МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая характеристика социализации детей

    Наиболее частой причиной того, что ребенок живет с одним родителем,

    является развод. В большинстве случаев разводу предшествует, а также

    следует за ним, определенное повышение уровня конфликтности отношений.

    Подобные трения являются ключевым элементом негативного эффекта развода.

    Наиболее стрессогенным периодом является первый год после развода.

    Родители сталкиваются со множеством новых и сложных проблем в ведении

    хозяйства, денежных делах и профессиональной деятельности. После развода

    доход матери-одиночки (наиболее типичная ситуация) резко падает.

    Разведенные супруги нередко продают свой дом и переезжают на новое место;

    во многих случаях переезд усугубляет проблема адаптации, которые

    добавляются к затруднениям, связанным непосредством с разводом.

    Неудивительно, что у родителей в этих условиях падает самооценка,

    наблюдается чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества,

    беспомощности, ощущение собственной несостоятельности в близких значимых

    отношениях.

    Можно ожидать, что стресс и неуверенность разведенных родителей

    отражаются на их взаимоотношениях с детьми. По сравнению с другими

    родителями, недавно разведенные менее нежны, более строги, реже высказывают

    требование зрелого поведения, хуже общаются, непоследовательны в

    использовании дисциплинарных методов и менее способны контралировать детей.

    Два года спустя после развода родители уже более эффективно

    справляются со своими проблемами; их самооценка повышается, улучшаются

    отношения с детьми. Матери становятся более заботливыми и последовательными

    в использовании дисциплинарных методов, лучше следят за поведением своих

    детей и в большей мере требуют зрелого поведения; они лучше общаются с

    детьми, чаще прибегая к объяснениям и рассуждениям. Однако со временем

    матери становятся менее заботливыми и нежными, отстраняются от своих детей.

    Как можно предположить на основе данных о подобных родительских

    реакциях, развод оказывает наиболее сильное негативное влияние в первый

    год, а его последствия для мальчиков серьезнее, чем для девочек. После

    развода родителей у мальчиков наблюдается больше проблем в когнитивной,

    эмоциональной и социальной сферах; они чаще, чем девочки, становятся

    неуправляемыми, агрессивными и импульсивными и в то же время зависимы,

    тревожны, хуже ориентируются в задании.

    С улучшением психологического состояния и адаптации родителей на

    втором году после развода улучшается психологическое состояние и адаптация

    детей. В исследовании Хетерингтон и ее коллег было обнаружено значительное

    смягчение негативных последствий, а у девочек практически полное их

    исчезновение через 2 года после развода. Эти результаты говорят о том, что

    в конечном счете стабильная семья с одним из родителей предпочтительнее

    сохранения ради детей конфликтных супружеских отношений. Супружеский

    конфликт связан с поведенческими нарушениями у детей, поскольку он зачастую

    приводит к ухудшению родительского поведения, ослаблению контроля и

    отвержению.

    Мачехи и отчимы.

    После периода привывакания к проживанию с одним родителем (часто

    связанного с беспокойством) многим детям приходится справлятся еще с одной

    жизненной переменой: вхождение в новую нуклеарную семью. Маленькие дети и

    подростки лучше адаптируются к этой ситуации, чем 9-13-летние дети.

    Проблемы могут усугублятся появлением в семье детей от предыдущего брака

    отчема или мачехи.

    В литературе мачех и отчимов нередко изображают злыми и жестокими,

    однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.Так, 6-11-

    летние мальчики, воспитывавшиеся с отчимом, были более зрелыми, адаптивными

    и социально компетентными, чем сыновья одиноких женщин. Этот позитивный

    эффект, вероятно, объясняется тем, что многие маленькие мальчики страстно

    желают иметь нового отца и быстро к нему привязываются. Более того, отчимы

    нередко оказываются внимательными и компетентными родителями. Вновь

    вышедшие замуж матери обычно более счастливы и благополучны, чем одинокие ,

    и в связи с уменьшением рабочей нагрузки, финансовых забот и чувства

    одиночества могут уделять своим детям больше внимания и сил.

    Однако девочки не столь хорошо ладят со своими отчимами; они более

    тревожны, чем девочки, живущие с родными родителями. Девочки чаще, чем

    мальчики вступают в конфликт со своей повторно вступившей в брак матерью.

    С другой стороны, доброжилательность и внимание со стороны мачехи

    могут повысить уровень адаптации маленьких девочек. Обычно со временем

    отношения между мачехой и падчерицей улучшаются.

    Успешность выполнения родительской роли неродным родителем, т.е. такое

    его родительское поведение, которое благотворно влияет на ребенка, зависит

    не просто от его пола или проживания с ребенком в одном доме, а от его

    личностных особенностей, интереса к ребенку, его системы отношений,

    используемух методов воспитания, а также от того, насколько благополучен

    новый брак. Кроме того, повторный брак может способствовать улучшению

    эмоциональной адаптации самого родителя, повышению его самооценки, а эти

    факторы, в свою очередь, обусловливают улучшение его взаимодействия с

    ребенком, которое благотворно влиляет на личность ребенка и на его

    социальную адаптацию. Однако в ситуации с отчимом есть опасность его

    дистанцирования от детей, особенно от подростков.

    Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми

    Воспитание детей связано с серьезнейшей ответственностью, к которой

    большинство родителей оказываются не готовы. Эмоциональные проблемы и

    жизненный стресс некоторых взрослых мешает им быть хорошими родителями, и

    как результат, часть из них подвергают своих детей жестокому обращению,

    сексуальному насилию или пренебрегают родительскими обязанностями.

    Случаи жестокого обращения с детьми типичны для малообеспеченных

    семей, однако имеют место во всех социальных, расовых и этнических группах.

    Жестокое обращение, как и другие формы дисциплинарного воздействия,

    является функцией от таких взаимовлияющих факторов, как личностные и

    когнитивные характеристики родителей, система отношений и поведение

    ребенка, а также социальный контекст.

    Многие жестоко обращающиеся со своими детьми родители сами в детстве

    стали жертвой жестокого и равнодушного отношения, и эта модель, по-

    видимому, закрепилась и воспроизводится, особенно в ситуации стресса и

    отсутствия социальной поддержки. В то же время важно помнить, что детский

    опыт жестокого обращения родителей не делает неизбежным жестокое обращение

    с собственными детьми, и многим родителям удается разорвать порочный круг

    насилия. Только у 10 % жестоких родителей диагностируются серьезные

    психические растройства, у большинства же проявляются личностные и

    поведенческие особенности, связанные с неэффективным выполнением

    родительской роли и неспособностью адекватно справлятся со стрессом.

    Дети, ставшие жертвой жестокого обращения, непроизвольно подкрепляют

    жестокость своих родителей, поскольку доставляют много хлопот и вносят

    напряжение в семейные отношения. Возбудимые, невосприимчивые, капризные

    младенцы – а также физически непривлекательные, гиперактивные, непослушные

    дети – становятся жертвой жестокого обращения чаще, чем отзывчивые,

    привлекательные, спокойные, непритязательные и послушные дети. Кроме того,

    жертвой жестого обращения чаще становятся физически слабые маленикие дети,

    вероятно, в связи с тем, что с ними больше хлопот.

    Социально и экономическая напряженность повышает вероятность жестого

    отношения к ребенку (см. таблицу 1). С повышением в обшестве уровня

    безработицы в следующие несколько месяцев повышается частота случаев

    жестокого обращения с детьми.

    Последствия жестокого обращения могут проявиться уже в раннем

    возрасте. Взаимодействуя со своими матерями, дети, подвергавшиеся жестокому

    обращению, гораздо чаще демонстрируют избегающие, амбивалентное поведение и

    непослушание. Они им не доверяют, угрожают и иногда направляют на них

    враждебные действия. Очевидно, что многие дети, подвергшиеся жестокому

    обращению, перестают доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на

    других людей; эта модель поведения закрепляется и воспроизводится при

    воспитании собственных детей. Тем не менее многие дети, ставшие жертвой

    жестокого обращения, становятся в последствии адаптивными, эмпатичными и

    благожелательными родителями.

    Жестокое обращение часто ограничивают от пренебрежения родительскими

    обязанностями, когда детей просто плохо кормят и одевают, оставляют без

    присмотра, не прибегая при этом к физическому насилию. Но не редко бывает

    трудно провести черту между жестоким и равнодушным отношением, поскольку

    они обычно сопутствуют друг другу. Корреляты жестокого и равнодушного

    отношения очень близки.

    1.5 Вывод

    Обьектом большества исследовательских работ о семье до недавнего

    времени являлись наиболее значимые диадные ( т.е. между двумя людьми)

    отношения, как правило, отношения между матерью и ребенком. Семья – это

    сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависымых

    подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат,

    бабушка-внук и т.д.). Таким образом, качество отношений между матерью и

    отцом может влиять на систему мать-ребенок и отец-ребенок; стабильные,

    благополучные супружеские отношения обуславливают благожелательное и

    заботливое родительское поведение; тогда как неудовлетворительные отношения

    между мужем и женой могут привести к напряженности и тревоге, которые

    отразятся на родительском поведении. С другой стороны, некоторые родители,

    обычно матери, могут компенсировать неудовлетворенность собственным браком,

    проявляя особую чуткость и отзывчивость к своим детям. Или маленький

    мальчик, подвергающийся жестокому обрашению со стороны родителей, может

    избежать социальной и эмоциональной дезадаптации, находя теплоту и

    поддержку в отношениях со старшей сестрой или с любящими бабушкой и

    дедушкой.

    С системной точки зрения, диадные отношения, к прмеру между отцом и

    ребенком не могут выступать как независимые, их можно понять только в

    контексте семьи и ее разнообразных подсистем. Семья – «открытая» система;

    это означает, что она переживает периоды стабильности и периоды колебаний.

    Многие параметры семейной системы и установившиеся модели взаимодействия

    между членами семьи поддерживают ее стабильное, адаптивное и довольно

    ровное функционирование.

    Используемые родителями методы воспитания – функция от множества

    взаимодействующих между собой факторов, которые включают в себя культурную

    и социальную среду, уровень развития ребенка, личностные особенности

    родителя и ребенка, а также контекст социальных отношений, в частности

    отношений между родителями.

    Среди родительских качеств, влияющих на стиль воспитания и

    дисциплинирования, можно навзать зрелость и эмоциональную адаптивность.

    Процесс дисциплинирования обусловлен также представлениями родителей о

    мотивации и способностях ребенка. Родители склонны наказывать за пустяки,

    если считают, что они совершены преднамерено и что ребенок достаточно

    врослый, чтобы контролировать свое поведение. Родители, полагающие, что

    ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира, придерживается

    стиля воспитания, отличных от таковых у родителей, которые уверены в том,

    что ребенок пассивен в своем познании.

    Наиболее часто применяемые в воспитанни методами являются награда,

    наказание и рассуждение или индукция. Награда (подкрепление) может быть

    соцеальной (например, похвала) и несоциальной (например, особые

    послабления) . Эффективность социального подкрепления зависит от отношения

    ребенка со взрослым. Подкрепление бывает ненамеренным, например когда

    ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. В этих условия

    родитель может попытатся присечь нежелательные действия, проигнорировав их.

    Если стратегия подкрепления несрабатывает, родители могут счесть

    нужным использовать наказание. Для того чтобы наказание было эффективным

    его следыет применять как можно скорее после нежелательного поведения.

    Наказание более эффективно, если исходит от заботливого, любящего родителя,

    а для присечения нежелательных действий важна последовательность в его

    использовании. Согласно принципу минимальной достаточности, строгость

    наказания должна быть необходимой и достаточной, чтобы вызвать послушание.

    Запреты и наказания с большой вероятностью будут иметь запоанированный

    эффект, если будут сопровождаться разяснением и объяснением. Жестокое или

    несправедливое наказание может иметь негативный побочный эффект.

    Дисциплинарные стратегии, не связанные с наказанием – называемые

    индуктивными методами – вкючают в себя рассуждения, указания на последствия

    нежелательных действий или опеллирование чувства собственного достоинства

    ребенка или его стремлению к превосходству.

    Успешность применения этих методов зависит от эффективности общения

    родителй с ребенком, а такжк от понимания ребенком причин, по которым

    необходимо следовать правилам и указаниям.

    Дети социализируются не толко по средствам прямого общения но и через

    родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание –

    это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм,

    по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие

    поведенчиские модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от

    наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого

    перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с

    человеком.

    Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного

    исторического периода к другому; они также неадекватны вразных семьях.

    Исследователи выделяют четыре модели родительского поведения :

    авторитарное, авторитетное, либерально-популистическое и

    отвергающе0пренебрижительное. Наиболее благоприятным для ребенка является

    авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с

    высоким уровнем теплоты иотзывчивости.

    Взаимоотноешение сиблингов - важнейший аспект семейной жизни. Они

    могут быть как онтогонистами, так и дружелюбными, теплыми. На то, каковы

    будут отношения между сиблингами влияет позиция матери. Тип отношений между

    сиблингами довольно устойчив. У единственного ребенка, по всей видимости,

    все же не формируются негативные качества.

    Наиболее тяжелыми для детей разведенных родителей является первый год

    после развода. Стресс и неуверенность , которые испытывают родители,

    отражается на отношениях с детьми . В наибольшей степени негативным

    последствием развода подвержены дети дошкольного возраста. Дети школьного

    возраста более способны справлятся с ситуацией развода, поскольку лучше

    понимают проблемы родителей и причины развода. Взаимодействие между

    разведенными родителями играют существенную роль в адаптации детей к

    ситуации развода.

    Воспитание детей связано с наибольшими трудностями для одиноких

    родителей, особенно для несовершеннолетних родителей. Серьезной проблемой

    для матерей-подростков является бедность, отсутсвие перспиктив,

    необходимость достичь автономий от матери и сформировать собственную личную

    идентичность, выполняя при этом материнские обязанности.

    Жесткое обращение с детьми имеет место во всех социальных,

    этнических и рассовых группах. Оно является функцией от взаимодействующих

    между собой личностных и когнитивных характеристик родителей, поведения и

    системы установок ребенка, а также от социального контекста. Многие

    жестокие родители сами в детстве стали жертвой жестокого обращения и

    отвержения и, по видимому, воспроизводят усвоеную модель. Жестокое

    обращение с ребенком нередко является частью модели внутрисемейного

    насилия; оно особенно выражено в ситуациях социальной и экономической

    напряженности.

    Семью можно рассматривать как сложную систему, состоящую изи

    взаимовлияущих и взаимозависимых подсистем. В системной модели каждый член

    семьи рассматривается как активный участник ряда взаимодействующих

    подсистем. Поэтому, чтобы понять индивидуальное развитие и личность ребенка

    необходимо проанализировать и исследовать свою систему семьи и ее

    подсистемы.

    ГЛАВА 2. Социализация вне семьи

    Психологи стали постепенно осозновать значение изучения социализации

    в более широком социальном контексте, чем контекст отношений между

    родителем и ребенком. Также большое значение в формировании поведения

    ребенка наряду с оциализацией в семье имеет социализация вне семьи.

    2.1 Отношения со сверстниками.

    Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на

    личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В

    группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым

    не смогбы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего

    возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и

    доминированию. в позднем детстве сверстники могут помогать друг другу

    справлятся с личными проблемами и тревогами.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.