Использование компьютерных технологий в деятельности ОВД
. насильственные преступления;
. квалифицированные кражи имущества;
. хищения из металлических хранилищ;
. угоны автотранспорта;
. хищения грузов на транспорте;
. организация преступной деятельности;
. преступления против общественной безопасности, общественного порядка и
здоровья населения;
. преступления против правосудия;
. фальшивомонетничество и подделка документов;
. хищения производственных ресурсов и сырья;
. хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности и
других отраслях народного хозяйства;
. финансовые и валютные аферы;
. наркобизнес;
. использование снотворных и отравляющих веществ;
. контрабанда.
Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из
металлических хранилищ реализуется в ФБКИ с помощью подсистемы «Сейф»,
ранее функционировавшей самостоятельно, как Автоматизированная
информационная система «Сейф». Основным ее назначением является
централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследования
серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов,
ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь рецидивистами и
гастролерами. Подсистема «Сейф» ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9] МВД
России.
«Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и
детей» - объектами данного централизованного учета являются граждане
Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства,
находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится в
ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного банка данных (АИПС
«Опознание»). Учету подлежат:
. лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба
которых остаются неизвестными,
. лица, потерявшие связь с родственниками;
. несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и
других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-
распределителей, спецшкол и спецучилищ;
. психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и
ушедшие из дома или медицинских учреждений;
. неопознанные трупы граждан;
. лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах,
домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу
состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.
Основанием для постановки на учет является заведение уголовного дела,
розыскного дела или дела по установлению личности.
Информационный массив данного вида учета составляет порядка 83 тыс.
опознавательных карт. С мест ежегодно поступает также свыше 1 тыс.
запросов. За 3 месяца 1998 г. поставлено на учет 3,1 тыс. без вести
пропавших и неопознанных трупов граждан, исполнено 894 запроса, установлена
личность 63 погибших.
Учет лиц, объявленных в федеральный розыск предназначен для обеспечения
мероприятий федерального розыска лиц, скрывающихся от органов власти.
На учет берутся лица:
. совершившие противоправные действия и скрывшиеся от следствия и суда;
. бежавшие из-под стражи и из мест лишения свободы;
. уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам предприятий и организаций
(госдолжники), либо граждан (неплательщики алиментов);
. исчезнувшие без видимых к тому оснований (без вести пропавшие).
Основанием для постановки на учет разыскиваемого лица является заведение
его розыскного дела.
Учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия
осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного, установления
принадлежности выявленного оружия и содействия в раскрытии преступлений,
совершенных с его применением.
Учету подлежит утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное
(изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение следующих видов:
. боевое;
. служебное;
. гражданское (охотничье и спортивное);
. нарезное огнестрельное (стрелковое) оружие всех моделей;
. гранатометы;
. огнеметы;
. портативные ствольные и реактивные артиллерийские;
. взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного
управления.
Вооружение, сдаваемое предприятиями, учреждениями и отдельными
гражданами, находившееся в их распоряжении на законных основаниях, на учет
не ставится.
Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта предназначен для сбора,
систематизации, хранения и обработки информации о разыскиваемых и
бесхозных транспортных средствах и прицепах.
Учет используется при проведении розыскных мероприятий, а также при
регистрации транспортных средств в подразделениях ГАИ. Формирование учета
ведется в рамках АИПС[10] «Автопоиск», которая является составной частью
ФБКИ ГИЦ. При введении в действие подсистем межрегиональной специальной
заградительной системы контрольных постов милиции порядок прохождения и
использования информации о разыскиваемом транспорте приводится в
соответствие с нормативными актами, регламентирующими функционирование АИПС
«Розыск» (ГУ ГАИ[11] МВД РФ).
Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовой
автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного
производства.
Система «Автопоиск» в настоящее время содержит данные о более чем 220
тыс. похищенных автомобилях. Из всех эксплуатируемых в ГИЦ
автоматизированных систем «Автопоиск» является самой эффективной и наиболее
используемой органами внутренних дел АИПС.
Учет похиценных предметов антиквариата и культурных ценностей
организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов антиквариата и
культурных ценностей и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их
хищением. Учету подлежат следующие категории утраченных и выявленных
предметов, представляющих историческую, художественную, научную ценность:
. исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в
жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и
техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей
(государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей,
деятелей науки, литературы, искусства);
. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических
раскопок;
. художественные ценности, в том числе:
. картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых
материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в
том числе рельефы;
. оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
. художественно оформленные предметы культового назначения, в частности
иконы;
. гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
. произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе
художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани
и других материалов;
. изделия традиционных народных художественных промыслов;
. составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных
памятников и памятников монументального искусства;
. старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический,
художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
. редкие рукописи и документальные памятники;
. архивы, включая фото-, фоно-, кино- и видеоархивы;
. уникальные и редкие музыкальные инструменты;
. почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в
коллекциях;
. старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы
коллекционирования;
. редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие
интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и
палеонтология;
. другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое,
художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые
государством под охрану, как памятники истории и культуры.
Информация о похищенных и изъятых предметах искусства и старины,
представляющих культурную или историческую ценность, сосредоточена в АИПС
«Антиквариат», на учете которой состоит 42,5 тыс. объектов. Учет активно
используется правоохранительными органами для розыска похищенного и
установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске
или задержании.
Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и
номерных вещей осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и
изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера или
характерные признаки, содействия раскрытию преступлений, связанных с ними.
На централизованный учет в ГИЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи,
а также документы и ценные бумаги общегосударственного обращения в связи с
совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в федеральном банке
криминальной информации.
Учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на
базе видеозаписей (видсобанки и видеотеки лиц)включает в себя федеральный
учет видеозаписей «воров в законе», авторитетов уголовной среды и других
лиц, представляющих особый оперативный интерес для органов внутренних дел.
Федеральный учет видеозаписей информационно связывается (интегрируется)
в ГИЦ с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых
граждан и неопознанных трупов. Регистрация визуальной информации о лицах
служит для опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий и
следственных действий. Федеральный учет видеозаписей в ГИЦ формируется на
основе информации, поступающей из ИЦ МВД, ГУВД, УВД, из видеотек экспертно-
криминалистических подразделений (ЭКП) соответствующих органов внутренних
дел. [12]
-2-
С конца 80-х гг. начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД
автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на
основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически
кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти
и производить качественный сравнительный анализ. Однако при создании таких
систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцев рук очень
трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по
наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим
параметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многие
подразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобретали
неапробированные дактилоскопические системы, неся ненужные при этом
материальные и трудовые затраты. Этот период показал, что импортные
дактилоскопические системы слишком дороги, некоторые из них (например,
«Дермалог») очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук.
Многие отечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили
мало пользы. Лишь с начала 90-х гг. процесс начал приобретать первые
признаки организованности: в 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России
было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС.
Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные системы,
которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представлены к
проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-
методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих
четырех систем:
. «Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской
области);
. «Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Челябинской
области).
После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их
окончательное тестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-
технического совета. В настоящее время проходит активное внедрение этих
систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Полученный в ходе этого
опыт, а также опыт внедрения АДИС в других областях Российской Федерации
позволил выявить некоторые тенденции, сложности и проблемы.
В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц,
которые уже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке
и снятии с учета подучетных лиц, как правило, нет. И одной из первых
проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказывается недостаток
дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной базы
данных в АДИС - дактилокарты, поступившие из следственных изоляторов, на
лиц, находящихся под следствием или ранее судимых.
Еще одна проблема - низкое качество дактилоскопирования. Отпечатки
пальцев рук на дактилокартах «забиты» типографской краской или, наоборот,
не пропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте,
накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки
пальца. Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая,
волокнистая, не чисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого
лица выполнены небрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки на
учет установочные данные, как Ф. И. О. и год рождения, читаются
неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт, поступающих из ГОРОВД,
удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству дактилоскопирования
подучетных лиц.
Следующая проблема - отработка следов рук, изымаемых с мест
преступлений, по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других
лиц, следы которых могли быть оставлены вне связи с преступлением.
Следотеки в значительной степени «засорены» подобными следами.
Многие оперработники не владеют информацией о наличии следов
преступника по конкретным нераскрытым преступлениям и по этой причине не
используют их при отработке подозреваемых. Вместо этого представляют в
экспертные подразделения массу дактилокарт (в основном - ранее судимых) для
проверки по всей следотеке «на всякий случай», что, как правило, не дает
результата и загружает экспертов бесполезной работой.
Не проводится проверка по дактилоучетам на предмет установления
причастности к ранее совершенным преступлениям лиц, привлекаемых за
совершение корыстных преступлений: лиц, находившихся в розыске; трупов, в
том числе некриминального характера; лиц, проходящих по делам оперативного
учета и административного надзора при их заведении и прекращении и т. д.
Не практикуется негласное дактилоскопирование криминогенных категорий
при отсутствии к тому формальных оснований.
В немалой степени отлучение оперработников от формирования
дактилоучетов происходило из-за неопределенности в решении вопроса о месте
дактилоучетов. Во все времена дактилоскопический учет преступного элемента
в низовых подразделениях был привилегией оперативных аппаратов. И это
правильно, так как только они могут определить контингент лиц, подлежащих
постановке на данный вид оперативного учета, обеспечить своевременную
постановку и снятие с него.
Многие из перечисленных проблем могут быть сняты принятием единого
нормативного документа, регламентирующего порядок формирования и
использования дактилоскопических учетов и оперативно-розыскной,
следственной и архивной работе. Уже сам факт его издания послужит мощным
импульсом к наведению порядка в этом важном деле.
Руководство ГОРОВД, где начато внедрение АДИС, столкнулось с
необходимостью оперативного и качественного разрешения всех этих проблем,
которые существовали и ранее, но решение которых, несмотря на их важность,
не входило в ряд первоочередных задач. Внедрение АДИС, значительное
повышение возможностей дактилоскопических учетов в раскрытии преступлений,
а также больше денежные затраты, необходимые для реализации этих
возможностей, требуют изменения подходов к организации ведения
дактилоскопических учетов.
Необходимость автоматизации процесса поиска следов с мест преступлений
по значительным массивам дактилокарт совершенно очевидна. Без этого
использование возможностей дактилоскопии в работе по раскрытию и
расследованию преступлений заключается в основном лишь в подтверждении, т.
е. в установлении идентичности изъятых с места преступления следов с
отпечатками рук конкретного человека или выборки его из ограниченного
количества подозреваемых лиц. Большего дактилоскопия, без её существенной
автоматизации, дать не может. Многотысячные массивы дактилокарт подучетных
лиц и следов рук с мест преступлений будут продолжать лежать «мертвым»
грузом.[13]
Эффект от внедрения АДИС будет в том, что, благодаря автоматизации
дактилоскопических учетов, будут раскрываться именно те преступления,
перспективы раскрытия которых оперативным путем были минимальными.
Наиболее оптимальным вариантом организации АДИС является следующий -
структура единой областной дактилоскопической системы состоит из
центральной станции и связанных с ней пользовательских станций,
установленных в ГОРОВД. Обе базы данных (БД дактилокарт и БД следов с мест
преступлений) хранятся и обрабатываются на центральной станции, программно-
технические возможности которой позволяют работать с большими объемами
информации. Пополнение баз данных и запросы на проведение поисков по всей
региональной БД или по какой-либо ее части производятся непосредственно из
ГОРОВД. В связи с большим объемом графической информации с изображениями
отпечатков пальцев рук подучетных лиц, что может затруднить их передачу по
Страницы: 1, 2, 3
|