Профессиональное самоопределение подростков
Профессиональное самоопределение подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Профориентация учащихся на современном этапе………………………..6
1. Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении
старшеклассников………………………………………..9
2. Профессиональное самоопределение и самосознание……………….10
3. Профессиональное самоопределение и профконсультации................11
2. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального
выбора…………………………………………………………………………..15
2.1. Стадии профессионального становления………………………………..16
2.2. Кризисы профессионального становления………………………………17
2.3. Методы работы в переломные периоды профессионально выбора…...19
3. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора
профессии...................................................................
........................................22
Заключение………………………………………………………………….....26
Библиографический список…………………………………………………..29
Приложение 1. Тест «Как вы относитесь к
обучению».................................30
Приложение 2. Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М.
Кучера).....................................................................
.....................................34
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе определены основные требования к
общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей
учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их
запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с
углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня
среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к
общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и
практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений,
способствующих решению практических вопросов профессионального
самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система
профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации
в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные
особенности (руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики
изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в
выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); теоретические и методические
основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов,
Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;
Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии
(Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации
студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ;
Н.Н.Чистяков, Кемерово);
формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к
сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск).
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,
профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных
целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам
общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным
тормозом развития профориентации является то, что она, как правило,
рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный,
дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в
основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности
каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в
избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о
потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных
специалистов- профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками
свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным
самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и
требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития
и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными
возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о
престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой
профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и
ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек
требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно
отнести к группе внутренних, личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально-экономические: между
возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и
методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях
развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными
планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической
необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с
тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других
социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием
стабильной комплексной подготовки их в вузах страны; необходимостью
координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её
узковедомственными путями и средствами.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики
профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения
позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это
многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности
общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего
поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических,
психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у
школьников профессионального самоопределения, соответствующего
индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах
высокой квалификации.
1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой
подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых
– всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих
сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.
Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих
профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из
взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей,
задач и единством функций((.
Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных
социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к
сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные
обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение
учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к
профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор,
социально-профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве
субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее
характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой
деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной
деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой
мотивов, убеждений, интересов, отношением к
усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем
нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания;
представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и
углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной,
игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием
нравственной, эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о
процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку
программы действий, регулирование процесса реализации и разработку
рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией
школ является составной частью управления социально-экономическим развитием
района, города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой
взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система
профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и
развивающую функции((.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется
целенаправленно на всех возрастных этапах. Цели профориентации продиктованы
обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности
учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На
основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель
ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение
учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие
творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания,
нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития
личностных качеств школьников. В зависимости от степени
воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и
более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает
потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая
развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и
воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога
воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях, умениях,
навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание
ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста
(интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат
деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в
котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они
должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в
школе должна быть не имитационной вне личностного участия и
заинтересованности, не формальной, а именно общественно- полезной,
воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Об этом
говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых
столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы
требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его
личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку
ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет
психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов((.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень
давно. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал
тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было
создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись
выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до
степени его искренности.
1.1. Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении
старшеклассников
В пору юности все определенней и отчетливей складывается
индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его
индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад
его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по
темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,
стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные
особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и
овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе
ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора
будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и
психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются
отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов
в соответствии с выбранной профессией.
Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается
далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя
разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И
заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,
которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное
изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и
профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в
учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,
в выборе профессии – мотивация «на себя». Причем, доминирующая мотивация
выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек
происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на
профессию.
1.2. Профессиональное самоопределение и самосознание
Процесс профессионального самоопределения включает развитие
самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование
своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа
профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе
освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах
поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом
определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное
самоопределение и профессиональный выбор.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции,
включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности
идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа
профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование
человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я»
(самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна
реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении
проявить себя.
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание
человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа
профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее
эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных
компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор
обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора
необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали
возможностям человека. В противном случае в самосознании человека
накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные
способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их
игнорирование и т.д.
1.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной
психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача
психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку
психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с
профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики
этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального
выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем((.
Для решения психологических проблем в профессиональном
самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая
профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант
должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего
консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной
профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего
помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие
личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем,
высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные
шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования
является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной
психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего
профессионального развития является психологическим основанием для выбора
Страницы: 1, 2, 3
|