Вертикально-интегрированные нефтяные компании
внешний рынки.
К тому же, что очень важно, нефтяные компании, как показывает опыт
«ЛУКойла», могут не пассивно ожидать взаимосвязанного роста экономики и
спроса, а, используя арсенал активного маркетинга, стимулировать и
расширять спрос на свою продукцию даже в условиях экономического кризиса.
Дело в том, что во многих регионах России, в странах СНГ и даже ряде
государств дальнего зарубежья существует частично или полностью
неудовлетворенный платежеспособный спрос на ряд нефтепродуктов. Поэтому
спросовые ограничения в модели устойчивого развития нефтяной компании не
являются жесткими и изменяются под воздействием стратегии активного
маркетинга и расширения регионов сбыта.
Фактор конкуренции для нефтяных компаний России пока действует в
полной мере лишь на внешних рынках, но уже проявляет себя в приграничных
регионах и крупных городах. Его роль на внутреннем рынке, несомненно, будет
возрастать с воздействием и на спрос и особенно на цены.
В стратегиях устойчивого развития учитывается, что в будущем в России,
так же, как в настоящее время в Европе и США, высокая конкуренция в секторе
нефтепродуктов приведет к стабилизации цен и уменьшению нормы прибыли.
Следовательно, только стратегии увеличения объемов и повышения качества
нефтепереработки, а также совершенствования сети продаж нефтепродуктов
обеспечат при меньшей рентабельности рост массы прибыли и оправдают
инвестиции в этот сектор.
Необходимо вновь отметить, что фактор динамики цен на нефть и
нефтепродукты, как и спроса, является одним из ключевых для устойчивого
развития нефтяных компаний. Здесь важно оценить влияние на стратегии и
финансовые результаты компании различных трендов мировых цен на нефть —
возможный их рост к 2010 г. до 25-27 долларов за баррель и, хотя и менее
вероятное, их снижение до 15-17 долларов за баррель. Средняя долгосрочная
базовая цена на нефть составит 20-22 доллара за баррель. Соответственно, в
рамках вариантов динамики мировых цен будут изменяться темпы сближения с
ними внутренних цен на нефть.
Особого подхода при разработке стратегий устойчивого развития требует
учет динамики внутренних цен на нефтепродукты. Дело в том, что
средневзвешенные оптовые цены на ряд нефтепродуктов на внутреннем рынке
России в 1996-1997 гг. уже достигли мирового уровня, а оптовые цены на
бензин превзошли мировые в 1,5-1,7 раза. Это отрицательно влияет на
экономику других отраслей народного хозяйства и приводит к ценовой
неконкурентоспособности российских нефтепродуктов в приграничных регионах,
а по высококачественным продуктам — и в крупных городах.
Вследствие этого стратегии устойчивого развития включают не только
рост качества нефтепродуктов, но и возможность проведения комплексной
налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов. Дело в том, что
высокие оптовые цены на нефтепродукты в России в основном вызваны
концентрацией налогов именно на уровне оптовых продаж. В Европе, наоборот,
налоги в оптовом звене минимальны и концентрируются на конечной, розничной
стадии нефтяного бизнеса.
Поэтому один из вариантов перспективного развития учитывает высокий
народнохозяйственный эффект долгосрочной комплексной налоговой и ценовой
реформы в секторе нефтепродуктов, которая позволит снизить налоги и
внутренние оптовые цены на 25-30%. При этом рост налогов и цен в розничном
секторе будет соответствовать динамике роста покупательной способности
населения в условиях постепенного увеличения масштабов экономического
роста.
Не меньшее значение при разработке стратегий устойчивого развития
имеет учет динамики финансовых, особенно валютных условий, влияющих на
доступ нефтяных компаний к внешним инвестиционным ресурсам.
Нефтяные компании России, как показывает опыт «ЛУКойла», могут
получить доступ к ресурсам международного финансового рынка. Это
предполагает приложение серьезных усилий по раскрытию информации о
финансовом состоянии и перспективах развития компании. Одной из трудностей
здесь является переход на международные стандарты финансового учета и
отчетности.
С 1996 г. позиции «ЛУКойла» на международных рынках капитала
укрепились и будут укрепляться в дальнейшем. Важно, что в компанию пришел
первый стратегический инвестор на основе партнерских отношений с сильной
американской компанией ARCO. Созданное совместное предприятие «ЛУКАРКО»
является крупнейшим в России и одним из крупных в мире.
Фактор научно-технического прогресса имеет тенденцию к усилению своего
влияния на развитие нефтяной промышленности, хотя последняя сегодня не
относится к наукоемким отраслям. В то же время поле высоких технологий в
нефтяной промышленности, особенно в сфере роста нефтеотдачи, постоянно
расширяется. К тому же идет постоянный технологический поиск экологически
более безвредных и дешевых заменителей топлива. Это стимулирует более
глубокую переработку нефти и рост сектора нефтехимии.
Важно подчеркнуть, что ключевым внешним условием устойчивости развития
нефтяных компаний является совершенствование хозяйственного климата, в
первую очередь налогового и инвестиционного. Налоговый кодекс должен не
только упростить и стабилизировать законодательство, но и предусмотреть в
течение 3-5 лет (максимум 7 лет) снижение налоговых ставок минимум на 20-
30% как условие устойчивого экономического роста.
Требуются скорейшее полноразмерное принятие закона «О соглашениях о
разделе продукции» и внесение изменений в закон «О недрах», позволяющих
переоформить лицензии на разведку и добычу нефти от дочерних структур
непосредственно на нефтяные компании.
Другим ключевым условием устойчивого развития нефтяных компаний
является политическая стабильность.
Комплексный учет ключевых маркетинговых, финансовых, политических и
других факторов позволил «ЛУКойлу» поставить как стратегическую основу
устойчивого развития достижение уровня международной
конкурентоспособности, то есть мирового класса.
Другой основой устойчивости развития «ЛУКойла» и других нефтяных
компаний стала их вертикально-интегрированная структура. Вместе с тем
исторически унаследованные диспропорции между добывающими,
перерабатывающими и сбытовыми звеньями вертикально-интегрированных нефтяных
компаний определили необходимость принятия и реализации стратегий
структурного роста. В рамках таких стратегий каждый сектор вертикально-
интегрированной компании (нефть, нефтепродукты, нефтехимия,
транспортировка) растет, во-первых, в соответствии с критериями
эффективности и вкладом в общую прибыльность компании и, во-вторых, по
критериям комплексности с учетом его оптимального места в структуре
компании. При этом в качестве ориентиров выступают пропорции ведущих
вертикально-интегрированных нефтяных компаний мира при одновременном учете
специфики каждой компании и нефтяной промышленности России в целом.
К важнейшим стратегиям структурного роста нефтяных компаний относится
наращивание рентабельных запасов углеводородного сырья, которые для
устойчивости развития должны обеспечить добычу, как минимум, на 13-15 лет.
В «ЛУКойле» этот показатель составляет более 30 лет. По оценкам независимой
американской компании Miller & Lents только доказанные запасы «ЛУКойла» и
только в России превысили 11 млрд баррелей и продолжают расти. В модели
устойчивого развития важен учет не только размеров, но и качества запасов —
крупности месторождений, дебита скважин, их географического расположения,
состава нефти и других характеристик.
В области разведки и добычи нефти стратегии устойчивого структурного
роста ресурсно-производственного потенциала учитывают усложнение условий
добычи нефти в основном нефтяном регионе России — Западной Сибири, где доля
трудноизвлекаемой нефти превысила 50% и продолжает расти.
Вследствие этого «ЛУКойл», как известно, уже практически реализует
крупномасштабный перспективный план освоения новых месторождений в
Каспийском регионе в России, Азербайджане, Казахстане и, в недалеком
будущем, в ряде других регионов России, в первую очередь Тимано-Печорском.
Более обильная и дешевая нефть Каспия и других регионов России и мира
должна частично заменить трудноизвлекаемую нефть Сибири. Подключение
каспийской нефти позволяет снять чрезмерную нагрузку и понизить
запредельную интенсивность добычи нефти в Западной Сибири, провести здесь
необходимое крупномасштабное обновление фондов и технологий повышения
нефтеотдачи. Тем самым будет создана основа для длительной устойчивой и
главное рентабельной добычи нефти в Западной Сибири, которая есть и
остается главным регионом деятельности российских нефтяных компаний.
Большая нефть — главная, но не единственная база устойчивого развития
«ЛУКойла». Комплекс связанных с перспективами нефтедобычи долгосрочных
стратегий структурного роста компании включает:
. удвоение и в дальнейшем, возможно, утроение собственных и
привлекаемых мощностей нефтепереработки;
. многократное (не менее чем в 4-5 раз) расширение сети продаж
нефтепродуктов;
. диверсификацию нефтяного бизнеса с созданием секторов нефтехимии,
транспортировки, газа.
Еще одним направлением структурного роста и необходимым условием
устойчивого развития компании является глобализация ее стратегий — доля
международных операций «ЛУКойла» должна превысить 20, а в дальнейшем 30%.
При этом исключительное значение имеет налаживание производственной
кооперации и завоевание рынков в бывших республиках Советского Союза и
других зарубежных странах, с которыми были налажены тесные политические и
экономические связи.
Цели устойчивого развития определяют потребность в реструктуризации
нефтяных компаний — процессах их внутреннего качественного обновления и
структурной реорганизации для соответствия жестким требованиям современной
рыночной экономики.
Необходимые для устойчивого развития нефтяных компаний стратегические
системные изменения в управлении включают:
. организационно-экономическую консолидацию компании и ее дочерних
структур;
. выделение вспомогательных и сервисных служб;
. резкое повышение качества финансового управления, прежде всего в
части бюджета, учета и контроля издержек производства и сбыта;
. создание мощных систем маркетинга;
. развитие современной интегрированной информационной системы
управления;
. существенное развитие системы управления человеческими ресурсами.
Серьезным препятствием на пути устойчивого развития нефтяных компаний
является дефицит источников финансирования инвестиций. Собственные
источники удовлетворяют их потребности не более чем на 60-70%, а российский
финансовый рынок не ориентирован на реальный сектор экономики. В этих
условиях дополнительными источниками инвестиционного финансирования могут
стать акционерные и заемные, в том числе иностранные, ресурсы. Но эти
деньги являются для компании дорогими и требуют введения специального
проектного управления с созданием системы гарантированной эффективности
каждого инвестиционного доллара и рубля.
В заключение необходимо подчеркнуть, что концепция устойчивого
развития нефтяных компаний также находится в развитии. Она постоянно
обогащается практическим опытом деятельности компаний, совершенствованием
компьютерных программ многовариантных расчетов.
Конечно, модельные расчеты будущего нефтяных компаний не исключают
опоры на управленческий и инженерный опыт, потому что практика всегда
богаче ее электронных аналогов, а жизнь полна политических и экономических
сюрпризов. Знать их заранее просто невозможно.
И все же моделирование устойчивого развития нефтяных компаний
позволяет в значительной степени предвидеть многие угрозы и возможности.
Это значит, что мы можем своевременно подготовиться к встрече с ними.
Таким образом, устойчивая положительная динамика показателей нефтяных
компаний уже сейчас и тем более в будущем прямо определяется реализуемыми
компаниями стратегиями развития и управления. И чем более такие стратегии
будут обоснованы, перспективны и глобальны, тем выше будет достигаемый
результат.
Заключение
Условия работы нефтяных компаний в России характеризуются
неустойчивостью и резкими изменениями параметров общей экономической
ситуации — темпов инфляции, динамики валютного курса, изменениями
межотраслевых соотношений цен, реальных доходов населения, спадом
производства в крупных секторах.
Поэтому зарубежный опыт управления нефтяной промышленностью в форме
вертикально-интегрированных компаний чрезвычайно важен для России на
нынешнем этапе перехода ее экономики к рынку. В бывшем СССР существовала,
пожалуй, самая интегрированная в мире система управления нефтегазовым
комплексом, хотя отдельные звенья технологической цепочки принадлежали
различным ведомствам. Все нити сходились в бывшем Госплане, где
разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти
и нефтепродуктов по установленным сверху ценам, что обеспечивало
интегрированность всей системы — от скважины до бензоколонки. Однако это
была не экономическая интеграция, основанная на интересе равноправных
партнеров, а административно-командная, основанная на неэкономических
методах управления. Не только в условиях рынка, но и перехода к нему такая
система не могла сохраняться, ибо противоречила логике реформ. Распад
планово-распределительной системы в нефтегазовом комплексе оказался
чрезвычайно болезненным, когда вследствие ликвидации СССР отдельные звенья
единой технологической цепочки оказались в разных независимых государствах,
а многолетние связи нарушились. В настоящее время некоторые связи
восстановлены, и очевидна необходимость их восстановления в полном объеме,
но уже на иных, взаимовыгодных основаниях. Становление ВИНК и реализация
заложенного в их структуре потенциала должны сыграть значительную роль в
этом интеграционном процессе не только внутри РФ, но и на экономической
территории всего СНГ.
В условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической
ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные
преимущества перед независимыми производственными и посредническими фирмами
как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки
зрения нормализации общей экономической обстановки в стране. Интеграция
позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее
выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании
является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль
добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические
производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как
правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного
компенсируются приобретениями другого подразделения.
В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний,
занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед
предприятиями и фирмами специализированного типа.
Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в
перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за
счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е.
природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом
и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате
реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов,
знаний и идей.
Радикально меняющиеся в последнее время условия функционирования
отечественных энергокомпаний, характеризуются необходимостью работы в
нестабильной и неопределенной внешней среде. Такая ситуация предъявляет к
менеджерам новые требования, связанные с повышением способности к
самостоятельному "стратегическому" мышлению, наличием доступа к оперативной
информации о внешней среде, отражающей самые различные точки зрения.
Крупнейшие нефтяные компании при реализации долгосрочных целей
устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу
бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими
хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании.
Использование преимуществ единой стратегии управления и
ориентированность на ключевые факторы успеха компании требуют консолидации
финансовых результатов дочерних предприятий, а также введения принципов
консолидированного налогообложения. Особое значение в нефтяной
промышленности придается гибкому налоговому законодательству,
обеспечивающему оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность
интересов различных участников.
Список использованной литературы:
1. Алафинов С. «Нефтяной бизнес – интеграционные процессы вчера,
сегодня, завтра» – «Нефть и Капитал» №11-1995
2. Алекперов В. «Вертикально-интегрированные нефтяные компании России»
М.,1996.
3. Алекперов В. «Вертикальная интеграция и конкуренция на рынке нефти и
нефтепродуктов» – «Нефть и бизнес» №2-1997
4. Алекперов В. «Заглядывая в будущее» – «Нефть России» №2-1998
5. Алекперов В. «Наша цель – стать компанией мирового уровня» – «Нефть
России» №5-6-1997
Алекперов В. «Основные тенденции в нефтяном бизнесе» М.,1998.
6. Арбатов А. «Камо грядеши?» – «Нефть России» №8-1996
7. Колядов Л., Комарова Л., Епифанова Н. «Структура управления
нефтяными компаниями» М.,1997.
8. Мухин А. «Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании:
проблемы управления» – «Вопросы экономики» №1-1998
9. «Структурная перестройка в нефтегазовом комплексе страны»/ Колядов
Л., Епифанова Н. и др. М.,1997
10. Шагиев Р. «Интегрированные нефтегазовые компании» М.,1996
11. Шагиев Р. «Нефтегазовые компании: управление, стратегия, структура»
– «Нефтяное хозяйство», №4-1996
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|