МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бихевиоризм. Теория личности Берреса Фредерика Скиннера

    радаром.

    Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер рекомендовал позитивное

    подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного

    поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не

    дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они

    более пригодны для формирования поведения человека. Очевидно, что

    большинство попыток реабилитировать преступников провалились, это

    подтверждает высокий уровень рецидивов или повторных нарушений закона.

    Применив подход Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения

    в тюрьме, чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан,

    позитивно подкреплялось (например, научение навыкам социальной адаптации,

    ценностям, отношениям). Подобная реформа потребует привлечения экспертов по

    поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и психопатологии.

    С точки зрения Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить,

    используя уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам

    бихевиоральной психологии.

    Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло

    на стратегии поведения, используемые в воспитании детей, в образовании,

    бизнесе и промышленности. Во всех этих областях появилась тенденция к все

    большему поощрению желательного поведения, а не наказанию нежелательного.

    Генерализация и различение стимулов.

    Логическим расширением принципа подкрепления является то, что

    поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда

    организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это

    было не так, то наш поведенческий набор был бы так сильно ограничен и

    хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем,

    как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера

    тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных

    положений называется генерализацией стимула. Этот феномен легко наблюдать в

    повседневной жизни. Например, ребенок, которого похвалили за утонченные

    хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих

    ситуациях и вне дома, такого ребенка не нужно учить, как прилично вести

    себя в новой ситуации. Обобщение стимула также может быть результатом

    неприятного жизненного опыта. Молодая женщина, изнасилованная незнакомцем,

    может генерализировать свой стыд и враждебность по отношению ко всем лицам

    противоположного пола, так как они напоминают ей о физической и

    эмоциональной травме, нанесенной незнакомцем. Подобно этому, единственного

    случая испуга или аверсивного опыта, причиной которого явился человек,

    принадлежащий к определенной этнической группе (белый, черный,

    латиноамериканец, азиат), может быть достаточно для индивида, чтобы создать

    стереотип и таким образом избежать будущих социальных контактов со всеми

    представителями данной группы.

    Хотя способность обобщать реакции - важный аспект многих наших

    повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном

    поведении нужно обладать способностью делать различия в разных ситуациях.

    Различение стимула, составная часть обобщения, - это процесс научения

    реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Примеров

    множество. Автомобилист остается в живых в час пик благодаря тому, что

    различает красный и зеленый цвета светофора. Ребенок учится различать

    домашнюю собачку и злобного пса. Подросток учится различать поведение,

    находящее одобрение у сверстников, и поведение, раздражающее и отчуждающее

    других. Диабетик сразу обучается различать пищу, содержащую много и мало

    сахара. В самом деле, практически все разумное поведение человека зависит

    от способности делать различение.

    Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в

    присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других

    стимулов. Различительные стимулы таким образом дают нам возможность

    предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной

    реакции в различных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные

    вариации различительной способности зависят от уникального прошлого опыта

    различных подкреплений. Скиннер предположил, что здоровое личностное

    развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и

    различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение

    так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать

    наказание.

    Последовательное приближение: как заставить гору прийти к Магомету.

    Первые опыты Скиннера в области оперантного научения были

    сфокусированы на реакциях, обычно изъявляемых со средней или высокой

    частотой (например, клевок голубя по ключу, нажатие рычага крысой). Однако

    вскоре стало очевидным, что стандартная методика оперантного научения плохо

    подходила для большого числа сложных оперантных реакций, которые могли

    спонтанно встречаться с вероятностью, равной почти нулю. В сфере поведения

    человека, например, сомнительно, что с помощью общей стратегии оперантного

    научения можно было бы успешно научить пациентов психиатрического отделения

    приобретать соответствующие навыки межличностного общения. Для того, чтобы

    облегчить эту задачу, Скиннер придумал методику, при которой психологи

    могли эффективно и быстро уменьшить время, требуемое для обусловливания

    почти любого поведения в том наборе, которым располагал человек. Эта

    методика, названная методом успешного приближения, или формированием

    поведения, состоит из подкрепления поведения, наиболее близкого к желаемому

    оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, и поэтому одна

    реакция подкрепляется, а затем подменяется другой, более близкой к

    желаемому результату.

    Скиннер установил, что процесс формирования поведения обусловливает

    развитие устной речи. Для него язык - это результат подкрепления

    высказываний ребенка, представленных первоначально вербальным общением с

    родителями, братьями и сестрами. Таким образом, начинаясь с довольно

    простых форм лепета в младенчестве, детское вербальное поведение постепенно

    развивается, пока не начинает напоминать язык взрослых. В "Вербальном

    поведении" Скиннер дает более подробное объяснение тому, как "законы

    языка", подобно любому другому поведению, постигаются с помощью тех же

    самых оперантных принципов. И, как можно было ожидать, другие исследователи

    поставили под сомнение утверждение Скиннера, что язык - это просто продукт

    вербальных высказываний, выборочно подкрепленных в течение первых лет

    жизни. Ноэм Хомский, один из наиболее строгих критиков Скиннера,

    утверждает, что большую скорость усвоения вербальных навыков в раннем

    детстве никак нельзя объяснить в терминах оперантного научения. С точки

    зрения Хомского, особенности, которыми обладает мозг при рождении, являются

    причиной того, что ребенок приобретает язык. Другими словами, существует

    врожденная способность усваивать сложные правила разговорного общения.

    Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или

    мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения.

    Скорее он сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными

    явлениями окружения и открытым поведением. Далее, он придерживался мнения,

    что личность - это не что иное как определенные формы поведения, которые

    приобретаются посредством оперантного научения. Добавляют что-то эти

    рассуждения к всеобъемлющей теории личности или нет, но Скиннер имел

    глубокое влияние на наши представления о проблемах научения человека.

    Философские положения, лежащие в основе системы взглядов Скиннера на

    человека, четко отделяют его от большинства персонологов.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СКИННЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.

    Так как Скиннер отрицал интрапсихическое объяснение поведения, его

    концепция человека радикально отличается от концепций большинства

    персонологов. Кроме того, его основные положения о человеческой природе

    четки и определенны. Позиция Скиннера, касающаяся этих положений, показана

    на рисунке.

    | |Сильна|Умеренн|Слаба|Средня|Слаба|Умеренн|Сильна| |

    | |я |ая |я |я |я |ая |я | |

    Познаваемость | | | | | | | |Непознаваемость | |Позиция Скиннера по девяти

    основным положениям, касающихся природы человека.

    Свобода-детерминизм. По Скиннеру, мы, люди, абсолютно зависимы от

    нашего прошлого опыта. Более точно, наше поведение есть продукт

    предшествующих подкреплений, мы делаем то, что уже было подкреплено в

    прошлом. Индивидуальные различия в поведении происходят исключительно в

    результате различного прошлого подкрепления, так как свобода в принципе не

    допускается в экспериментальном анализе поведения. Фактически Скиннер

    утверждал, что детерминистское положение является абсолютной необходимостью

    для науки о поведении человека: "Если мы хотим использовать методы науки в

    сфере изучения человека, мы обязаны предположить, что поведение закономерно

    и обусловлено".

    В системе Скиннера ребенок обладает бесконечным числом возможностей

    для усвоения поведения. Именно родители первыми подкрепляют и таким образом

    формируют развитие в определенных направлениях, ребенок будет вести себя

    соответственно их поощрениям. Поведение, после которого устойчиво

    отсутствует подкрепление, не будет прочным. Постепенно, по мере развития,

    поведение ребенка принимает такие формы, которые напрямую зависят от

    постоянного опыта научения. В более традиционных, "нескиннеровских"

    терминах - возникает "личность" ребенка.

    По мере того как социальный мир ребенка расширяется, существенное влияние

    на формирование поведения приобретают другие источники подкрепления. Школа,

    занятия спортом, мнение подростков становятся особенно важными и обычными

    источниками подкрепления. Принцип бихевиоральной детерминации посредством

    подкрепления остается тем же самым - меняются только виды и источники

    подкрепления. Тип подкреплений, относящийся к сексу и карьере, появляется

    позже. Став взрослым, человек ведет себя в соответствии со своим прошлым

    уникальным научением; можно предположить, что поведение индивида изменится

    только вследствие применения соответствующего подкрепления. В процессе

    развития ранее подкреплявшееся поведение выпадает из репертуара в

    результате либо неподкрепления, либо наказания, исходящего из актуального

    социального окружения. Короче, никто не имеет свободы выбора собственного

    поведения - напротив, поведение формируется исключительно внешними

    подкреплениями.

    Рациональность-иррациональность. Скиннер рассматривал организм

    человека как "черный ящик". То, что в ящике могут протекать рациональные

    и/или иррациональные процессы, может быть интересной гипотезой - но ни та,

    ни другая возможности не имеют ничего общего с объяснением поведения

    человека. Наоборот, поведение является только функцией его последствий или

    правомерных отношений стимул - реакция. То, что поступает в ящик, то, что

    выходит из ящика, и то, что следует за этим - суть единственные релевантные

    переменные, необходимые в анализе поведения, а не то, что может или не

    может происходить внутри. Принципы поведения, раскрываемые средствами этого

    функционального подхода, в равной степени применимы к крысам, голубям и

    человеку; рассуждения о высоко организованных процессах рационального

    мышления последнего просто не релевантны для объяснения причинной

    обусловленности поведения. Так как обе крайности континуума рациональность

    - иррациональность относятся к гипотетическим внутренним процессам, которые

    лежат в основе поведения, это положение не играет важной роли в

    размышлениях Скиннера. Оно просто неприменимо к его позиции.

    Холизм-элементализм. Скиннер рассматривал "личность" только как набор

    форм поведения, которые характерны для данного человека. Эти формы

    поведения могут быть в дальнейшем редуцированы до специфических реакций -

    всех, которые приобретены посредством научения. Следовательно, личность

    индивида состоит из относительно сложных, но тем не менее независимо

    приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нам нужно только понять опыт

    прошлого научения человека. В системе Скиннера поведение состоит из

    специфических элементов (оперантных реакций).

    Приверженность элементализму также проявляется в подходе Скиннера к

    изучению поведения. Он методически изучал условия, при которых отдельные

    реакции приобретаются и модифицируются (например, крысы, нажимающие рычаг,

    голуби, клюющие диск). Единицей анализа в экспериментальной работе Скиннера

    является отдельная реакция. В основе такого подхода, несомненно, находится

    положение элементализма, из которого вытекает, что поведение можно понять

    только при детальном анализе составляющих его частей.

    С точки зрения Скиннера, личностные различия - это просто-напросто то,

    что бросается в глаза, то есть индивидуальные различия в поведении. Каждая

    личность строится во времени - элемент за элементом - и люди отличаются

    друг от друга только потому, что опыт их прошлого научения разный. Эта

    элементалистская точка зрения резко отличается от холистических концепций,

    которые описывают уникальность индивида в терминах некоего единого

    унифицированного и синкретического фактора, лежащего в основе поведения

    человека. В противовес гештальт-психологам, Скиннер полагал, что целое -

    это сумма его частей.

    Конституционализм-инвайронментализм. Тот факт, что Скиннер посвятил

    свою профессиональную жизнь изучению модифицикации поведения под

    воздействием окружения, ясно показывает его искреннюю приверженность

    инвайрон-ментализму. Хотя он признавал, что конституциональные факторы

    ограничивают человека, он пренебрегал ими при объяснении поведения. С точки

    зрения Скиннера, человек в высшей степени зависит от непостоянства

    окружения; характерные способы, с помощью которых он обучается поведению

    (личность), проистекают исключительно из ситуационно обоснованных

    возможностей подкрепления (научение). Акцент Скиннера на инвайронментализме

    неоспорим.

    Объясняя, как люди отличаются друг от друга, Скиннер обошел роль

    консти-туциональных изменений. Следуя примеру более ранних бихевиористов

    (например, Уотсона), он полагал, что различие среды является основной

    причиной индивидуальных различий. Он утверждал: "Переменные, функцией

    которых является поведение человека, лежат в окружении". Таким образом,

    Дженни и Сьюзан отличаются друг от друга не благодаря своим уникальным

    генетическим особенностям, а, в основном, из-за различного окружения, в

    котором они находились. Если бы их окружение поменять местами при их

    рождении, то их личности в возрасте 20 лет также поменялись бы.

    Изменяемость-неизменность. В утверждениях Скиннера нет

    двусмысленности: он был строгим приверженцем точки зрения, что поведение

    человека может меняться в течение жизни. Он не соглашался с большинством

    психологов-эволюционистов в том, какие условия и факторы провоцируют

    изменение поведения. "Психологический рост - это не свободно протекающий

    процесс, проявляющийся у индивида". По Скиннеру, в течение жизни поведение

    людей может меняться под воздействием меняющегося окружения - так как

    подкрепляющие особенности в окружении разные, то под их прямым контролем

    формируется разное поведение. В отличие от теоретиков, пропагандировавших

    возрастные стадии, например, Эриксона, Скиннер объяснял жизненные кризисы

    изменением окружения, ставящим индивида в ситуацию, когда его набор

    поведенческих реакций оказывается неадекватным для получения подкрепления в

    новой ситуации. С этой точки зрения, возрастные перемены отражают изменения

    вероятности получения подкреплений в течение жизни.

    Несмотря на разницу во взглядах с теоретиками, пропагандировавшими

    возрастные стадии, Скиннер разделял их акцент на бихевиоральных изменениях.

    Но, сообразно с остальными его воззрениями, он рассматривал изменения

    поведения как результат изменений окружения. Как мы неоднократно отмечали,

    центральным положением бихевиорально-научающей теории является изучение тех

    явлений, которые порождают изменения в поведении. Таким образом,

    оказывается, что приверженность Скиннера положению изменчивости очень

    сильна и лежит в основе всей его научной работы.

    Субъективность-объективность. Точка зрения Скиннера на организм как на

    закрытый ящик предполагает несомненную приверженность положению

    объективности. Нам не нужно заглядывать в ящик, чтобы объяснить наблюдаемое

    поведение. Сообразно с теорией бихевиоризма, Скиннер доказывал, что

    деятельность человека можно объяснить только с позиций объективных

    отношений стимул-реакция. Происходит ввод информации, далее следует

    результат, а то, что происходит или не происходит потом (подкрепление),

    определяет вероятность повторения подобной реакции вслед за подобным вводом

    информации в будущем. Размышления или чувства человека по поводу входящих

    стимулов или исходящих реакций не важны при объяснении его поведения. Как

    писал Скиннер: "Познавательные процессы есть поведенческие процессы; это

    то, что делают люди".

    Субъективный опыт не всегда неуместен в системе Скиннера, но ссылки на

    него являются основным источником недоразумений в понимании причин наших

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.