МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Отношения в семье между родителями и подростками

    Отношения в семье между родителями и подростками

    ГЛАВА I.

    Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологические особенности

    подросткового возраста.

    1.1. Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы

    по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений.

    У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П.Ф.

    Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного

    человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с

    настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и

    отношений к другому лицу. Выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений и

    творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается

    человеческая мудрость. [11,24]

    Таким образом, полное развитие всех природных задатков способностей,

    формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого

    здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных

    человеческих условиях. Какие же это условия?

    Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и

    рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного

    уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих

    близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт

    предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, "забивая ребенка

    хуже, чем розги", делает человека безнравственным потребителем или

    честолюбивым карьеристом.

    Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка

    размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее,

    если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на

    попечении которого должно быть не более 6-7 детей. (Современные психологи

    установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может

    одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

    Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии

    ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает

    имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как

    помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

    Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из

    жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды,

    табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать

    удовольствие от воздействия на его мозг "прибавочных раздражителей", не

    вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это

    означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже

    родиться.

    Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание

    сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми,

    работой в саду, занятия сборными игрушками - чтением стихов, игра в шахматы

    - рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой

    деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому

    ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со

    временем определить свое призвание. И "медвежью услугу" оказывают своему

    ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его

    жизненный путь.

    Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен

    постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в

    данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям,

    появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться

    все более трудными и сложными.

    Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.

    Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является

    имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести

    все действия и поступки окружающих его людей.

    Воспроизвел - значит освоил. Только в конце периода семейного

    воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные

    (нравственные основания) и может оценивать поведение и поступки окружающих

    людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны

    строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером

    безнравственного поведения.

    Поступление в школу - чрезвычайно сложный и ответственный перелом в

    жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод

    изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования

    нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть

    творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное

    развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять

    полученные результаты математическими методами, развить его трудолюбие,

    волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В

    дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку

    управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться к своему

    идеалу.

    В современной педагогической психологии широко известно имя C.В.

    Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных

    взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко

    оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных

    семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное

    негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и

    девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих

    отношений, как их стиль. [8,16]

    В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три

    основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

    Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих

    отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от

    друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане

    воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей

    реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе

    от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

    Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную

    шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность:

    безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость,

    агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на

    другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество,

    взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное

    равноправие всех участников семейного союза.

    Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма

    существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та,

    которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.

    Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность

    (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И

    третья - на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая

    направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами

    и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству,

    чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей

    совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный

    баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном

    преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой

    направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о

    внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на

    взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на

    создание и поддержание тесного круга (своих) -родных или близких, а то и

    (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа

    "мой дом - моя крепость", а преобладание индивидуалистической

    направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье

    полноценно счастливыми.

    Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо

    описываемой формулой "обними, покрепче - пусти - отстань", просматривается

    несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно:

    связанное с возрастом изменение функций этих отношений.

    Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых -

    источником эмоционального тепла и поддержки. Во вторых - властью, высшей

    инстанцией, распорядителем благ. В- третьих - образцом и примером для

    подражания. Ну, а в четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на

    то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны

    присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные

    возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует"

    первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном

    возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший

    вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки

    характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в

    сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и

    советчиком. [8,45]

    Теперь об эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и

    многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в

    сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми.

    Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда

    эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или

    вытесняются связями с другими - дружбой, любовью); быть когнитивной по сути

    (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена

    непонимания); происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда

    родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или

    дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на

    которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям).

    Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально

    существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но, во-

    вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и

    нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками, отвечающими

    этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную

    власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером

    взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-

    психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на

    воспитании подростков, и на наших взаимоотношениях с ними.

    Разберемся в наиболее важных для подготовки к семейной жизни

    проблемах, неизбежно возникающих с приходом юности в системе отношений

    "родители и дети".

    Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание учителю - это

    особенности позиции родителей по отношению к детям. К сожалению, с

    достижением детьми юношеского возраста позиция родителей может свестись к

    одной из двух крайностей, описанных педагогом В.А. Караковским.

    В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в

    том, что власть над детьми дана "от бога" (на худой конец - от природы), и

    начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и

    решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу

    "Делай, как я". Позиция эта чревата серьезными последствиями, ибо, встретив

    сопротивление со стороны взрослых детей, родители, в конце концов, могут

    прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни, так не соответствующий

    привычкам, вкусам и убеждениям взрослых, безнравствен и злонамерен, и в

    своих попытках исправить дело дойдут до жесткой регламентации - вплоть до

    писем в периодические издания и выше с требованиями запретить современную

    музыку и танцы, а заодно и жестко определить стиль одежды, обуви, фасон

    прически и нормы поведения, "пристойные" для юношеского возраста.

    Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем

    больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих

    детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от

    молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в

    награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения.

    Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений

    (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически

    снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между

    поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах

    юности. Кроме того, это самое нарушение взаимоотношений неизбежно выльется

    в серьезнейшие дефекты воспитания семьянина, поскольку даже в случае

    благоприятных "горизонтальных" взаимоотношений усвоение из них

    - это принуждающая власть, вытекающая из возможности наказания. Второй -

    власть вознаграждающая, следующая из возможности получения чего-то нужного

    и приятного. Третий тип получил название легитимной, или, иначе,

    узаконенной, власти изначально естественно дарованной родителям и другим

    взрослым, но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего

    солнца.

    Далее в этом перечислении мы пересечем незримый водораздел, отделяющий

    авторитарные, деспотические, по сути, типы власти от демократических, куда

    более человечных. Итак, четвертый тип власти - это власть экспертная,

    основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какой-

    то области (если хотите - власть диплома). Тип пятый - информационная

    власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какой-либо нужной и важной

    информации (просим не путать: власть, основанная на фразах типа "Не

    сделаешь - всем расскажу о том, что...", является не информационной, а

    принуждающей; подлинно информационную власть легко можно увидеть в сложной

    ситуации, когда кто-то один лучше других знает, как из нее выйти). И,

    наконец, шестой тип - власть референтная, целиком и полностью связанная с

    тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны

    поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых

    сомнений, естественно, не вызывает.

    На что в связи с этим необходимо обратить внимание учителю? На

    разъяснение родителям необходимости пересмотра их взглядов на вопросы

    власти и авторитета во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а именно -

    снижение роли власти и повышение роли авторитета.

    В целом, любой авторитет является общепринятым не заслуженным

    доверием, которым пользуется кто-то у других людей. Именно доверие и

    составляет основу подлинного авторитета. Неслучайно В. И. Ленин писал, что

    успех в руководстве (а ведь, воспитывая детей, взрослые, по сути, руководят

    ими) определяется "не силой власти, а силой авторитета, силой энергии,

    большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости". Из

    этого следует, что успех и в воспитании, и в руководстве определяется "не

    властью единой...".

    Развивая эту тему перед родителями, необходимо им напомнить, что в

    настоящее время принято различать три вида авторитета. Так называемый

    формальный авторитет порождается социальной ролью человека, когда каждый из

    нас, выполняя определенную социальную функцию, обязательно вступает при

    этом во взаимодействие с другими. Подобной формой авторитета взрослые еще

    недавно были наделены с избытком, ибо он является естественным содержанием

    таких социально-ролевых взаимоотношений, как Взрослый-Дитя, Родитель-

    Ребенок, Учитель- Ученик, Тренер - Член секции. Но с наступлением юности

    подобная авторитетность начинает уменьшаться прямо пропорционально

    накоплению младшими опыта и знаний, их стремительному продвижению по

    лестнице социализации. И в связи с этим, право же, не стоит запаздывать с

    углублением и упрочением второго вида авторитета, более глубокого и

    действенного. А именно функционального, опирающегося на эрудицию,

    компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Прежде всего, этот

    авторитет нужен родителям и учителям, поскольку первые, по мнению некоторых

    юношей и девушек, "сильно отстают от жизни", а вторые "дальше своего

    предмета ничего не видят". Лучше же всего для нас, взрослых (да и для

    юности тоже), было бы, если бы нам удалось овладеть третьим, высшим видом

    авторитета - личным.

    Есть ли такая возможность у взрослых? Безусловно, да. Юность крайне

    нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого

    можно равняться, и если она найдет его в своем ближайшем окружении - одном

    из родителей, учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать

    поиски "на стороне". Однако возможно это при наличии двух необходимых (и, к

    сожалению, не всегда достаточных) условий. Первое - это наша способность

    быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие

    со стороны скептически настроенного подрастающего поколения. Ну, а второе -

    это правильно выбранный стиль взаимоотношений с ними: следующий важный

    момент, на который учителю следует обратить внимание родителей.

    Мы не случайно уделили столько внимания власти и авторитету взрослых.

    По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно,

    ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.