МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование образов мужчин и женщин у подростков

    Э1

    III В3

    С2

    Р3

    Г3 М3

    Э2

    В4

    С3

    IV

    Г4 М4

    Рис 1. Системная модель психосексуальной дифференциации

    по В.Е. Кагану.

    I – антенатальный (внутриутробный), II – ранний детский, III –

    подростковый, IV – взрослый периоды (возраст), Г1-4 – половые гормоны, В1-4

    - морфологически (генитальный) пол и образ тела, М1-4 – половая

    дифференцировка мозга (ПДМ), Ср – средовые влияния, Р1-3 – половые

    роли/идентичности, С1-3 – сексуальные роли/идентичности, Э1-2 – эротические

    ориентации.

    Эта модель иллюстрирует системный характер и динамическую

    преемственность этапов психосексуального развития, каждый из которых

    определяется взаимодействием биологических (морфологический пол, гормоны,

    ПДМ) и средовых детерминант. Каждая из которых представляет собой

    развивающуюся систему. На этапе развития эти системы входят как структурные

    элементы в более сложные системы, в конечном итоге формирующие пол, как

    мегасистему – систему систем. Иными словами модель показывает, что пол

    формируется на каждом этапе развития и в целом на путях образования

    функциональных связей между всеми его детерминантами и уровнями их

    развития. Этот момент – образования функциональных связей – необходимо

    подчеркнуть особо, ибо понимание пола только как суммы его составных частей

    неизбежно будет ущербным.

    Таким образом, для полного понимания этой модели рассмотрим некоторые

    ее положения поближе.

    Примерно до 30-х годов ХХ века представления о внутриутробной половой

    дифференцировке ограничивалось знаниями о хромосомах, дифференцировке

    половых желез и их гормональной деятельности, приводящей к формированию

    половых органов. Начиная с 30-х гг., а интенсивнее с 50-60 гг.,

    разворачивается изучение половой дифференцировки мозга (ПДМ), влияние

    гипоталамо-гипофизарной системы на секрецию гормонов семенниками и

    яичниками на поведение. Итогом ПДМ является разная для мужчин и женщин

    чувствительность ЦНС к периферическим гормонам и разная реакция на них,

    т.е. феминизация или маскулинизация мозга, формирование нейроэндокринной

    предрасположенности к полоспецифическому поведению. Эти процессы происходят

    на 4-7 месяце внутриутробного развития.

    Общее представление о нейроэндокринном комплексе дано на рис.2

    Так к моменту рождения, пол представлен уже довольно сложной системой.

    В сформированную к моменту рождения систему половой дифференциации

    теперь включаются средовые влияния, которые сопровождают и влияют на

    ребенка на ранних стадиях развития. Так если оценивать семью как фактор

    психосексуальной социализации в целом можно отметить следующее:

    1) хотят того родители или нет, они неизбежно влияют и на

    психологическое и на сексуальное развитие детей;

    2) семья влияет на ребенка через систему отношений: родителей между

    собой, каждого из них и обоих вместе с ребенком;

    3) успешность влияния семьи неизбежно зависит от степени

    согласованности их с существующими у ребенка врожденными

    особенностями маскулинности – феминности;

    4) семья служит своего рода преломляющим восприятие фильтром на путях

    вхождения ребенка в психосексуальную культуру.

    В детской же среде, особенно дошкольной, полоролевое поведение

    становится одним из главных параметров оценки ребенка.

    Таким образом, после рассмотрения процессов формирования пола можно

    приступить к рассмотрению половых различий, половых стереотипов и образов.

    Человек, живущий в той или иной культуре, соотносит свое поведение с

    присущими этой культуре стереотипами. Соответствовать определенному

    социально – культурному стереотипу – значит играть определяемую или

    социальную роль. Понятие роли как социальной функции личности ввел Дж. Мид,

    обозначив им отвечающей принятым нормам способ поведения людей в системе

    межличностных отношений, зависящих от их позиции или статуса в обществе.

    Полоролевые стереотипы отражают половые различия в снятом и, как

    правило, достаточно преображенном виде. Половые стереотипы массового

    сознания рассматриваются обычно как «ненаучные», примитивные и

    противопоставляются научным данным.

    Под половой ролью понимают – систему предписаний, нормативов,

    ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и

    соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого

    пола.

    Решающий шаг в понимании половых ролей был сделан С. Бэм. Предложенный

    ею в 1974 г. тест маскулинности – фемининности отличался от всех тестов

    тем, что был построен на представлении о маскулинности и фемининности как

    о независимых, ортогональных измерениях личности.

    Ее тест разделял мужчин и женщин на группы, как показано в

    табл. 1.

    Табл.1. Типы и выраженность у мужчин и женщин.

    Типы

    Выраженность

    Маскулинность

    Фемининность

    Маскулинный Высокая

    Низкая

    Фемининный Низкая

    Высокая

    Андрогинный Высокая

    Высокая

    Недифференцированный Низкая Низкая

    В итоге получается, что можно говорить о 8 полоролевых типах.

    Термин «андрогиния», возможно неудачен из-за ассоциации с патологией,

    но он привился и утвердился в теории «психологической андрогинии». Она все

    больше и больше теснит теорию «паспортного» пола, так, что многие

    исследователи, в частности Гюнтер Аммон, видят в ней холистическую

    (целостную) концепцию личности. Он понимает андрогинию, как многомерную

    интеграцию проявлений эмоционального экспрессивного (женского) и

    инструментального (мужского) стилей деятельности; как свободу телесных

    экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей; как

    эмансипацию обоих полов, а не борьбу женщин за равенство в маскулинно

    ориентированном обществе. Хотя половые роли очень зависимы от

    социокультурных норм и могут подчас выглядеть полной противоположностью

    филогенетическим различиям, все же существуют «мосты» между свойствами

    психики и психологией половых различий.

    Маскулинность и фемининность – это, с одной стороны, филогенетически

    обусловленные свойства психики, а с другой – социокультурные образования,

    складывающиеся в онтогенезе.

    Аспект полового сознания, описывающий переживания человеком себя, как

    представителя пола, получил название половой идентичности.

    Согласно Дж. Мани, половая идентичность – это субъективное переживание

    половой роли, а половая роль – социальное выражение половой идентичности.

    Идентичность же, на самом деле, понятие многоаспектное. В ней выделяют

    следующие аспекты:

    1. Адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как

    личность соотносит свое реальное поведение с поведением других

    мужчин и женщин;

    2. Целевая концепция «Я» – набор индивидуальных установок мужчины

    (женщины) на то, какими они должны быть;

    3. Персональная идентичность – личностное соотнесение себя с другими

    людьми;

    4. Эго-идентичность – глубинное психологическое ядро того, что

    личность человека как представителя пола означает для самой себя.

    Эта модель половой идентичности построена на двух основных принципах:

    1) уровневом соотнесении отдельных ее аспектов и 2) независимости,

    ортогональности маскулинности и фемининности как измерений идентичности.

    Теперь разберем эту модель идентичности по уровням, начиная с самого

    последнего:

    4 наиболее глубокий уровень, соответствующий эго-идентичности,

    обозначим как базовую половую идентичности;

    3 уровень представлен персональной половой идентичностью, описывающей

    сравнение собственных личностных характеристик с «кальками» личностей

    мужчин и женщин вообще;

    2 уровень – полоролевая идентичность, или по В.В. Саложенкину,

    «адаптационный образ» Я как представителя пола;

    Наконец 1 уровень – полоролевые идеалы, ориентации и т.д.

    Таким образом, половая идентичность – это категория, которая

    определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями

    «маскулинное – фемининное», «социальное – индивидуальное»,

    «филогенетическое – онтогенетическое».

    Особенности половой идентичности.

    Современные исследования половой идентичности указывают на сложный

    характер этого личностного образования. Оно рассматривается, прежде всего,

    как осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к неким

    образам-эталонам пола. Показано, что низкая дифференцированность половых

    эталонов снижает влияние половой идентичности как механизма, влияющего на

    поведение, выбор ценностей и т.д. [15], [16]. Исследования по возрастной

    динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее

    развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй на подростковый

    возраст [4]. Однако, при анализе литературы обращают на себя внимания

    некоторые моменты, проработка которых явно недостаточна:

    — большинство работ посвящено процессу половой идентификации дошкольника и

    младшего школьника;

    подростковый возраст в этом отношении оказывается значительно менее

    изученным;

    — неявно предполагается, что специфика пола проявляется, прежде всего, в

    содержании его эталонов, и гораздо меньше внимания уделяется в этом

    отношении структурным и динамическим аспектам половой идентичности;

    — половая идентичность в подростковом возрасте, не смотря на признание

    кризисного характера ее развития на этом этапе, предстает в литературе как

    относительно стабильное образование;

    — сегодня практически отсутствуют комплексные психолого-педагогические

    системы, в которых развитие половой идентичности рассматривалось бы в

    качестве основной цели.

    В связи с этим И.В. Романовым было проведено исследование с целью

    изучения возрастных и индивидуальных особенностей становления половой

    идентичности и возрастной динамики ее развития у мальчиков и девочек

    подросткового возраста.

    В основу работы легли представления о половой идентичности, как об одном из

    видов личностной идентичности. Половая идентичность рассматривается как

    внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности,

    связанные с осознанием и переживанием себя, как представителя определенного

    пола, в единое целое без потери их своеобразия.

    Операциональная модель половой идентичности строилась на основе

    психосемантической парадигмы. В ее рамках моделью сознания являются

    семантические (смысловые) пространства. В качестве элементов идентичности

    выступают образы-эталоны, отражающие специфику пола и возраста:

    «большинство мужчин» (БМ), «большинство женщин» (БЖ), «большинство

    мальчиков» (БМч), «большинство девочек» (БД), «Я, каким(ой) хотел(а) быть»

    (Я-идеальное — Яи), Я.

    Содержательный аспект половой идентичности связан с качественными

    характеристиками этих образов-эталонов, структурный — с их

    взаимоотношениями между собой (отражением которых является их расстояние в

    семантическом пространстве), а динамический — с изменением этих отношений с

    течением времени. В данной работе исследовались структурный и динамический

    аспекты половой идентичности.

    Как в любом сложном психологическом образовании, в половой идентичности

    выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В

    нашу операциональную модель половой идентичности вошли два: когнитивный и

    эмоциональный.

    Близость образов-эталонов в смысловом пространстве расценивалась как

    идентичность их для испытуемого. Близость образа Я к другому образу-эталону

    — как идентификация испытуемого с этим образом. В рамках эмоционального

    компонента отражением близости образов-эталонов выступала близость

    эмоционального отношения к ним у испытуемого; в рамках когнитивного —

    степень их похожести по субъективно значимым для испытуемого

    вербализованным критериям.

    Для исследования эмоционального компонента половой идентичности

    использовался цветовой тест отношений, когнитивного компонента — метод

    репертуарных решеток Дж. Келли. В эмпирическом исследовании приняли участие

    учащиеся четырех общеобразовательных школ Воронежа. Исследованием охвачено

    393 ученика VI—IX классов.

    Анализ полученных результатов проводился в два этапа. Основной целью

    первого этапа было изучение структуры половой идентичности (Пи) в

    подростковом возрасте. Первичные данные подвергались факторному анализу по

    методу главных компонент. Выделенные факторы представлены на рис. 3, где

    одинаковыми линиями обозначены расстояния между элементами идентичности,

    дающими значимые нагрузки на один фактор, числа рядом с линиями обозначают

    номер выделенного фактора (отдельно для мальчиков и девочек).

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

    Девочки

    [pic]

    [pic]

    Мальчики

    [pic]

    [pic]

    Рис. 3. Структура половой идентичности

    В полученных результатах обращает на себя внимание следующее.

    Во-первых, — отсутствие факторов, включающих в себя связи между

    •элементами идентичности из разных компонентов (когнитивного и

    эмоционального). Это означает, что по структуре одного компонента половой

    идентичности нельзя сделать никаких выводов о структуре другого. Полученных

    данных не достаточно для утверждения о том, что компоненты идентичности

    никак не связаны между собой, поскольку взаимное влияние может проявляться

    отсрочено и характер связи, таким образом, может быть диахроническим.

    Вопрос о соотношении между этими компонентами половой идентичности — важная

    задача дальнейшего исследования.

    Во-вторых, обращает на себя внимание существенное отличие в организации

    факторов, отражающих идентификацию с эталонами пола в рамках эмоционального

    компонента половой идентичности (фактор 3 у мальчиков и 5 у девочек). У

    мальчиков идентификация с образами мужской области субъективного

    пространства возникает параллельно со сближением образов девочек и женщин.

    Мальчик начинает чувствовать свою мужественность тогда (и тем сильнее),

    когда (и чем сильнее), он чувствует в окружающих его девочках женщин. У

    девочек же переживание женственности прямо не связана с интеграцией

    «мужских» образов.

    И, наконец, в-третьих, в рамках когнитивного компонента самооценка

    личности (расстояние между образами-эталонами Я и Яи) имеет определенную

    специфику, связанную с полом испытуемых. Самооценка мальчиков определяется

    «чувством взрослости», которое можно операционализировать как близость

    реального и идеального Я к образу-эталону взрослого мужчины (фактор 5). У

    девочек к этому «треугольнику» присоединяются элементы, отражающие связи

    указанных образов с образом большинства женщин. Таким образом, самооценка

    девочек-подростков (близость элементов Я и Яи) связана с объединением

    элементов БМ и БЖ в единый мир взрослых и присоединением к этому миру

    (фактор 3). Это свидетельствует о том, что чувство взрослости у мальчиков и

    девочек имеет разный характер. У мальчиков оно связано с идентификацией с

    половозрастным эталоном взрослого мужчины, у девочек же — с присоединением

    к миру взрослых в целом.

    Далее были выделены пять основных типов половой идентичности,

    характеризующиеся спецификой отношений между ее структурными элементами.

    Три из них (недифференцированный, адекватный и инвертированный) существуют

    в рамках обоих компонентов идентичности; возрастно-дифференцированный тип —

    только в рамках когнитивного и инфантильный — только в рамках

    эмоционального компонента.

    Компонент Девочки Мальчики

    Инвертированный (18%)

    Недифференцированный (31%)

    Инфантильный(9%)

    Эмоциональный

    Адекватный(58%)

    Адекватный(66%)

    Адекватный Недифференциро- Возрастно-диффе-

    Недифференци-

    (25%) ванный (25%)

    ренцированный(30%) рованный (15%)

    Когнитивный

    Возрастно-дифференциро-

    Инвертированный Адекватный

    ванный (39%)

    (9%) (28%)

    Рис. 4. Типы идентичности

    Представленность разных типов идентичности в рамках эмоционального и

    когнитивного компонента (рис. 2) позволяет отметить следующее. В рамках

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.