МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бихевиоризм. Теория личности Берреса Фредерика Скиннера

    предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на

    обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом

    окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся

    результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то,

    говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей

    целью. Взгляд Скиннера на психологию можно подытожить его заявлением, в

    котором он цитирует Павлова: "Управляйте вашими обстоятельствами, и вы

    увидите закономерности".

    Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал

    функциональный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает

    точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением

    (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами),

    контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас,

    быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные

    отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим

    законом науки о поведении. Практической целью является возможность

    манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые

    позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции

    (зависимые переменные). Таким образом, психологи могут работать в рамках

    естественной науки и тем не менее открывать законы, относящиеся к поведению

    отдельных организмов.

    Личность с точки зрения бихевиористского направления.

    И так, мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к

    экспериментальному подходу для изучения поведения. А как же изучение

    личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском бескомпромиссном

    подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения?

    Говоря кратко, ответ на последний вопрос "нет", если принимаются во

    внимание установленные научные критерии. Как мы убедились, например,

    Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и

    направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного

    анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то похожего на

    дух, который изнутри двигает тело. И он не принял бы объяснение, подобное

    этому: "Преподобный Джонс и еще 980 членов секты "Народный храм" совершили

    самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они были эмоционально

    неустойчивы".

    Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ

    характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных

    способностей.

    В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который

    обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] - не

    порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических

    условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как

    таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет

    идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и

    безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое

    присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же

    образом.

    Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя

    нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением

    организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой

    зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах

    интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые

    свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека -

    только терять время.

    РЕСПОНДЕНТНОЕ И ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

    При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать

    две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

    Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую

    известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Хорошо

    знакомые примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую

    стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию

    и дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между

    стимулом (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка)

    невольное и спонтанное, это происходит всегда. Также респондентное

    поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную

    систему. Однако респондентному поведению можно и научить. Например,

    актриса, которая очень потеет и у которой "сосет под ложечкой" от страха

    перед выходом на публику, возможно, демонстрирует респондентное поведение.

    Для того, чтобы понять, как можно изучать то или другое респондентное

    поведение, полезно познакомиться с трудами И. П. Павлова, первого ученого,

    чье имя связывают с бихевиоризмом.

    Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения

    открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным.

    Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически

    вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение - это безусловная

    реакция или, как Павлов назвал это, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается

    пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова

    состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с

    БС, то в конце концов нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР

    и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Например, если колокольчик

    звонит каждый раз непосредственно перед тем, как пища оказывается в пасти

    собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна при звуке колокольчика,

    даже если пищи нет. Новая реакция (слюноотделение на звук колокольчика)

    называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральный, вызывающий ее

    стимул (звук колокольчика) получил название условный стимул (УС). На

    рисунке можно видеть процесс классического обусловливания.

    |Безусловный стимул (БС) | |Безусловная реакция (БР)|

    |ПИЩА | | |

    | | |СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    |Условный стимул (УС) | |Условная реакция (УР) |

    |КОЛОКОЛЬЧИК | |СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ |

    В более поздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать

    пищу после звука колокольчика, у собаки в конце концов совсем прекращалось

    слюноотделение на этот звук. Этот процесс называется угасание и

    демонстрирует, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения, так и

    для сохранения респондентного научения. Павлов также обнаружил, что если

    собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет

    повторяться при звуке колокольчика. Это явление соответственно называется

    самопроизвольное восстановление.

    Несмотря на то, что вначале Павлов проводил эксперименты на животных,

    другие исследователи начали изучать основные процессы классического

    обусловливания на людях. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер

    иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании

    таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали

    эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика, известного в анналах

    психологии под именем "Маленький Альберт". Как и многие дети, Альберт

    вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в

    состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем:

    Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его

    спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и

    звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) -

    плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное.

    Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы,

    напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что

    реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая

    кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы

    экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно

    было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания. К

    сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводилось исследование) до

    того, как Уотсон и Рейнер смогли угасить у ребенка страхи, которые они

    обусловили. О "Маленьком Альберте" больше никогда не слышали. Позже многие

    резко критиковали авторов за то, что они не убедились в отсутствии у

    Альберта стойких болезненных последствий эксперимента. Хотя ретроспективно

    этот случай можно назвать жестоким, он действительно поясняет, как подобные

    страхи (боязнь незнакомых людей, зубных врачей и докторов) можно приобрести

    в процессе классического обусловливания.

    Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или

    классического обусловливания. Он также называл его обусловливание типа С,

    чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и

    выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и

    человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания.

    Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо

    известными стимулами. Пример для иллюстрации: рассматривая поведение, вы

    непосредственно сейчас занимаетесь чтением. Определенно, это не рефлекс, и

    стимул, управляющий этим процессом (экзамены и оценки), не предшествует

    ему. Наоборот, в основном на ваше поведение чтения воздействуют стимульные

    события, которые наступят после него, а именно - его последствия. Так как

    этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на

    окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его

    как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Р, чтобы

    подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

    Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется

    событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет

    следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять

    данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на

    фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы

    оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими

    за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для

    которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал,

    что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как

    нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его

    появление. Оно происходит спонтанно.

    Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность

    повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят,

    что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в

    результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления)

    обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом

    определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту

    реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

    И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены,

    тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, вы скоро

    перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда

    бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер

    полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется

    негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные

    последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение,

    устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь

    совсем избегать его. Подобным же образом, если вы паркуете свою машину в

    том месте, где есть надпись "Только для президента" и в результате на

    ветровом стекле машины находите штрафной талон, вы, несомненно, скоро

    прекратите парковаться там.

    Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скиннер

    придумал на первый взгляд простую процедуру, названную свободным оперантным

    методом. Полуголодную крысу поместили в пустую "свободно-оперантную камеру"

    (известную как "ящик Скиннера"), где был только рычаг и миска для еды.

    Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась,

    почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким

    узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей

    ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая

    шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция

    нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее

    следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем

    предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее

    делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться,

    что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в

    такой особой ситуации. Это делается при помощи метода, называющегося

    научение через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики

    пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что

    крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а

    через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все

    быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится

    наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации. В ситуации

    оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно

    действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее

    идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед

    за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его,

    и произойдет экспериментальное угасание.

    Теперь будет полезно рассмотреть пример ситуации, встречающейся почти

    в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно - оперантное научение

    поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и

    немедленная реакция родителей - выразить внимание и дать другие позитивные

    подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка,

    реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может

    возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают,

    что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием

    внимания, все же многие родители упорно подкрепляют последний.

    Могут ли родители устранить обусловленное поведение плача или ребенку

    уготована судьба быть "плаксой" на всю жизнь? сообщает о случае, который

    показывает, как обусловленный плач был подавлен у 21-месячного ребенка. Из-

    за серьезного заболевания в течение первых 18 месяцев жизни ребенок получал

    повышенное внимание от своих обеспокоенных родителей. Фактически, из-за его

    крика и плача, когда он ложился спать, кто-то из родителей или тетя, жившая

    вместе с этой семьей, оставались в его спальне до тех пор, пока он не

    засыпал. Такое ночное бодрствование обычно занимало два-три часа. Оставаясь

    в комнате, пока он не засыпал, родители, несомненно, давали позитивное

    подкрепление поведению плача у ребенка. Он прекрасно контролировал своих

    родителей. Чтобы подавить это неприятное поведение, врачи велели родителям

    оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач.

    Через семь ночей поведение плача фактически прекратилось. К десятой ночи

    ребенок даже улыбался, когда его родители уходили из комнаты, и можно было

    слышать его довольный лепет, когда он засыпал. Через неделю, однако,

    ребенок сразу начал кричать, когда тетя уложила его в постель и вышла из

    комнаты. Она возвратилась и осталась там, пока ребенок не заснул. Этого

    одного примера позитивного подкрепления было достаточно, чтобы стало

    необходимым во второй раз пройти через весь процесс угасания. К девятой

    ночи плач ребенка наконец прекратился, и Уильямс сообщил об отсутствии

    рецидивов в течение двух лет.

    Режимы подкрепления.

    Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение

    стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет

    тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция

    подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.

    Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется,

    зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило,

    устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.

    Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда

    субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного

    подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного

    научения, когда организм учится производить правильную реакцию. В

    большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо,

    либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление

    поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным. В большинстве случаев

    социальное поведение человека подкрепляется только иногда. Ребенок плачет

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.