МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование образов мужчин и женщин у подростков

    эмоционального компонента большинство испытуемых (и мальчики, и девочки)

    имеют адекватный тип половой идентичности. Это свидетельствует о том, что

    на эмоциональном уровне у большинства подростков значимые другие

    разделяются на две группы прежде всего по признаку пола (возраст при этом

    роли не играет). Когнитивный же компонент половой идентичности позволяет

    дифференцировать значимых других не только по признаку пола, но и по

    признаку возраста, причем и у мальчиков, и у девочек возрастно-

    дифференцированный тип идентичности в рамках этого компонента встречается

    наиболее часто.

    Представленность разных типов идентичности у мальчиков и девочек

    свидетельствует о том, что сама организация эмоционального компонента

    половой идентичности имеет существенную половую специфику. Мальчики

    отличаются значительно более жесткой дифференциацией смыслового

    пространства по признаку пола, у них крайне редки случаи, когда эталоны

    женственности и мужественности оказываются слитыми между собой. Это

    подтверждает имеющиеся в литературе данные о том, что для мальчиков

    дифференциация эталонов мужественности и женственности более важна, чем для

    девочек. Подвижным у них оказывается только образ Я, который, проецируясь в

    «женскую» область смыслового пространства, может приводить к формированию

    инвертированного типа идентичности. У девочек эталоны мужественности —

    женственности имеют тенденцию к слиянию, однако, в случае их

    дифференцированности образ Я проецируется в свою область пространства.

    Выделение указанных закономерностей позволяет нам охарактеризовать

    конфигурацию элементов, которая обеспечивала бы человеку эмоциональное

    благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества,

    т.е. позитивную половую идентичность.

    Позитивную половую идентичность в подростковом возрасте обеспечивает

    сочетание адекватного типа в рамках эмоционального компонента и возрастно-

    дифференцированного — в рамках когнитивного компонента идентичности.

    Перелом в сторону формирования позитивной половой идентичности

    происходит с VIII по IX класс. Именно здесь мы сталкиваемся с резким

    поворотом к маскулинной идентификации у мальчиков. Вряд ли случайно и то,

    что этот перелом происходит на фоне переживания феминизации своих сверстниц-

    девочек. Для понимания этого явления важной может оказаться закономерность,

    выявленная на образно-эмоциональном уровне репрезентации половой

    идентичности: маскулинная идентификация мальчика прямо связана со степенью

    субъективной близости у него образов девочек и женщин.

    Таким образом, половая идентичность является основополагающей для

    ориентации личности в пространстве (социуме) и которая определяет их стиль

    поведения и деятельности в половом аспекте, и которая помогает формировать

    образы мужчин и женщин в сознании подростков.

    ГЛАВА II. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

    ИССЛЕДОВАНИЯ.

    С целью решения исследовательских задач нами было проведено

    обследование группы школьников. Исследование проводилось на базе ОСФМШ I –

    III ступени №17 г.Донецка. Группа испытуемых состояла из 30 подростков (15

    девочек и 15 мальчиков), учащихся 9-В класса, возраст которых в среднем

    составляет 15 лет.

    Основная трудность при изучении образов мужчин и женщин у подростков

    состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик. Поэтому для

    исследования нами были использованы следующие методики:

    1) Метод свободных описаний (сочинение на тему: «Каким я представляю

    себе современного мужчину и женщину»).

    2) Цветовой тест отношений (ЦТО).

    3) Экспресс анкета («Усвоение половых ролей подростками»).

    Метод свободных описаний представляет собой проективную методику. Она

    направлена на выяснение представлений подростков об образах мужчин и

    женщин.

    Этот метод был предложен в форме сочинения на тему: «Каким я

    представляю себе современного мужчину и женщину».

    В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует

    обыкновенных людей.

    Все описания распределяются на три группы:

    1) полные, отражающие представления подростков об особенно их личности

    мужчин и женщин.

    2) Неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или не

    выявляющие представлений учащихся.

    3) Неполные, содержащие описание только одного из образов.

    Анализ суждений об образах мужчин и женщин позволил установить

    следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые,

    привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества

    личности или формы поведения мужчин и женщин:

    1) особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность).

    2) черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость,

    внимательность, отзывчивость).

    3) особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство,

    галантность, нежность);

    4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью;

    5) интеллектуальные особенности, интересы;

    6) традиционное понимание мужественности или женственности (сила,

    смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость);

    7) качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и

    женщин;

    8) любовно-сексуальная сторона взаимоотношений между полами.

    Степень представленности той или иной темы в описаниях подростков

    определяется как числом учащихся (в % к общему числу подростков данной

    половозрастной группы), использовавших ее, так и тем рангом, который она

    получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, отражает,

    во-первых, сферы жизнедеятельности человека и качества его личности, в

    которых, по мнению подростка, наиболее ярко проявляются психологические

    особенности мужчин и женщин, а во-вторых, те критерии, с помощью которых

    они пытаются оценить мужественность и женственность современных им людей.

    Поэтому анализ экспериментального материала идет в отношении как содержания

    того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других

    критериев.

    Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) – компактный невербальный

    диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично

    неосознаваемый уровни отношений человека. Его использование опирается на

    концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе

    психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о

    чувственной ткани смысловых образований личности.

    Методической основой данного метода является цветоассоциативный

    эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны авторами. Он

    базируется на предложении о том, что существенные характеристики

    невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе

    отражаются в цветовых ассоциаций к ним.

    Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

    1. Психолог составляет список лиц, понятий имеющее для испытуемого

    существенное значение. Конкретная форма списка зависит от особенностей

    проблемы. Так же можно получить список значимых лиц и от самого

    испытуемого.

    Нами был предъявлен испытуемым список понятий, который представлен в

    Приложении 1.

    2. Перед тестируемым раскладываются на белом фоне в случайном порядке

    цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из лиц

    и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета.

    Выбранные цвета могут повторяться.

    В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета

    должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по внешнему виду

    (например, цвету одежды).

    ЦТО имеет два варианта поведения, различающихся по способу извлечения

    цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО требуется подобрать к каждому

    понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте ранжируются

    все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего,

    подходящего» до «самого неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен

    для задач экспресс-диагностики, полный вариант – для более глубокого

    обследования и для исследовательских целей.

    Нами был использован краткий вариант ЦТО.

    3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке

    предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая

    «самым некрасивым, неприятным».

    Интерпретация результатов основывается на следующих процедурах:

    А) качественный анализ цветоассоциативных ответов. Этот этап

    интерпретации основывается на предположении о том. Что эмоциональное

    значение цвета, ассоциируемого с определенным социальным стимулом,

    соответствует эмоциональному значению последнего и, следовательно, по

    значению цвета можно судить об отношении испытуемого к данному стимулу

    (человеку, понятию и т.д.). Важно отметить, что цветоассоциативные

    ответы следует расшифровать целостно, в их взаимной связи друг с другом.

    Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при

    которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это

    позволяет сделать предположение об их идентификации (например,

    аутоидентификации ребенка с одним из родителей);

    Б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях

    экономичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций,

    допускающего статистическую обработку, предлагается двумерное

    параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности

    (В) и нормативности (Н).

    Экспресс анкета «Усвоение половых ролей подростками».

    Эта экспресс анкета была разработана нами в связи с отсутствием

    методического аппарата, касающегося данной темы исследования.

    Бланк анкеты представлен в Прил. 3.

    Она направлена на выявление представлений у подростков о половых ролях

    мужчины и женщины.

    Анкета состоит из 11 вопросов.

    Результаты обрабатываются по двум параметрам:

    1. Сформированость образов мужчины и женщины (вопросы 1-4).

    2. Система половых ролей подростков (вопросы 5-11).

    По результатам этой анкеты можно будет сделать вывод о системе

    полоролевых отношений подростков и их взаимоотношений с противоположным

    полом. А также о влиянии образов мужчин и женщин на эти взаимоотношения.

    ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    В соответствии с поставленной целью входе проведенного исследования

    были обработаны данные, полученные с помощью ряда методик.

    Анализ результатов по методике свободных описаний позволяет нам судить

    о сформированости образов мужчин и женщин у подростков.

    Проанализируем содержание нашего экспериментального материала. Все

    названные выше 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам

    общих критериев в описаний людей традиционно используемых подростками вне

    зависимости от их пола и возраста: общие (темы 2, 4, 5), отражающие

    качества, связанные с общение трудом, а также интеллектуальные

    особенностями; специфические, характеризующие человека именно с точки

    зрения его половой принадлежности (темы 3, 7, 8), в которых представлены

    качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также

    качества, проявляющиеся во взаимном общении), амбивалентные (качества формы

    поведения, которые используются подростками преимущественно при описании

    своих сверстников с учетом без учета пола человека (темы 1, 6).

    Из выделенных нами общих критериев тема 2 получает высокие ранги.

    Содержание качеств, представлений в теме 2, существенно не меняется с

    категорией описываемого образа и не зависит от их пола: («добрый, честный,

    отзывчивый, порядочный:», т. е. характеристика образов мужчин и женщин» по

    этому критерию отражает особую возрастную закономерность, известную в

    психологии подростка).

    Представленность в описаниях испытуемых критерия «особенности

    интеллекта, широта и разнообразие интересов» (тема 5) Содержание этой темы

    также отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных

    умений, интересов (спорт, искусство, шитье) до обобщенной характеристики

    умный, образованная). Особое место среди этих общих критериев занимает тема

    4. По сравнению с предыдущими темами она оказалась сильно представленной в

    сочинениях подростков. По мнению, подростков, современная женщина должна

    быть не просто трудолюбивой, но энергичным, активным членом общества,

    занимающим руководящие должности. Характеризуя современную женщину,

    мальчики пишут: «не должна уделять, много времени работе», «не должна все

    время думать о работе». Характер употребления и содержание общих критериев

    не выявили существенных различий между мальчиками и девочками при описании

    ими образа мужчины. Он выступает для них, в основном, как субъект и объект

    общения.

    Рассмотрим теперь, как используется вторая группа тем, и прежде всего

    темы, охватывающие супружеско-родительские роли мужчин и женщин (тема 7).

    Обращает на себя внимание полное совпадение представлений мальчиков и

    девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования

    критерия «семьянин» мальчиками при описании, как мужчин, так и женщин.

    Какое же конкретное содержание вкладывают они в свои представления о

    роли мужчин и женщин в семье?

    Подростк

    и описывают

    мужчин и

    женщин

    понятиями:

    «хороший

    семьянин»,

    «любящая жена

    и мать».

    Практически

    отсутствуют

    негативные

    определения.

    Испытуемые,

    больше

    проконстатиров

    али

    обязанности

    мужчин и

    женщин в

    семье, чем

    выражали свое

    отношение к

    этому. Таким

    образом,

    критерий

    оценки

    особенностей

    личности

    мужчин и

    женщин в

    сфере семейно-

    бытовых

    отношений

    претерпевает

    значительные

    изменения.

    Речь идет о

    тех

    качествах,

    которых

    характеризуют

    отношение

    мужчины к

    женщине и

    наоборот.

    Отметим, что

    он достаточно

    значим для

    девочек.

    Мужчины, по

    мнению

    девочек,

    должны

    «ухаживать за

    девушкой и

    защищать ее»,

    «уважать

    женский пол»,

    «быть

    снисходительны

    ми,

    внимательными,

    благородными

    по отношению

    к женщине»,

    «ценить ее

    слабость».

    В

    полном

    согласии с

    этими

    представлениям

    и находятся и

    традиционные

    представления

    девочек о

    мужественности

    : мужчина

    должен быть

    «сильный,

    смелый,

    настойчивый,

    гордый,

    рыцарь».

    Именно к

    характеру

    отношения

    мужчин к

    женщинам

    относится и

    наибольшее

    число

    отрицательных

    суждений:

    «забыли свой

    долг перед

    нами,

    женщинами»,

    «не хватает

    джентельменств

    а», «мало

    рыцарей».

    Отношени

    е женщины к

    мужчине

    испытуемые

    девочки

    обозначили

    так:

    «понимать

    мужчину»,

    «быть верной

    женой» или

    «не унижаться

    перед

    мужчиной».

    Однако

    женственность

    в

    традиционном

    понимании, т.

    е. такие

    качества,

    как

    «ласковая,

    нежная,

    мягкая»,

    высоко

    оценили

    большинство

    девочек.

    Анализ

    высказываний

    школьниц

    выявляет у

    них

    своеобразную

    централизацию:

    они

    достаточно

    точно

    представляют

    отношение к

    себе,

    эти

    представления

    соответствуют

    их идеалу

    мужественности

    , однако

    обратной

    закономерности

    не

    наблюдается.

    Последн

    ий из

    специфи

    ческих

    критери

    ев

    оценки

    качеств

    личнос

    ти и

    формы

    поведения

    мужчин и

    женщин —

    любовно-

    сексуальная

    сторона их

    взаимоотношени

    й — оказался

    наименее

    представленным

    во всех

    описаниях.

    Третья

    группа

    критериев,

    которую мы

    обозначили

    как

    амбивалентная,

    включает

    суждения

    школьников,

    связанные с

    описанием ими

    внешнего

    облика людей

    (тема 1), а

    также

    традиционным

    пониманием

    мужественности

    женственности

    (тема 6).

    Использование

    девочками

    темы 1 для

    описания

    образов обоих

    полов: в

    образе мужчин

    данная тема

    получает

    наименьший

    ранг. У

    мальчиков эта

    тенденция

    сохраняется

    только в

    отношении

    внешнего

    облика

    мужчин, в

    описаниях же

    образа женщин

    критерий

    «внешность»

    имеет высокую

    значимость

    Проведенная методика показала, что практически единственной сферой

    жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об

    образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным

    полом.

    У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с

    позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и

    женственности — это, по-видимому, просто соответствующие взгляды взрослых.

    Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система

    межполовых взаимоотношений. Однако, как показывают данные, представления

    подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений

    преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой

    принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и

    реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных

    планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в

    качестве образца поведения.

    На следующем этапе нашего исследования мы решили изучить эмоциональное

    отношение подростков к своему и противоположному полу разного возраста при

    помощи Цветового теста отношений (ЦТО).

    Так по результатам у обоих полов наблюдается негативное отношение к

    дошкольному возрасту независимо от пола (( 95% от общей выборки).

    У 80 % мальчиков выявлено негативное отношение к сверстникам своего

    пола, и к старшему возрасту независимо от половой принадлежности. Также у

    65% мальчиков было выявлено положительное отношение к противоположному полу

    своего возраста.

    Все это, может быть результатом их кризисного пути перехода от детской

    инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.

    Для девочек же характерно неприятие лиц противоположного пола только

    мужчин (85 %). А к женщинам и сверстникам обоих полов в отличии от

    мальчиков наблюдается положительное эмоциональное отношение (90 %).

    Наиболее показательнее данные представлены в табл. 2.

    Мальчики

    [pic]Табл. 2.1 Данные ЦТО по мальчикам.

    Девочки

    [pic]Табл. 2.2 Данные ЦТО по девочкам.

    Таким образом, можно судить об остроте отношений среди подростков и

    их конфликтности с лицами разного возраста вне зависимости от половой

    принадлежности.

    Далее была проведена экспресс-анкета «Усвоение половых ролей

    подростками».

    Анализ результатов показал:

    1) Мальчики, называя самые важные качества мужчин, делают акцент на

    физических и деловых качествах в отличие от девушек, которые главным

    выделяют в мужчине интеллект и семейность. Это объясняется тем, что

    девушки больше ориентированны на брачно-семейные отношения, чем мальчики.

    В качествах женщин такие различия не обнаружены, так как мальчики и

    девушки выделяют одинаковые качества, такие как «ласковая, любящая детей»

    и т.д.

    2) При перечислении профессий, в которых должны работать мужчина и женщина

    у подростков расхождений не выявлено, так как были названы одинаковые

    профессии для обоих полов, что может говорить о размытости границ между

    мужскими и женскими профессиями.

    3) В обязанностях по дому взгляды мальчиков и девочек не различаются.

    Подростки считают, что всю тяжелую и трудоемкую работу по дому должен

    выполнять мужчина (уборка, ремонт ходить за покупками), а женщина должна

    заботится о семье (готовить, стирать, воспитывать детей).

    4) В системе половых ролей подростков, существенных различий не выявлено,

    так как подростки обоих полов считают, что главную роль в отношениях

    играют мужчины (заводить знакомство, приглашать на свидание, первым

    должен мужчина), то есть ему отводится главная роль, а женщине вторая

    (пассивная) роль.

    Выводы

    Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие

    выводы.

    Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов,

    стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное

    обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских

    половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих

    людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом.

    В данной работе исследовались образы мужчин и женщин у подростков.

    Так, гипотеза о том, что представления о мужественности и

    женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых

    стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и

    женственности подтвердилась частично.

    Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что

    практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются

    представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера

    взаимоотношений с противоположным полом.

    У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с

    позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и

    женственности — это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между

    тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых

    взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах

    мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием

    товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные

    представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков

    мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал

    не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

    У старших школьников основа формирования идеальных представлений о

    мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с

    ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности,

    связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного

    пола (в сфере межполовых взаимоотношений идеальные образы мужчин и

    женщин) как субъектов и объектов общения, представления о себе и о других

    сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

    Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной

    системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения

    подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок

    постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая

    зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В

    условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало

    широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и

    принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно,

    является более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией»

    полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного

    проблематичного, неясного.

    Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого

    изучения образов, половых ролей у подростков и «реабилитации» категории

    пола в отечественной психологии.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и

    женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4, с.74-81.

    2. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное

    образование.// Вопросы психологии, 1989, №3, с. 64-69.

    3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина,

    1986.

    4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. – Л.: Медицина,

    1988.

    5. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика,1991.

    6. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика,1994.

    7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.

    8. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1990.

    9. Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981,

    №2, с. 47-57.

    10. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.

    Ярошевского. М., 1985.

    11. Общая сексопатология./ Под ред. Г.С. Васильченко.- М.: Медицина,

    1977.

    12. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков.//

    Вопросы психологии, 1997, №4, с. 39-47.

    13. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория: Пер. с

    англ./Общ. Ред. А.В. Казанской. – М.: Литера, 1996. – 576 с.

    14. Фрейд З. Очерки психологии сексуальности. – М., 1998.

    15. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании

    подростков.//Вопросы психологии №3, 1985, с. 84-90.

    16. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.// Формирование

    личности в переходный период: От подросткового к Юношескому

    возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. С. 130-

    146.

    -----------------------

    Гипоталамус

    Гипофиз

    Гонады

    Половые органы и органы мишени

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.