МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

    7. умения взаимодействовать.

    Таким образом, психотехнология общения – это система социально-

    психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и

    порядок их реализации в соответствующих коммуникационных ситуациях.

    Наиболее важные и длительные эффекты на развитие человечества в

    истории оказывали слова, а не войны. Большинство великих истин было открыто

    очень давно. Сочетая опыт наших предков и современные знания, мы неизменно

    делаем правильный выбор.

    Например, сегодня известно, что определенные функции ассоциируются с

    деятельностью левого полушария мозга, тогда как другие с деятельностью

    правого полушария. Для левого полушария обычно характерны логика, факты и

    аналитическое обоснование. Мышление правого полушария в большей мере

    определяется чувствами и эмоциями.

    Вспомним Аристотеля (кн. «Риторика»). Первая вещь, которую Аристотель

    считал необходимой для убеждения другого человека, состоит в обращении к

    его «логосу». Это греческое слово означает логику. Мы должны представить

    логические и фактические обоснования для действия. Но Аристотель полагал,

    что фактов недостаточно. Если бы это было так, никто не курил бы сигарет и

    каждый, кто водит автомобиль, всегда пристегивался. Аристотель говорил, что

    мы должны апеллировать также к «пафосу» человека (греч. – эмоции).

    По мнению Аристотеля, все человеческое поведение является смесью

    рационального и иррационального – сознательного и бессознательного. Важно

    апеллировать как к «логосу» (логике), так и к «пафосу» (эмоциям).

    Схема №1

    Левое полушарие Правое полушарие

    «логос» (логика) «пафос» (эмоции)

    Логическое убеждение Эмоциональное заключение

    Наряду с такими качествами психолога-консультанта, как умение изложить

    факты, вывести клиента на уровень эмоций (переживаний), помочь ему

    осуществить выбор (на какой из "-" хватит сил), важное значение имеет то,

    что клиент (человек) хочет вести дела с тем, кто ему нравится, кому он

    доверяет и в ком он уверен. Клиент также хочет, чтобы психолог-консультант

    был сердечным, дружелюбным и человечным. Люди не хотят вести дела с

    психологом, которого считают холодным, равнодушным и высокомерным.

    Аристотель называл все это греческим словом "этос".

    У клиента будет 5 вопросов в отношении психолога-консультанта как

    индивидуума. Он никогда не задаст вопросы прямо, но, тем не менее, он

    сформулирует ответы на основе своего впечатления о нем. Эти ответы на 5

    вопросов будут определять взаимоотношения и являются самым важным ключом к

    его профессиональному успеху.

    1. Вы надежны и заслуживаете доверия?

    2. Вы искренни?

    3. Вы компетентны?

    4. Ваше внимание сосредоточено на клиенте?

    5. Вы нравитесь мне?

    Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать

    действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми,

    которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.

    Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного

    общения:

    1. Факты: логическое обоснование

    2. Чувства: эмоции и переживания ( личностный смысл)

    3. Этос: любовь, доверие, признание (Ваше умение

    взаимодействовать).

    Таким образом, именно личность психолога-

    консультанта во многом определяет продуктивность как коммуникативной

    деятельности, так и всего консультативного процесса.

    Ряд исследований, проведенных в последние годы,

    говорит о том, что профессиональные затруднения начинающих психологов-

    консультантов часто связаны с недостаточной психологической

    компетентностью, проявляющейся, например, в авторитарности, неумении быть

    терпимым, неуверенности, коммуникативной пассивности (Г.С. Абрамова, М.Р.

    Битянова, Р. Кочунас и др.).

    1.2. Особенности профессиональной деятельности

    психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-

    консультанта.

    Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-

    консультанта и портрету "идеального" психолога посвящено большое количество

    исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р.

    Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов,

    1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить

    личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его

    профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость

    обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что

    работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом –

    индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта

    выделяется почти во всех теоретических системах как "важнейшее целительное

    средство" в процессе консультирования. "По существу основная техника

    психологического консультирования – это "я – как – инструмент" (23, c.25).

    Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как

    индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле

    возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии

    психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его

    работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки

    психологов-консультантов. В нашем исследовании необходимо определить

    коммуникативные способности, знания и умения, с их учетом построить модель

    "идеального" специалиста в рамках коммуникативной компетентности и

    выдвинуть критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта.

    Важной особенностью психологического моделирования личности является

    учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную

    компетентность личности психолога – характер деятельности, система

    отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста

    строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).

    При построении модели специалиста метод моделирования широко

    использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает

    обобщенно "в виде...образца специалиста, которого высшая школа должна

    выпустить из своих стен".(48).

    Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей

    степени обеспечивало бы успех консультирования?

    Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о

    свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к

    сожалению, нет.

    Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные

    коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления

    стоящих перед ним практических задач.

    Г.С. Абрамова считает, что "эмпирически очевидные показатели, которые

    служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий." (1,

    с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в

    повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель

    тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

    Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и

    влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на

    эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая

    результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как

    желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е.

    способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования

    коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или

    не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного

    профессионала.

    Дадим определение "продуктивной деятельности" – "это специфический вид

    человеческой активности, направленной на творческое преобразование,

    совершенствование действительности и самого себя." (30, с. 76). Это

    деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной

    своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта

    может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное

    освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных

    способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных

    способностей, которые определяются на материале научных источников.

    Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта

    находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность

    психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

    Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить

    на 3 сферы:

    1. Коммуникативная сфера.

    2. Эмоционально-волевая сфера.

    3. Познавательная сфера.

    Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

    1. Коммуникативная сфера.

    Эта сфера, по нашему мнению, является основной,

    т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные

    связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и

    поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

    Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как

    потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть

    включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность.

    Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной

    особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании

    М.Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е.И.Рогова (1995),

    указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору

    общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору

    подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями

    настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к

    деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной

    деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии

    педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти

    данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.

    Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из

    важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют

    эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве

    особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же

    эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через

    чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех

    же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать

    аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на

    интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную

    эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные

    реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы

    реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может

    рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде

    переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как

    свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как

    способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д."

    (55).

    Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать

    специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

    Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-

    консультанта – наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет

    многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни

    человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа

    "человек-человек" состоит в том, что:

    1) нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть

    его внутренние, психические состояния или свойства;

    2) необходимо дифференцировать признаки;

    3) связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения;

    4) содержание деятельности в этих профессиях предполагает

    взаимодействие людей

    Бодалев А.А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является

    важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению

    быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их

    внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их

    настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего

    облика и за ними видеть существенное в личности." (18, с. 101) Также автор

    в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые

    для успешного общения:

    1)Умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого человека;

    2)умение ставить себя на место другого и видеть мир, работы, нас, все

    происходящее его глазами;

    3)умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий

    способ поведения, способ обращения с ним.

    Наблюдательность предполагает не только перцептивные и понятийные

    качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии

    предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами.

    Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его

    состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его

    эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических

    состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в

    процессах взаимодействия между людьми.

    Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором

    невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики

    голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие

    особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость,

    экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные

    характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и

    поддерживать контакт с клиентом.

    По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается

    словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные

    55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой,

    внешним видом (32, с.6).

    Основными характеристиками для невербальных средств общения являются

    движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное

    значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на

    котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает

    дискомфорт у участников (Ю.Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики

    помогают "читать по лицу" собеседника.

    Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на

    всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним

    относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а

    также приемы на каждом этапе психологического консультирования:

    присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание,

    отражение чувств.

    2. Эмоционально-волевая сфера.

    В эту группу входят такие качества, как:

    . саморегуляция – способность контролировать свои чувства, поведение.

    . ответственность – умение отвечать за свои поступки.

    В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических

    психологов Е.Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты,

    характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более

    высоком профессиональном уровне (48). Кроме того, было указано на то, что

    при отсутствии того или иного профессионально необходимого качества

    наблюдается стремление специалиста заменить его такими нравственными

    качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга.

    Таким образом, ответственность выполняет компенсаторную функцию по

    отношению к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная

    неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться

    высоким уровнем ответственности.

    Некоторыми исследователями подчеркивается необходимость развития у

    психолога-консультанта для обеспечения эффективности профессиональной

    деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств как эмоциональная

    устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная

    заразительность (М.В. Молоканов, 1995; И.М. Юсупов, 1992; Е.Э.Смирнова,

    1977).

    . уверенность в себе. Это качество является важным в любых ситуациях.

    Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог

    вызвать доверие со стороны других людей. Для этого у психолога-

    консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка,

    быть может немного завышенная, но никак не крайность – слишком

    высокая, т.к. это также может помешать установлению контактов;

    . эмоциональный контроль, стабильность;

    . также важно иметь критические способности к себе, которые будут

    способствовать дальнейшему личностному росту.

    3. Познавательная, когнитивная сфера.

    . здравый смысл

    . живой, ищущий ум

    . гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.