Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
Министерство образования Российской Федерации
___________________________________________________
Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.
Шолохова
Кафедра социальной и педагогической психологии
Дипломная работа
Гончар Н.В.
"Критерии оценки уровня продуктивности
коммуникативной деятельности
психолога-консультанта".
Курс 5/5, очно-заочное отделение
Научный руководитель:
Смирнова Г.Е., доцент кафедры
социальной и педагогической
психологии
Москва – 2002
Оглавление.
Введение______________________________________3
Глава 1. Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной
деятельности психолога-консультанта.
__________________________________________________7
1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии
общения.__________________________________________7
1.2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Теоретический анализ модели идеального психолога-
консультанта.__________________14
1.3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных
авторов.___________________29
Глава 2. Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности
уровня коммуникативной деятельности психолога-
консультанта.________________37
2.1. Обоснование замысла исследования__________37
2.2. Организация и ход исследования_____________38
2.3. Результаты исследования и их обсуждение____40
2.4. Выводы__________________________________44
Заключение___________________________________47
Литература___________________________________49
Приложения__________________________________52
Введение.
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии
актуальной является проблема качества профессиональной подготовки
практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности
психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей,
поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут
подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими
и во многом определяют успешность психологической консультативной
деятельности.
Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных
психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности
психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы
психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической
коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С.
Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.), однако остается
нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности
коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы
нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность
регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных
способностей как у студентов психологического факультета, так и у
работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности
позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет
психологии.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и
обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности
психолога-консультанта.
В качестве объекта исследования выступает профессиональная
коммуникативная деятельность психолога-консультанта. Предметом исследования
является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность
достижения целей консультирования.
В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня
продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут
быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных
научных исследованиях данных, а также путем анализа специально
разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-
консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ
им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии.
Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-
консультанта, сформулировать понятие продуктивной деятельности.
3. Сформулировать понятие коммуникативной компетентности.
4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс
психологического консультирования у разных авторов.
5. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных
критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности
психолога-консультанта.
6. Разработать анкету для изучения возможных критериев оценки
продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
7. Провести сравнительный анализ полученных данных
8. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических
данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы
исследования осуществлялись с помощью методов:
. моделирования (составление и теоретический анализ модели
"идеального" психолога – эталона),
. анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев
оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-
консультанта
. метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают
практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты
. беседы
. интервью
Обработка результатов эксперимента проводилась при
помощи метода математической статистики.
В эксперименте принимали участие: продуктивно
консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-
выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38
человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", студенты
МГОПУ первого курса вечернего отделения (35 человек)
Новизна и теоретическая значимость данной работы в
том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев
оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-
консультанта.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
1. Полученные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта позволяют определить
направления профилактической и коррекционной работы с практикующими
специалистами с целью предотвращения коммуникативной вялости и
развития коммуникативной компетентности в процессе профессиональной
деятельности.
2. Полученные результаты могут использоваться при отборе абитуриентов,
поступающих на факультет психологии, а также для развития и
коррекции коммуникативных умений студентов психологического
факультета.
Глава 1.
Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности
психолога.
1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии общения.
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.
Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи
Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др. Так, с точки зрения
Л.С.Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе
индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как
взаимодействие 2-х индивидов, отношения диалога, спора и т.д. (14).
Существуют различные теории общения и среди них – теория Зигмунда
Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей
воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных
ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с
уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику
– нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди
общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные
вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то,
почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается
весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем
Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других
людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он
подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не
исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения
других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой
процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими
людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать
значение предметам, действиям, событиям. Когда мы придаем значение чему-то,
оно становится символом. Вытянутая рука может символизировать приветствие,
мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него
реагировать – пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или
удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.
Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами
взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то
сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно
прекратить разговор и т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей
назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник
могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно,
иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но
существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится
поменяться местами со своим начальником. (47)
Множество теорий обуславливается многообразием человеческого общения и
многообразием подходов к проблеме психологии общения.
Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на
составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.
Вспомним Аристотеля, его представления о коммуникации можно
представить в виде схемы:
ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).
И эта триада, правда, в несколько ином звучании, - "коммуникатор –
сообщение – коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях
коммуникации, составляя ядро всех моделей.
Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г.
Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса
коммуникации:
Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким
эффектом?
Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о
конкретном коммуникационном процессе. (44)
Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня
продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие
критерия. Критерий – это признак, на основании которого производится
оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для
психолога-консультанта одним из таких критериев является умение
ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные
особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и
реализовывать адекватные способы общения с ними.
А.А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые
могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в
процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким
параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют
возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней
(9).
По уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной
деятельности выделяют:
. первоначальные умения, представляющие собой осознание цели действия
и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер проб и
ошибок;
. частично умелую деятельность, которая характеризуется овладением
умениями в выполнении отдельных приемов, операций, уточнением
необходимой системы знаний, сформированностью специфических для
данных действий навыков, появлением творческих элементов
деятельности;
. умелую деятельнсть как творческое использование знаний и навыков с
осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств
ее достижения (на уровне тактики деятельности);
. мастерство как овладение умениями на уровне стратегии деятельности,
творческого использования различных умений (технологий) (25).
Различение умений по уровням овладения актуально,
так как содержание психолого-консультативной
работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня
сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.
В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная
компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно
взаимодействовать, т.е. получать обратную связь. Понятие коммуникация
происходит от латинского communicatio, communico – делаю общим, связываюсь,
общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи.
Общение – это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально),
так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных
жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его
структуру. В отечественной социальной психологии структура общения
характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона
общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет
накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене
не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их
способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои
действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или
недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии
личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия
людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.
Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения
являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их
единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей,
а также в процессе психологической консультации.
Выделим 3 функции общения:
. познавательная
. коммуникативная
. регулятивная (управленческая)
Успешное выполнение всех этих функции имеет
огромное влияние на процесс и результат психологического консультирования,
однако, наша работа призвана осветить коммуникативную сторону общения, а
также выдвинуть критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности
психолога-консультанта.
Определим коммуникативные умения как синтез общепсихологических,
социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.
Коммуникативные умения формируются двумя путями:
. в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность
включена;
. в ходе специальной подготовки к общению.
Профессиональные умения определяют успешность
практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять
психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные
действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные – плодотворные,
положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные.
Умения, необходимые для общения личности можно
условно разделить на семь групп:
1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и
речевыми средствами общения;
2. социально-психологические умения связаны с овладением процессами
взаимосвязи взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения,
взаимопроявлений и взаимовлияний;
3. психологические умения связаны с овладением процессами
самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;
4. умение использовать нормы речевого этикета в соответствии с
конкретной коммуникационной ситуацией;
5. умения использовать невербальные средства общения;
6. умения общаться в политической деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|