Банковские информационные системы
Банковские информационные системы
Министерство общего и профессионального образования РФ
Московский Государственный Индустриальный Университет
Кафедра информационных систем и технологий в экономике и управлении
Самостоятельное задание
по дисциплине
«Информационные системы»
на тему:
«Банковские информационные системы».
Выполнил:
Студент 3-го курса
Группы №6293
Валин Ф. Н.
Проверил:
проф. Широков Л. А.
- Москва 2003 г. -
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 3
1. Архитектура системы и реализация основных функций 5
1. 1. Глобальный уровень 6
1. 2. Уровень менеджера. Функции управления банком. 7
1. 3. Уровень агентов 11
2. Решения, используемые при разработке банковской системы автоматизации
12
3. Требования к банковской информационной системе и принципы разработки
программных средств 13
4. Структура условной интегрированной информационной системы 17
5. Межбанковские взаимодействия и коммуникации 25
Заключение 31
Список используемой Литературы.
1. Банковские технологии. № 7-8 , 1997.
1. Информационные технологии. № 2 , 1997.
1. Международные банковские стандарты. Под. ред. С. И. Кумок. -М.:
Московское финансовое объединение , 1995.
2. InterNet
Введение.
С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов банк является
финансовым учреждением. Однако с точки зрения телекоммуникационных
специалистов банк выглядит как предприятие по переработке и передаче
информации. Финансовые и денежные процессы, протекающие в банке, могут и
должны быть интерпретированы как процессы обработки, хранения и переноса
информации. Это относится в равной мере как к расчётным процессам,
манипулирующими информацией о состоянии счетов клиентов, так и к процессам
управления банком и принятия решений в сфере, например, кредитной или
дилинговой деятельности. Особенно ярко такая интерпретация проявляет себя
при переходе банков, делового мира и всего общества на новые методы
денежного обращения, когда кредитные и дебетовые карты, банкоматы,
электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведет к тому,
что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут
нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в
компьютерной обработке и передаче информации . Имея в виду такую
перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и
компьютерных телекоммуникаций в банковском деле. С этой точки зрения широко
понимаемая проблема управления становится ключевой в обеспечении
эффективности и надёжности работы банка, именно её качественное решение
определит в конечном итоге его жизне- и конкурентоспособность.
При формировании концепции управления и выборе базовых средств
предпочтительно использовать и учитывать существующие международные
стандарты и рекомендации в данной области. Эти рекомендации суммируют
накопленный опыт управления локальными, глобальными сетями и интерсетями на
их основе, выделяют основные функциональные области сетевого управления,
определяют архитектуру, информационную базу и протоколы сетевого
управления. Использование стандартных методов и средств управления
позволяет обеспечивать совместимость аппаратно-программных средств,
разработанных различными изготовителями.
Международные рекомендации определяют следующие основные области
сетевого управления:
управление неисправностями - обнаружение неисправностей и других проблем в
работе системы, их изоляция и устранение, регистрация ошибок, их
идентификация и диагностическое тестирование;
управление учётом - учёт и контроль использования системных ресурсов и
определение их стоимости, оповещение пользователей о потребляемых ими
ресурсах, тарификация, ведение счетов и установление лимитов на
использование тех или иных ресурсов;
управление конфигурацией - регистрация всех сетевых устройств, их
местоположения, адресов и идентификаторов, осуществление контроля, сбора и
подготовки данных о состоянии сетевых ресурсов с целью их инициализации,
запуска в работу, обеспечения непрерывного функционирования, завершения
работы;
управление эффективностью - оценка эффективности функционирования
системных ресурсов, сбор статистической информации о работе сетевых
объектов, её анализ и обработка, прогнозирование эффективности работы
системы и планирование её развития. Эффективность работы системы тесно
связана с управлением неисправностями, так как для эффективной работы
требуется если не полностью устранить отказы, то, во всяком случае, уметь
прогнозировать и сводить к минимуму их последствия;
управление безопасностью - управление аутентификацией, полномочиям,
доступом, засекречиванием и обеспечением целостности передаваемой,
обрабатываемой и хранимой информации;
В более агрегированном виде можно выделить два класса задач, решаемых
системой управления:
V сетевое управление - мониторинг сетевых устройств и управление ими;
V системное управление - управление пользователями, их средствами и
ресурсами, включая ПО и пользовательские процессы.
Большинство производителей базовых средств корпоративного уровня, как
правило, стремятся максимально учитывать международные рекомендации и
стандарты. Только этот путь позволяет эффективно внедрять их в уже
работающие системы и не ограничивать пользователя рамками и возможностями
именно систем управления .
К наиболее развитым базовым средствам построения систем управления
следует отнести:
OpenView+IT operation/administration компании Hewlett-Packard ;
Sun Connect SunNet Manager компании Sun Solution ;
Tivoli компании IBM ;
SMS компании Microsoft ;
Каждый из этих продуктов является прекрасным средством построения
системы управления, имеющим широкий спектр применения и развития
приложения. Однако, на мой взгляд, первые два продукта ориентированы в
основном на решение задачи сетевого управления и в меньшей степени
затрагивают вопросы системного управления, а вторые два, предназначенные
для решения как задач сетевого, так и системного управления, ограничены
достаточно жесткими рамками либо конкретной области применения, либо
используемых платформ (операционные системы, СУБД, технические средства) .
Сегодня требуется система управления корпорацией, которая создавала бы
полный эффект присутствия администратора на каждом рабочем месте и
позволяла централизованно решать текущие задачи по управлению конфигурацией
и оперативному устранению возникающих проблем. Попробуем перечислить список
требований к системе подобного типа и методы их реализации .
1. Архитектура системы и реализация основных функций.
Архитектура подобной системы должна содержать три основных уровня:
> уровень глобального отображения - поддержка интегрированного
пользовательского интерфейса и ведение репозитария общих объектов;
> уровень управления банком, или уровень менеджеров - управление
информационными процессами, происходящими во всех субъектах информационно-
телекоммуникационной инфраструктуры корпорации;
> уровень агентов - наблюдение и контроль за всеми элементами информационно-
телекоммуникационной инфраструктуры банка.
Такая архитектура позволила бы разработчикам выполнить все основные
требования к современной управляющей системе как с точки зрения обеспечения
высокого уровня интеграции средств управления разнородными ресурсами, так и
с точки зрения реализации таких жизненно необходимых для эффективного
управления характеристик, как открытость, расширяемость, масштабируемость и
многоплатформенность.
Особо следует отметить, что система должна обладать достаточно широким
набором функций управления, которые за счёт интеграции с инфраструктурой
системы и друг с другом обеспечивают высокий уровень управления банком.
Система должна допускать дальнейшее развитие и совершенствование этих
функций. Расширяемость - прямое следствие объективно-ориентированной
природы системы, поскольку все управляемые объекты определены в репозитарии
общих объектов, а способы управления им полностью документированы .
Высокая степень масштабируемости должна позволять настраивать систему
на задачи конкретного бизнеса, используя сети TCP/IP, SNA, DECnet и IPX,
мейнфреймы IBM операционные системы VMS , OS/400 , NonStop Kernel , Unix ,
Windows NT и Windows 95 .
Все функции системы должны быть открыты не только для клиентов, но и
для независимых разработчиков. И те и другие могут создавать собственные
продукты, которые расширяют управленческие возможности системы. Каждый
уровень архитектуры имеет открытые точки интеграции. Клиенты и партнёры
могут создавать дополнительных агентов и менеджеров, изменять или создавать
новые объекты, интегрировать их путём настройки пользовательского
интерфейса и использовать все виды услуг, которые предоставляются
менеджерами.
Реализация описываемой архитектуры должна основываться на трёх
основополагающих принципах:
V регистрация и отображение информационных процессов, обеспечивающих
реализацию бизнес-функций банка;
V управляемость любым ресурсом системы независимо от его месторасположения;
V «дружественный» трёхмерный графических интерфейс пользователя.
В результате пользователь получает в руки инструмент, позволяющий
визуализировать объект управления и управлять им на трёх уровнях:
глобальном (система в целом), банка или менеджера (управление бизнес
процессами), агентском (управление программными и техническими средствами).
1. 1. Глобальный уровень.
На верхнем уровне объектно-ориентированной архитектуры системы
реализуется графический интерфейс реального мира, с помощью которого
управляющие приложения распознают подчинённые им ресурсы и устанавливают
взаимосвязи. Для отображения всей вычислительной среды используется
трёхмерная анимация и элементы виртуальной реальности, позволяющие
администратору «перемещаться» по вычислительным ресурсам и сетевым
соединениям. Таким образом, со своего «пульта управления» администратор
может наблюдать за функционированием информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры корпорации и решать возникающие проблемы.
Должна представляться возможность логически совмещать структуру
корпорации с картой местности или планом здания, что способствует более
эргономичной работе администратора и позволяет ему быстрее ориентироваться.
Если администратор имеет дело с сильно распределённой в пространстве
корпорацией, то полезной может оказаться возможность работы с встроенной
географической картой, позволяющей представлять ресурсы в соответствии с их
физическим расположением. На карте можно размещать различные условные
символы и изображения, например планы помещений, что часто оказывается
весьма важным для управления современными информационными системами.
Вся информация о субъектах управления поступает из репозитария общих
объектов, играющего роль ключевого звена в интеграции управленческих
функций. В недрах распределённого репозитария размещаются управляемые
объекты (прикладные программы, аппаратные средства, базы данных, расчёты с
заказчиками, складской учёт, производственные процессы и т. д.), их
атрибуты, информация о взаимосвязях и методах управления, а также данные об
отображении бизнес процессов.
Создание репозитария общих объектов и наполнение его конкретной
информацией осуществляется с помощью службы определения топологии,
распознающей элементы информационной системы банка и взаимосвязи между
ними. Затем полученные объекты можно отобразить с помощью интерфейса
реального мира. Определение топологии может осуществляться одновременно по
разным направлениям, что важно при работе с большими разветвлёнными сетями
.
1. 2 Уровень менеджера (функции управления банком).
На втором уровне архитектуры - уровне менеджера - реализованы функции
управления банком или бизнес процессами. Для этого имеется набор
управляющих функций: генерация сообщения о важных системных, сетевых или
прикладных событиях и переадресация их в центр управления; мониторинг
системных и пользовательских сбоев; автоматическое выполнения часто
повторяющихся или плановых операций; аппарат поддержки целостности жизненно
важных ресурсов; защита информационной среды.
Указанные функции объединяются в следующие основные группы:
управление событиями;
управление рабочей нагрузкой;
управление носителями данных;
хранением и восстановлением информации;
управление защитой;
управление проблемами.
Функция управления событиями позволяет создавать алгоритмы определения
важных событий, реагировать на них и при необходимости принимать неотложные
меры. При обработке событий больше всего времени обычно тратиться на
управление исключительным ситуациями. Часто один-единственный сбой приводит
к лавинообразному накоплению других, так что становится очень трудно
определить источник неприятностей.
Для определения причин сбоев реализуются функции фильтрации и
взаимоувязки событий, возникающих в различных информационных ресурсах. При
управлении событиями выделяются сообщения, имеющие для системы наибольшее
значение, и определяются действия, выполняемые при их появлении. Функция
управления событиями может играть роль как менеджера, так и агента - не
только распознавать события, но и обрабатывать их. В качестве интерфейса к
функции управления событиями используется консоль управления событиями,
представляющая собой отдельное окно в графическом интерфейсе управляющих
функций, которое позволяет следить за всем происходящим в системе. Отсюда
же администратор может наблюдать за потоком сообщений, связанных с
управлением событиями. Уникальность этой функции состоит в возможности
видеть график сообщений в целом и сразу же реагировать на них .
По мере того как информационные системы становятся всё сложнее и
растёт интенсивность их использования, оказывается труднее поддерживать
компьютеры в рабочем состоянии.
Функция управления рабочей нагрузкой решает задачу автоматизации
ведения графика работ. Она управляет такими важнейшими процессами, как
планирование заданий, контроль за порядком их выполнения и случаями отказа,
учёт временных требований, выбор компьютеров для выполнения тех или иных
заданий Для эффективного управления рабочей нагрузкой необходимо иметь
информацию о том, какая работа должна быть выполнена, где когда и как.
Программа управления рабочей нагрузкой получает эти сведения в виде четырёх
основных элементов:
o станции - идентификация и описание рабочего места, где будет выполняться
задание. Это может быть сервер, рабочая станция или некоторое место, где
выполняются ручные операции;
o календари, указывающие, в какие сроки может выполняться задание или их
набор. Для каждого задания также указывается точное время начала его
выполнения;
o задания, определяющие, какую именно работу необходимо выполнить, и
содержащие информацию о времени начала выполнения, предшествующих
заданиях, необходимых ресурсах и признаках завершения задания;
o набор заданий - логическая совокупность или набор заданий.
Функция управления рабочей нагрузкой реализует два способа
планирования заданий - прогнозируемый и событийный. Прогнозируемое
планирование осуществляется с помощью календарей, а событийное - с помощью
действий. Последний тип удобен для выполнения заданий при возникновении
исключительных ситуаций вне статично прогнозируемого графика.
Комбинирование обоих способов позволяет эффективно планировать выполнение
заданий в различных ситуациях - повседневных и исключительных .
В системе реализуется мониторинг выполнения работ в режиме реального
времени. Администратор системы получает возможность видеть, какие задания
или наборы заданий активны в данный момент, как они выполняются, какие
задания уже выполнены. В распределённой среде логически связанная
информация хранится в разрозненных системах, что затрудняет процесс
управления ими.
Функция автоматического управления хранением данных обеспечивает всё
необходимое для выполнения резервного копирования и архивирования
информации с отслеживанием перемещения данных с активных носителей на
резервные. Менеджеры хранения данных поддерживают также такие функции, как
шифрование, сжатие, коррекция избыточности и ошибок. Подчинённые им агенты
поддерживают широкий диапазон устройств, в том числе RAID, оптические диски
и роботы.
Система обеспечивает также иерархическое управление запоминающими
устройствами, позволяющее убирать старые данные с активных носителей. При
первой же попытке обращения к таким данным они автоматически переносятся из
Страницы: 1, 2, 3, 4
|