Некоторые трудности общения в подростковом возрасте
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности,
получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов:
Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф.,
Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. /2, 8, 9, 11, 17, 22, 31/
Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на
слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие
важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и
рассмотрены еще Цицероном. /9/
Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия,
ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось
в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема
общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии,
социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии,
общей психологии, педагогики, педагогической психологии. /9/
Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные
центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не
достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм,
механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют
этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею
изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и
д.р. /2, 8, 9, 11, 17, 31/
С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева
Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. /9/
Утверждение единства общения и деятельности в то же время не
предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид
деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).
Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная
деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в
третьих, результат специальной задаваемой деятельности. /11/
В качестве основного определения используется следующее: общение – это
взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен
представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.
/11/
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в
младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные
периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это
непосредственное эмоциональное общение /17/, в дошкольном периоде – это
игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между
людьми /35/, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений
между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным
периодом. /35,36,4,17/
Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей
деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-
личностный характер, предметом общения выступает другой человек –
сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных
отношений с ним /4/. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б.,
Драгунова Т.В., Каган М.С. /36/
2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает
общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее
освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и
развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как
приобщение подростков к обществу" /24,31,32/
Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе
сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков
общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового
возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще
старших на ровесников, более или менее равных по положению. /22/
Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками,
которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с
возрастом усиливается. /22/ Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по
своей специфике, является коллективно-групповым /22/. Такую специфику
поведения подростков он объясняет так:
Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по
нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не
сообщают взрослые.
Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра
и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в
то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт
подростку чувство благополучия и устойчивости. / 22/
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом
определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И.
отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения
детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков,
наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются
возможностью широкого общения со сверстниками. /3/ К началу подросткового
возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят
оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только
школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы
учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается
в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с
товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение
отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже
не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и
стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.
На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими
детьми, затевают совместные игры и так далее. /13,М/
Однако различие между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят
мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует
дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной
деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем
наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и
избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики
сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или
делового взаимодействия, у них складывается положительная установка,
появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным
образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них
сравнительно второстепенно.
С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки -
по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен,
1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало,
что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели
мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с
родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и
устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.
Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и
юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух
потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в
принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление
чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. /14/
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся
или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение
от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только
быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них
удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может
выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть
признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в
каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения
подростков, особенно младших подростков.
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков
весьма противоречивы /34/.С одной стороны, стремление во что бы то ни стало
быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой
ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет
товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-
личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную /32/
Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных
симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие
собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает
при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается
пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими
формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных
контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков
доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная
деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению
разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-
группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность,
жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на
совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-
ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и
является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп,
коллективов, организаций и т.д./23/
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном /24-/, показывают, что
потребность подростка в интимно-личностном общении в основном
удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном
общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает
преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной
форме выражена в минимальном количестве.
Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что
общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму
при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности.
Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие
этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении
своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением
социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-
личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения /24/.
Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и
последовательного включения подростков в систему общественно-полезной
деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-
ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном
общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные
изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.
/24/
Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения
подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой
из форм общения соответствует определённый круг общения.
Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще
всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по
команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.
Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения,
которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в
качестве субъектов общения.
При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров
общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более
старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%).
Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков
данной группы.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной
формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся
неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную
направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/.
Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения,
личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности.
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми
человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или
"барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается
с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин,
Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)
В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между
учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с
целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие,
значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев,
А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и
др.)
Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это
субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации
прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера
общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания
партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического
состояния. /9/
Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими
барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность
субъектов. /9/
Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки,
перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения /9/.
Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по
А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);
б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе
и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/
В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию
затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия
условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой,
например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное
(затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).
/9/
На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются
с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как
смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В деятельностном
подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения
общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в
когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/
Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в
общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-
психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных
отношений. /9/
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это
область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией
в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения
возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности
(взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе,
например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми,
до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со
сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к
общению со взрослыми. /9/
Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область,
где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в
качестве причины коммуникативных затруднений.
Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|