МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение подростков

    Профессиональное самоопределение подростков

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3

    1. Профориентация учащихся на современном этапе………………………..6

    1. Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

    старшеклассников………………………………………..9

    2. Профессиональное самоопределение и самосознание……………….10

    3. Профессиональное самоопределение и профконсультации................11

    2. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального

    выбора…………………………………………………………………………..15

    2.1. Стадии профессионального становления………………………………..16

    2.2. Кризисы профессионального становления………………………………17

    2.3. Методы работы в переломные периоды профессионально выбора…...19

    3. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора

    профессии...................................................................

    ........................................22

    Заключение………………………………………………………………….....26

    Библиографический список…………………………………………………..29

    Приложение 1. Тест «Как вы относитесь к

    обучению».................................30

    Приложение 2. Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М.

    Кучера).....................................................................

    .....................................34

    ВВЕДЕНИЕ

    На современном этапе определены основные требования к

    общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

    учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их

    запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с

    углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня

    среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

    Реализация современных требований, предъявляемых к

    общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и

    практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений,

    способствующих решению практических вопросов профессионального

    самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система

    профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации

    в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные

    особенности (руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики

    изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в

    выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); теоретические и методические

    основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов,

    Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;

    Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии

    (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации

    студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ;

    Н.Н.Чистяков, Кемерово);

    формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к

    сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск).

    Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,

    профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

    целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

    соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

    общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным

    тормозом развития профориентации является то, что она, как правило,

    рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный,

    дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в

    основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности

    каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в

    избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

    потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

    специалистов- профориентаторов.

    О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

    свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным

    самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и

    требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

    и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными

    возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о

    престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой

    профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

    ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек

    требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

    отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

    Но не менее значимы и противоречия социально-экономические: между

    возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

    методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

    развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

    планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

    необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

    тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

    социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием

    стабильной комплексной подготовки их в вузах страны; необходимостью

    координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

    узковедомственными путями и средствами.

    Анализ накопленного опыта в области теории и практики

    профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения

    позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это

    многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности

    общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего

    поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических,

    психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у

    школьников профессионального самоопределения, соответствующего

    индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

    высокой квалификации.

    1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

    подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых

    – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих

    сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.

    Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих

    профессиональное самоопределение учащихся.

    Профориентация, являясь целостной системой, состоит из

    взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей,

    задач и единством функций((.

    Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных

    социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к

    сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные

    обязанности на основе принципа координации.

    Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

    учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

    профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор,

    социально-профессиональная адаптация.

    Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

    субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

    характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

    деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной

    деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой

    мотивов, убеждений, интересов, отношением к

    усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем

    нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания;

    представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

    Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

    углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной,

    игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием

    нравственной, эстетической и экологической культуры.

    Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

    процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку

    программы действий, регулирование процесса реализации и разработку

    рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

    школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

    района, города, региона.

    Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

    взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система

    профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и

    развивающую функции((.

    Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

    целенаправленно на всех возрастных этапах. Цели профориентации продиктованы

    обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности

    учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На

    основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель

    ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение

    учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие

    творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания,

    нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития

    личностных качеств школьников. В зависимости от степени

    воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и

    более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность,

    ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает

    потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая

    развитие полноценной личности.

    Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и

    воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога

    воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях, умениях,

    навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание

    ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста

    (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.),

    стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат

    деятельности ребенка.

    Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в

    котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они

    должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в

    школе должна быть не имитационной вне личностного участия и

    заинтересованности, не формальной, а именно общественно- полезной,

    воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Об этом

    говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых

    столетий.

    Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы

    требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его

    личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку

    ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет

    психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

    Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов((.

    «Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

    определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

    давно. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал

    тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было

    создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись

    выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до

    степени его искренности.

    1.1. Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

    старшеклассников

    В пору юности все определенней и отчетливей складывается

    индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его

    индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад

    его личности.

    Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по

    темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,

    стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные

    особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и

    овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе

    ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора

    будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и

    психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются

    отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов

    в соответствии с выбранной профессией.

    Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается

    далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя

    разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И

    заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,

    которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное

    изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и

    профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в

    учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,

    в выборе профессии – мотивация «на себя». Причем, доминирующая мотивация

    выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек

    происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на

    профессию.

    1.2. Профессиональное самоопределение и самосознание

    Процесс профессионального самоопределения включает развитие

    самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование

    своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа

    профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе

    освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах

    поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом

    определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное

    самоопределение и профессиональный выбор.

    Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции,

    включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности

    идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа

    профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование

    человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я»

    (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна

    реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении

    проявить себя.

    Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание

    человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.

    Осуществление себя в профессии включает формирование образа

    профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

    Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее

    эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных

    компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор

    обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора

    необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали

    возможностям человека. В противном случае в самосознании человека

    накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные

    способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их

    игнорирование и т.д.

    1.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация

    В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной

    психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача

    психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку

    психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с

    профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики

    этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального

    выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем((.

    Для решения психологических проблем в профессиональном

    самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая

    профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант

    должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего

    консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной

    профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего

    помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие

    личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем,

    высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные

    шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования

    является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной

    психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего

    профессионального развития является психологическим основанием для выбора

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.