

    производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

    Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит

    активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и

    производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

    Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию

    профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном

    труде.

    Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень

    овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень

    сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к

    труду, мера мастерства и творчества.

    2.2. Кризисы профессионального становления

    При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса

    профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой

    часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных

    трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при

    этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального

    становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному

    возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический

    возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости

    человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или

    седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате

    взаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной

    литературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадии

    процесса профессионального становления. Другой же, даже окончив

    профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим

    критериям первой стадии.

    Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто

    реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса

    профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого

    процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации

    профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы

    профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к

    концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от

    типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться

    отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный

    синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем

    профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного

    заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это

    может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках)

    успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это

    означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в

    подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация:

    учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного

    заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления,

    субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой

    стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря

    иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное,

    регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного

    движения в процессе профессионального становления и развития личности

    требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных

    психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса

    профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося,

    осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является

    непременным психологическим условием своевременного оказания

    психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и

    затруднений.

    2.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

    Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно

    ограничиться лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно

    знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и

    воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств

    их учета и устранения.

    При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам

    учащихся, к их роли в процессе профессионального становления. Изменение

    отношения к процессу профессионализации по избранной специальности,

    разочарование в ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях

    пытаются найти в снижении или угасании интереса к процессу

    профессионального обучения, к избранной профессии, к самому

    профессиональному учебному заведению, выбор которых первоначально был

    сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Проблема интереса,

    как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех

    психологических проблем, которые являются важнейшими для практической

    педагогики и психологии.

    Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что

    изменение фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к

    процессу овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо

    получаемая профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в

    профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми

    сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были

    готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору

    профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их

    мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная

    направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате

    происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и

    целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся

    выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого

    рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и

    смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и

    нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и

    драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в

    утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.

    Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов

    труда, а если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные

    последние годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер,

    дилер, маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер,

    предприниматель и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от

    1—1,5 до 3—5 лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к

    переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных

    знаний и умений. Профессиональная подготовка в настоящее время все более и

    более становится непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс

    непрерывного образования и профессионального развития личности.

    В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация

    выступает для человека как одно из субъективных условий, определяющих его

    настрой и внутреннее отношение, в которых протекает процесс его

    профессионализации. Профессиональное развитие и совершенствование особенно

    на начальных этапах процесса профессионального становления, может стать

    причиной дестабилизации отношения учащихся к выбору профессии и процессу

    овладения ею. Последнее проявляет себя в падении интереса, появлении

    чувства тревоги, в возникновении некоторой неуверенности в возможности

    выбрать дело, которое могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог

    бы посвятить себя по возможности более полно. Суть такого рода

    неуверенности кратко, но, разумеется, с долей условности, можно выразить

    словами: «Сколько ни учись, все равно придется переучиваться. Зачем я в

    таком случае буду стараться.» Вот почему профконсультанту и практическому

    психологу важно оценить возможности и отношение каждого конкретного

    учащегося к профессиональному обучению и направленность его личности на

    продолжение профессионального совершенствования. Именно их диагностика

    позволит говорить о наличии или отсутствии у того или иного учащегося

    смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора

    профессиональной карьеры.

    Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в

    профессиональном становлении и развитии личности могут возникать не только

    при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В

    связи с проблемой психологической готовности человека, делающего

    профессиональную карьеру, к переподготовке и обновлению своих

    профессиональных знаний и умений, и направленности его личности на

    непрерывное продолжение профессионального совершенствования и развития,

    особого внимания заслуживает проблема профессиональной стагнации. Это

    явление обнаруживает себя на достаточно поздних стадиях профессионализации

    личности и проявляется в остановке, прекращении профессионального роста и

    развития.

    3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА

    ПОФЕССИИ

    Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет

    наибольшее значение.

    Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора

    профессии.

    1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора

    профессии:

    а) выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно

    сформированных способностей и интересов;

    б) выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить

    трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный

    выбор.

    2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет

    следующие типы профессионального выбора:

    I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств

    жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в

    целом – пассивностью.

    II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь

    мало дифференцированные склонности.

    III. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который

    соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.