А.А. Ивин Теория аргументации
охарактеризовать «вареное» без упоминания о «сыром» или определить
«гладкое», не ссылаясь на «шероховатое». Аналогично обстоит дело с теми
определениями оценочного высказывания, которое не противопоставляют оценке
описания.
Описание и оценка являются выражением двух противоположных отношений
мысли к действительности: истинностного, когда отправным пунктом в
сопоставлении высказывания с объектом служит объект, а высказывание
выступает как его описание и характеризуется в истинностных терминах, и
ценностного, когда исходным является высказывание, выступающее как стандарт
или проект, которому должен соответствовать объект, и если последний
отвечает требованиям, предъявляемым к нему высказыванием, он считается
позитивно ценным.
Описательное отношение высказывания к действительности иногда
отмечается словами «истинно», «действительно» и т.п., но чаще всего никак
не обозначается. Сказать «Трава зеленная» — все равно, что сказать
«Истинно, что трава зеленая».
Всякое описание предполагает следующие четыре компонента:
• субъект — отдельное лицо или сообщество, дающее описание;
• предмет — описываемая ситуация;
• основание — точка зрения, в соответствии, с которой производится
описание;
• характер — указание на истинность или ложность предлагаемого
описания.
Не все эти компоненты находят явное выражение в описательном
высказывании: как правило, характер его не указывается; оборот «истинно,
что...» опускается; вместо высказываний с оборотом «ложно, что...»
используются отрицательные высказывания.
Оценочные высказывания. Оценочное высказывание устанавливает
абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дает ему оценку.
Оценка — выражение ценностного отношения утверждения к объекту,
противоположного описательному, или истинностному, отношению. В случае
истинностного отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и
объекта является объект, а утверждение выступает какого описание. В случае
ценностного отношения исходным служит утверждение и соответствие ему
объекта характеризуется в оценочных понятиях. Позитивно ценным считается
объект, соответствующий высказанному о нем утверждению, отвечающий
предъявленным к нему требованиям.
Всякий раз, когда объект сопоставляется с мыслью на предмет
соответствия ей, возникает ценностное отношение. Далеко не всегда оно
осознается, еще реже находит выражение в особом высказывании.
Оценочное отношение мысли к действительности нередко выражается
утверждениями с явным или подразумеваемым «должен» (или «должно быть»):
«Электрон на стационарной орбите не должен излучать», «Ученый критичен» и
т.п.
Оценка включает следующие части, или компоненты:
• субъект оценки — лицо (или группа лиц), приписывающее ценность
некоторому объекту;
• предмет оценки — объект, которому приписывается ценность, или
объекты, ценности которых сопоставляются;
• характер оценки — указание на абсолютную или сравнительную ценность
объекта;
• основание оценки — точка зрения, с которой производится оценивание.
Не все эти части находят явное выражение в оценочном утверждении.
Однако без любой из них нет оценки и, значит, нет фиксирующего ее
оценочного утверждения.
Таким образом, и описательное, и оценочное высказывания образуются
путем приписывания ядру высказывания соответствующего характера
(описательного или оценочного). Такое понимание структуры высказывания
может быть распространено также на вопросы, приказы, советы, клятвы,
предостережения, обещания и т.п.
Выражения оценочного характера. К выражениям оценочного характера
относятся всякого рода стандарты, образцы, идеалы и т.п. Очевиден оценочный
элемент в советах, пожеланиях, методологических и иных рекомендациях,
предостережениях, просьбах, угрозах и т.п.
Ценностное отношение мысли к действительности находит свое выражение и
в разнообразных нормах. Их область крайне гетерогенна и включает законы
государства, правила всякого рода (правила игры, грамматики, ритуала,
исчислений и т.п.), команды, директивы, технические (или целевые) нормы,
моральные нормы и т.д.
Обычно нормы противопоставляются и описаниям, и оценкам. Но в
действительности связь между нормами и оценками проста. Нормы представляют
собой частный случай ценностного отношения между мыслью и
действительностью, т.е. являются частным случаем оценок. Именно тем
случаем, который нормативным авторитетом считается настолько важным, что он
находит нужным установить определенное наказание за приведение
действительности в Соответствие с оценкой форма — это социально навязанная
и социально закрепленная оценка. Средством, с помощью которого оценка
превращается в норму, является санкция, или наказание в широком смысле
слова.
Наказание многолико и разнородно — от лишения жизни до осуждения
историей. Соответственно и граница области норм не является четкой. В
частности, правовые нормы — это жестко закрепленные социальные оценки со
строго фиксированной санкцией. Методологические правила— оценки, отказ от
реализации которых грозит возникновением каких-то, не оговоренных заранее
затруднений в исследовательской деятельности. Правила игры — оценки со
своеобразной санкцией: человек, пренебрегающий ими, выбывает из игры.
Грамматические нормы — оценки с расплывчатой санкцией, во многом сходной с
наказанием за нарушение правил игры, и т.д. Разнообразие возможных видов
человеческой деятельности — от преобразования природы и общества до игры в
крестики-нолики — обусловливает разнообразие тех наказаний, которыми
сопровождается нарушение норм, и разнородность поля самих норм.
Существенным является различие между реальными и номинальными
определениями. Реальные определения представляют собой описания, претендуют
на соответствие действительности и являются истинными или ложными.
Номинальные определения — это, в сущности, завуалированные предписания. Они
требуют употреблять определенный термин в задаваемом ими значении, не
считаясь с особенностями реальной ситуации. Более того, сама эта ситуация в
случае необходимости должна быть преобразована так, чтобы не приходилось
отступать от предписанного значения. Как предписания номинальные
определения являются оценками и представляют собой обычную форму неявного
введения ценностных отношений и оценок.
Помимо норм, оценки неявно входят в конвенции всякого рода —
предписания, находящиеся в ценностном отношении к миру. Одни конвенции
вводят новые понятия, другие, что гораздо более важно для научного
познания, ограничивают или расширяют уже употребляемые в науке понятия, а
также отождествляют разные совокупности признаков.
§ 5. Теория речевых актов
Классификации основных употреблений языка. Функции, или употребления,
языка — это те основные задачи, которые решаются с помощью языка в процессе
коммуникации и познания.
С помощью обычного, или естественного, языка можно описывать реальное
положение дел, но можно также командовать и обещать, клясться и
предостерегать, декларировать и оценивать и т.д. Обычный язык
многофункционален, и это имеет существенное значение для теории и практики
аргументации.
С точки зрения теории аргументации, особый интерес представляет
описание функций языка теорией речевых актов. Эта теория приобрела широкую
известность в последние три десятилетия, хотя в ее основе лежат идеи,
высказанные английским философом Дж. Остином еще в1955 г. В дальнейшем эти
идеи были развиты и конкретизированы Дж.Р.Сёрлем,П.Ф.Стросономидр.2
Объектом исследования теории речевых актов являются акты речи —
произнесение говорящим предложений в ситуации непосредственного общения со
слушающим. Теория речевых актов, во-первых, развивает деятельностное
представление о языке, что важно для теории аргументации, рассматривающей
аргументацию как определенного рода взаимодействие говорящего и слушающих;
во-вторых, дает детальное описание внутренней структуры речевого акта —
элементарного звена речевого общения; в-третьих, субъект речевой
деятельности понимается здесь не как абстрактный индивид, лишенный каких-
либо качеств и целей, а как носитель ряда конкретных характеристик:
психологических (намерение, знание, мнение, эмоциональное состояние, воля)
и социальных (статус по отношению к слушающему, функция в рамках
определенного социального института).
Описание. Первая основная функция языка — описание, т.е. сообщение о
реальном положении вещей. Сообщение, соответствующее действительности,
является истинным; сообщение, не отвечающее реальному положению дел, ложно.
Иногда допускается, что описание может быть неопределенным, лежащим между
истиной и ложью. К неопределенным можно отнести многие описания будущего
(например, «Через год в этот день будет пасмурно»), описания движения,
возникновения и исчезновения каких-то объектов.
Норма. Вторая основная функция языка — попытка заставить что-то
сделать. Выражения, в которых реализуется намерение говорящего добиться
того, чтобы слушающий нечто совершил, разнообразны: команды, приказы,
требования, предписания, законы, правила и т.п., короче говоря, нормы.
Нормы в отличие от описаний не являются истинными или ложными, но они
могут быть обоснованными или необоснованными, способствующими достижению
каких-то целей или нет и т.п.
Экспрессии. В качестве третьей основной функции языка выделяется его
использование для выражения разнообразных чувств. Например: «Сожалею, что
разбудил вас», «Искренне сочувствую вам», «Поздравляю с праздником»,
«Приветствую всех, кто пришел», «Извините, что не смогу быть» и т.п.
Выражения чувств назовем, вслед за Сёрлем, экспрессивами. Они передают
определенные психологические состояния, в них идет речь о каком-то свойстве
(не обязательно действии), приписываемом либо говорящему, либо слушающему.
Декларация. Четвертая функция языка — изменение мира словом. Эта
задача решается при использовании выражений: «Назначаю вас председателем»,
«Ухожу в отставку», «Заявляю, что наш договор (настоящим) расторгается»,
«Увольняю вас», «Объявляю военное положение», «Объявляю вас мужем и женой»
и т.п. Такие выражения называются декларациями. Они выполняют специфическую
функцию — меняют существовавшее до их произнесения положение вещей.
Декларации не описывают некоторое существующее положение дел. В
отличие от норм они не направлены на то, чтобы кто-либо в будущем создал
предписываемое положение вещей. Декларации непосредственно меняют мир и
делают это самим фактом своего произнесения. Очевидно, что декларации не
являются истинными или ложными. Но они, подобно нормам, могут быть
обоснованными или необоснованными (я могу назначить кого-то председателем,
если у меня I есть право сделать это), способствующими достижению каких-то
целей или нет и т.п.
Обещание. Пятая функция языка — использование языка для того, чтобы
возложить на говорящего обязательство совершить некоторое будущее действие
или придерживаться определенной линии поведения.
Обещания можно истолковать как просьбы к самому себе, т.е. как нормы,
адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопределяющие его
поведение в будущем. Как и все нормы, обещания не являются истинными или
ложными. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или
нецелесообразными и т.п.
Оценка. Шестая функция языка — использование языка для выражения
положительного, отрицательного или нейтрального отношения к
рассматриваемому объекту или, если сопоставляются два объекта, для
выражения предпочтения одного из них другому или утверждения равноценности
их друг другу.
В отличие от описаний они не являются истинными или ложными, но могут
быть глубокими или поверхностными, общепринятыми или нет, эффективными или
нет и т.п.
Итак, можно выделить шесть разных употреблений (функций) языка:
сообщение о положении дел (описание), попытка заставить сделать (норма),
выражение чувств (экспрессии), изменение мира словом (декларация), принятие
обязательства что-то сделать (обещание) и выражение позитивного,
негативного или нейтрального отношения к чему-то (оценка).
Неуниверсальность теории речевых актов. Теория речевых актов
разрабатывалась преимущественно в рамках лингвистики, что объясняет многие
особенности данной теории и прежде всего ее недостаточную общность. В
теории пропускаются некоторые основные употребления языка и одновременно
выделяются в качестве самостоятельных употребления, очевидным образом,
сводимые к основным. Очевидно, что эта теория нуждается в существенной
перестройке с тем, чтобы превратить ее из частной концепции в универсальную
теорию функционирования языка, применимую не только в лингвистике, но и в
философии языка, в теории аргументации, в методологии социальных и
гуманитарных наук и т.д.
§ 6. Классификация способов аргументации
Универсальная и контекстуальная аргументация.
В качестве основания классификации предлагается использовать характер
аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. Тогда все
способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.
Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К
универсальным способам аргументации относятся прямое (эмпирическое)
подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности,
подтверждение следствий), многообразные способы теоретической аргументации:
дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая
аргументация и др.
Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории.
Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументы к традиции и
авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.
Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией
относительная. Способы аргументации, на первый взгляд универсально
приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И
наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к
традиции или интуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой
аудитории.
Универсальная аргументация иногда характеризуется как «рациональная»,
а контекстуальная — как «нерациональная» или даже как «иррациональная».
Такое различение не является, как будет ясно из дальнейшего, оправданным.
Оно резко сужает сферу «рационального», исключая из нее большую часть
гуманитарных и практических рассуждений, немыслимых без использования
«классики» (авторитетов), продолжения традиции, апелляции к здравому
смыслу, вкусу и т.п.
Эмпирическая и теоретическая аргументация. Все многообразные способы
универсальной аргументации можно разделить на эмпирические и теоретические.
Эмпирическая аргументация — аргументация, неотъемлемым элементом
которой является ссылка на опыт, на эмпирические данные.
Теоретическая аргументация — аргументация, опирающаяся на рассуждение
и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.
Различие между эмпирической и теоретической аргументацией
относительно, как относительна сама граница между эмпирическим и
теоретическим знанием. Нередки случаи, когда в одном и том же процессе
аргументации соединяются и ссылки на опыт, и теоретические рассуждения.
Общая классификация. Из разных способов теоретической аргументации
особо важное значение имеют: дедуктивная аргументация (выведение
обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений),
системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в
хорошо проверенную систему утверждений, или теорию), принципиальная
проверяем ость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной
возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения
обосновываемого утверждения), условие совместимости (показ того, что
обосновываемое положение находится в хорошем согласии с законами,
принципами и теориями, относящимися к исследуемой области явлений),
методологическая аргументация (обоснование утверждения путем ссылки на тот
надежный метод, с помощью которого оно получено).
Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоретической) и
контекстуальной аргументации составляют основу всех способов аргументации,
но, конечно, ими не исчерпывается множество возможных приемов убеждения.
Эмпирическая аргументация
§ 1. Прямое подтверждение
Непосредственное наблюдение. Прямое подтверждение —это
непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в
обосновываемом утверждении.
Например, если кто-то сказал: «She is tall and nice-looking», мы, не
зная английского языка, не можем сказать, истинно это предложение или нет.
После перевода («Она высокая и привлекательная») мы способы, конечно,
определить, соответствует это действительности или нет.
При косвенном подтверждении речь идет о подтверждении логических
следствий обосновываемого утверждения, а не о прямом подтверждении самого
утверждения.
Теоретическая нагруженность фактов. Чувственный опыт человека — его
ощущения и восприятия — источник знания, связывающий его с миром.
Обоснование путем ссылки на опыт дает уверенность в истинности таких
утверждений, как «Эта роза красная», «Холодно», «Стрелка вольтметра стоит
на отметке 17» и т.п. Нетрудно, однако, заметить, что даже в таких простых
констатациях нет «чистого» чувственного созерцания. У человека оно всегда
пронизано мышлением, без понятий и без примеси рассуждения он не способен
выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать самые очевидные
факты.
Например, мы говорим: «Этот дом голубой», когда видим дом при
нормальном освещении и наши чувства не расстроены. Но мы скажем «Этот дом
кажется голубым», если мало света или мы сомневаемся в нашей способности
или возможности наблюдения.
Теоретическая нагруженность фактов особенно наглядно проявляется в
современной физике, исследующей объекты, не наблюдаемые непосредственно, и
широко использующей для их описания математический аппарат. Истолкование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|