МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

    Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

    Министерство образования Российской Федерации

    ___________________________________________________

    Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.

    Шолохова

    Кафедра социальной и педагогической психологии

    Дипломная работа

    Гончар Н.В.

    "Критерии оценки уровня продуктивности

    коммуникативной деятельности

    психолога-консультанта".

    Курс 5/5, очно-заочное отделение

    Научный руководитель:

    Смирнова Г.Е., доцент кафедры

    социальной и педагогической

    психологии

    Москва – 2002

    Оглавление.

    Введение______________________________________3

    Глава 1. Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта.

    __________________________________________________7

    1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии

    общения.__________________________________________7

    1.2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

    Теоретический анализ модели идеального психолога-

    консультанта.__________________14

    1.3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных

    авторов.___________________29

    Глава 2. Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности

    уровня коммуникативной деятельности психолога-

    консультанта.________________37

    2.1. Обоснование замысла исследования__________37

    2.2. Организация и ход исследования_____________38

    2.3. Результаты исследования и их обсуждение____40

    2.4. Выводы__________________________________44

    Заключение___________________________________47

    Литература___________________________________49

    Приложения__________________________________52

    Введение.

    В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии

    актуальной является проблема качества профессиональной подготовки

    практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности

    психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей,

    поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут

    подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими

    и во многом определяют успешность психологической консультативной

    деятельности.

    Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных

    психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности

    психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы

    психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической

    коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С.

    Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.), однако остается

    нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности

    коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы

    нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность

    регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных

    способностей как у студентов психологического факультета, так и у

    работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности

    позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет

    психологии.

    Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и

    обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности

    психолога-консультанта.

    В качестве объекта исследования выступает профессиональная

    коммуникативная деятельность психолога-консультанта. Предметом исследования

    является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность

    достижения целей консультирования.

    В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня

    продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут

    быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных

    научных исследованиях данных, а также путем анализа специально

    разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-

    консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ

    им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии.

    Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

    1. Провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта

    2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-

    консультанта, сформулировать понятие продуктивной деятельности.

    3. Сформулировать понятие коммуникативной компетентности.

    4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс

    психологического консультирования у разных авторов.

    5. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных

    критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности

    психолога-консультанта.

    6. Разработать анкету для изучения возможных критериев оценки

    продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

    7. Провести сравнительный анализ полученных данных

    8. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических

    данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта

    Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы

    исследования осуществлялись с помощью методов:

    . моделирования (составление и теоретический анализ модели

    "идеального" психолога – эталона),

    . анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев

    оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-

    консультанта

    . метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают

    практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты

    . беседы

    . интервью

    Обработка результатов эксперимента проводилась при

    помощи метода математической статистики.

    В эксперименте принимали участие: продуктивно

    консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-

    выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38

    человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", студенты

    МГОПУ первого курса вечернего отделения (35 человек)

    Новизна и теоретическая значимость данной работы в

    том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев

    оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-

    консультанта.

    Практическая значимость работы заключается в следующем:

    1. Полученные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта позволяют определить

    направления профилактической и коррекционной работы с практикующими

    специалистами с целью предотвращения коммуникативной вялости и

    развития коммуникативной компетентности в процессе профессиональной

    деятельности.

    2. Полученные результаты могут использоваться при отборе абитуриентов,

    поступающих на факультет психологии, а также для развития и

    коррекции коммуникативных умений студентов психологического

    факультета.

    Глава 1.

    Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности

    психолога.

    1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии общения.

    Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.

    Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи

    Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др. Так, с точки зрения

    Л.С.Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе

    индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как

    взаимодействие 2-х индивидов, отношения диалога, спора и т.д. (14).

    Существуют различные теории общения и среди них – теория Зигмунда

    Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей

    воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных

    ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с

    уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику

    – нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди

    общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные

    вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то,

    почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается

    весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем

    Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других

    людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он

    подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не

    исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения

    других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой

    процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими

    людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать

    значение предметам, действиям, событиям. Когда мы придаем значение чему-то,

    оно становится символом. Вытянутая рука может символизировать приветствие,

    мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него

    реагировать – пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или

    удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

    Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами

    взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то

    сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно

    прекратить разговор и т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей

    назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник

    могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно,

    иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но

    существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится

    поменяться местами со своим начальником. (47)

    Множество теорий обуславливается многообразием человеческого общения и

    многообразием подходов к проблеме психологии общения.

    Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на

    составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

    Вспомним Аристотеля, его представления о коммуникации можно

    представить в виде схемы:

    ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).

    И эта триада, правда, в несколько ином звучании, - "коммуникатор –

    сообщение – коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях

    коммуникации, составляя ядро всех моделей.

    Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г.

    Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса

    коммуникации:

    Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким

    эффектом?

    Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о

    конкретном коммуникационном процессе. (44)

    Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня

    продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие

    критерия. Критерий – это признак, на основании которого производится

    оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для

    психолога-консультанта одним из таких критериев является умение

    ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные

    особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и

    реализовывать адекватные способы общения с ними.

    А.А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые

    могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в

    процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким

    параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют

    возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней

    (9).

    По уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной

    деятельности выделяют:

    . первоначальные умения, представляющие собой осознание цели действия

    и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер проб и

    ошибок;

    . частично умелую деятельность, которая характеризуется овладением

    умениями в выполнении отдельных приемов, операций, уточнением

    необходимой системы знаний, сформированностью специфических для

    данных действий навыков, появлением творческих элементов

    деятельности;

    . умелую деятельнсть как творческое использование знаний и навыков с

    осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств

    ее достижения (на уровне тактики деятельности);

    . мастерство как овладение умениями на уровне стратегии деятельности,

    творческого использования различных умений (технологий) (25).

    Различение умений по уровням овладения актуально,

    так как содержание психолого-консультативной

    работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня

    сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.

    В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная

    компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно

    взаимодействовать, т.е. получать обратную связь. Понятие коммуникация

    происходит от латинского communicatio, communico – делаю общим, связываюсь,

    общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи.

    Общение – это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально),

    так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных

    жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.

    Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его

    структуру. В отечественной социальной психологии структура общения

    характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

    коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона

    общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет

    накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в

    организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене

    не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их

    способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои

    действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или

    недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии

    личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия

    людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

    Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения

    являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

    Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их

    единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей,

    а также в процессе психологической консультации.

    Выделим 3 функции общения:

    . познавательная

    . коммуникативная

    . регулятивная (управленческая)

    Успешное выполнение всех этих функции имеет

    огромное влияние на процесс и результат психологического консультирования,

    однако, наша работа призвана осветить коммуникативную сторону общения, а

    также выдвинуть критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности

    психолога-консультанта.

    Определим коммуникативные умения как синтез общепсихологических,

    социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.

    Коммуникативные умения формируются двумя путями:

    . в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность

    включена;

    . в ходе специальной подготовки к общению.

    Профессиональные умения определяют успешность

    практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять

    психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные

    действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные – плодотворные,

    положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные.

    Умения, необходимые для общения личности можно

    условно разделить на семь групп:

    1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и

    речевыми средствами общения;

    2. социально-психологические умения связаны с овладением процессами

    взаимосвязи взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения,

    взаимопроявлений и взаимовлияний;

    3. психологические умения связаны с овладением процессами

    самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;

    4. умение использовать нормы речевого этикета в соответствии с

    конкретной коммуникационной ситуацией;

    5. умения использовать невербальные средства общения;

    6. умения общаться в политической деятельности;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.