МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вертикально-интегрированные нефтяные компании

    внешний рынки.

    К тому же, что очень важно, нефтяные компании, как показывает опыт

    «ЛУКойла», могут не пассивно ожидать взаимосвязанного роста экономики и

    спроса, а, используя арсенал активного маркетинга, стимулировать и

    расширять спрос на свою продукцию даже в условиях экономического кризиса.

    Дело в том, что во многих регионах России, в странах СНГ и даже ряде

    государств дальнего зарубежья существует частично или полностью

    неудовлетворенный платежеспособный спрос на ряд нефтепродуктов. Поэтому

    спросовые ограничения в модели устойчивого развития нефтяной компании не

    являются жесткими и изменяются под воздействием стратегии активного

    маркетинга и расширения регионов сбыта.

    Фактор конкуренции для нефтяных компаний России пока действует в

    полной мере лишь на внешних рынках, но уже проявляет себя в приграничных

    регионах и крупных городах. Его роль на внутреннем рынке, несомненно, будет

    возрастать с воздействием и на спрос и особенно на цены.

    В стратегиях устойчивого развития учитывается, что в будущем в России,

    так же, как в настоящее время в Европе и США, высокая конкуренция в секторе

    нефтепродуктов приведет к стабилизации цен и уменьшению нормы прибыли.

    Следовательно, только стратегии увеличения объемов и повышения качества

    нефтепереработки, а также совершенствования сети продаж нефтепродуктов

    обеспечат при меньшей рентабельности рост массы прибыли и оправдают

    инвестиции в этот сектор.

    Необходимо вновь отметить, что фактор динамики цен на нефть и

    нефтепродукты, как и спроса, является одним из ключевых для устойчивого

    развития нефтяных компаний. Здесь важно оценить влияние на стратегии и

    финансовые результаты компании различных трендов мировых цен на нефть —

    возможный их рост к 2010 г. до 25-27 долларов за баррель и, хотя и менее

    вероятное, их снижение до 15-17 долларов за баррель. Средняя долгосрочная

    базовая цена на нефть составит 20-22 доллара за баррель. Соответственно, в

    рамках вариантов динамики мировых цен будут изменяться темпы сближения с

    ними внутренних цен на нефть.

    Особого подхода при разработке стратегий устойчивого развития требует

    учет динамики внутренних цен на нефтепродукты. Дело в том, что

    средневзвешенные оптовые цены на ряд нефтепродуктов на внутреннем рынке

    России в 1996-1997 гг. уже достигли мирового уровня, а оптовые цены на

    бензин превзошли мировые в 1,5-1,7 раза. Это отрицательно влияет на

    экономику других отраслей народного хозяйства и приводит к ценовой

    неконкурентоспособности российских нефтепродуктов в приграничных регионах,

    а по высококачественным продуктам — и в крупных городах.

    Вследствие этого стратегии устойчивого развития включают не только

    рост качества нефтепродуктов, но и возможность проведения комплексной

    налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов. Дело в том, что

    высокие оптовые цены на нефтепродукты в России в основном вызваны

    концентрацией налогов именно на уровне оптовых продаж. В Европе, наоборот,

    налоги в оптовом звене минимальны и концентрируются на конечной, розничной

    стадии нефтяного бизнеса.

    Поэтому один из вариантов перспективного развития учитывает высокий

    народнохозяйственный эффект долгосрочной комплексной налоговой и ценовой

    реформы в секторе нефтепродуктов, которая позволит снизить налоги и

    внутренние оптовые цены на 25-30%. При этом рост налогов и цен в розничном

    секторе будет соответствовать динамике роста покупательной способности

    населения в условиях постепенного увеличения масштабов экономического

    роста.

    Не меньшее значение при разработке стратегий устойчивого развития

    имеет учет динамики финансовых, особенно валютных условий, влияющих на

    доступ нефтяных компаний к внешним инвестиционным ресурсам.

    Нефтяные компании России, как показывает опыт «ЛУКойла», могут

    получить доступ к ресурсам международного финансового рынка. Это

    предполагает приложение серьезных усилий по раскрытию информации о

    финансовом состоянии и перспективах развития компании. Одной из трудностей

    здесь является переход на международные стандарты финансового учета и

    отчетности.

    С 1996 г. позиции «ЛУКойла» на международных рынках капитала

    укрепились и будут укрепляться в дальнейшем. Важно, что в компанию пришел

    первый стратегический инвестор на основе партнерских отношений с сильной

    американской компанией ARCO. Созданное совместное предприятие «ЛУКАРКО»

    является крупнейшим в России и одним из крупных в мире.

    Фактор научно-технического прогресса имеет тенденцию к усилению своего

    влияния на развитие нефтяной промышленности, хотя последняя сегодня не

    относится к наукоемким отраслям. В то же время поле высоких технологий в

    нефтяной промышленности, особенно в сфере роста нефтеотдачи, постоянно

    расширяется. К тому же идет постоянный технологический поиск экологически

    более безвредных и дешевых заменителей топлива. Это стимулирует более

    глубокую переработку нефти и рост сектора нефтехимии.

    Важно подчеркнуть, что ключевым внешним условием устойчивости развития

    нефтяных компаний является совершенствование хозяйственного климата, в

    первую очередь налогового и инвестиционного. Налоговый кодекс должен не

    только упростить и стабилизировать законодательство, но и предусмотреть в

    течение 3-5 лет (максимум 7 лет) снижение налоговых ставок минимум на 20-

    30% как условие устойчивого экономического роста.

    Требуются скорейшее полноразмерное принятие закона «О соглашениях о

    разделе продукции» и внесение изменений в закон «О недрах», позволяющих

    переоформить лицензии на разведку и добычу нефти от дочерних структур

    непосредственно на нефтяные компании.

    Другим ключевым условием устойчивого развития нефтяных компаний

    является политическая стабильность.

    Комплексный учет ключевых маркетинговых, финансовых, политических и

    других факторов позволил «ЛУКойлу» поставить как стратегическую основу

    устойчивого развития достижение уровня международной

    конкурентоспособности, то есть мирового класса.

    Другой основой устойчивости развития «ЛУКойла» и других нефтяных

    компаний стала их вертикально-интегрированная структура. Вместе с тем

    исторически унаследованные диспропорции между добывающими,

    перерабатывающими и сбытовыми звеньями вертикально-интегрированных нефтяных

    компаний определили необходимость принятия и реализации стратегий

    структурного роста. В рамках таких стратегий каждый сектор вертикально-

    интегрированной компании (нефть, нефтепродукты, нефтехимия,

    транспортировка) растет, во-первых, в соответствии с критериями

    эффективности и вкладом в общую прибыльность компании и, во-вторых, по

    критериям комплексности с учетом его оптимального места в структуре

    компании. При этом в качестве ориентиров выступают пропорции ведущих

    вертикально-интегрированных нефтяных компаний мира при одновременном учете

    специфики каждой компании и нефтяной промышленности России в целом.

    К важнейшим стратегиям структурного роста нефтяных компаний относится

    наращивание рентабельных запасов углеводородного сырья, которые для

    устойчивости развития должны обеспечить добычу, как минимум, на 13-15 лет.

    В «ЛУКойле» этот показатель составляет более 30 лет. По оценкам независимой

    американской компании Miller & Lents только доказанные запасы «ЛУКойла» и

    только в России превысили 11 млрд баррелей и продолжают расти. В модели

    устойчивого развития важен учет не только размеров, но и качества запасов —

    крупности месторождений, дебита скважин, их географического расположения,

    состава нефти и других характеристик.

    В области разведки и добычи нефти стратегии устойчивого структурного

    роста ресурсно-производственного потенциала учитывают усложнение условий

    добычи нефти в основном нефтяном регионе России — Западной Сибири, где доля

    трудноизвлекаемой нефти превысила 50% и продолжает расти.

    Вследствие этого «ЛУКойл», как известно, уже практически реализует

    крупномасштабный перспективный план освоения новых месторождений в

    Каспийском регионе в России, Азербайджане, Казахстане и, в недалеком

    будущем, в ряде других регионов России, в первую очередь Тимано-Печорском.

    Более обильная и дешевая нефть Каспия и других регионов России и мира

    должна частично заменить трудноизвлекаемую нефть Сибири. Подключение

    каспийской нефти позволяет снять чрезмерную нагрузку и понизить

    запредельную интенсивность добычи нефти в Западной Сибири, провести здесь

    необходимое крупномасштабное обновление фондов и технологий повышения

    нефтеотдачи. Тем самым будет создана основа для длительной устойчивой и

    главное рентабельной добычи нефти в Западной Сибири, которая есть и

    остается главным регионом деятельности российских нефтяных компаний.

    Большая нефть — главная, но не единственная база устойчивого развития

    «ЛУКойла». Комплекс связанных с перспективами нефтедобычи долгосрочных

    стратегий структурного роста компании включает:

    . удвоение и в дальнейшем, возможно, утроение собственных и

    привлекаемых мощностей нефтепереработки;

    . многократное (не менее чем в 4-5 раз) расширение сети продаж

    нефтепродуктов;

    . диверсификацию нефтяного бизнеса с созданием секторов нефтехимии,

    транспортировки, газа.

    Еще одним направлением структурного роста и необходимым условием

    устойчивого развития компании является глобализация ее стратегий — доля

    международных операций «ЛУКойла» должна превысить 20, а в дальнейшем 30%.

    При этом исключительное значение имеет налаживание производственной

    кооперации и завоевание рынков в бывших республиках Советского Союза и

    других зарубежных странах, с которыми были налажены тесные политические и

    экономические связи.

    Цели устойчивого развития определяют потребность в реструктуризации

    нефтяных компаний — процессах их внутреннего качественного обновления и

    структурной реорганизации для соответствия жестким требованиям современной

    рыночной экономики.

    Необходимые для устойчивого развития нефтяных компаний стратегические

    системные изменения в управлении включают:

    . организационно-экономическую консолидацию компании и ее дочерних

    структур;

    . выделение вспомогательных и сервисных служб;

    . резкое повышение качества финансового управления, прежде всего в

    части бюджета, учета и контроля издержек производства и сбыта;

    . создание мощных систем маркетинга;

    . развитие современной интегрированной информационной системы

    управления;

    . существенное развитие системы управления человеческими ресурсами.

    Серьезным препятствием на пути устойчивого развития нефтяных компаний

    является дефицит источников финансирования инвестиций. Собственные

    источники удовлетворяют их потребности не более чем на 60-70%, а российский

    финансовый рынок не ориентирован на реальный сектор экономики. В этих

    условиях дополнительными источниками инвестиционного финансирования могут

    стать акционерные и заемные, в том числе иностранные, ресурсы. Но эти

    деньги являются для компании дорогими и требуют введения специального

    проектного управления с созданием системы гарантированной эффективности

    каждого инвестиционного доллара и рубля.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что концепция устойчивого

    развития нефтяных компаний также находится в развитии. Она постоянно

    обогащается практическим опытом деятельности компаний, совершенствованием

    компьютерных программ многовариантных расчетов.

    Конечно, модельные расчеты будущего нефтяных компаний не исключают

    опоры на управленческий и инженерный опыт, потому что практика всегда

    богаче ее электронных аналогов, а жизнь полна политических и экономических

    сюрпризов. Знать их заранее просто невозможно.

    И все же моделирование устойчивого развития нефтяных компаний

    позволяет в значительной степени предвидеть многие угрозы и возможности.

    Это значит, что мы можем своевременно подготовиться к встрече с ними.

    Таким образом, устойчивая положительная динамика показателей нефтяных

    компаний уже сейчас и тем более в будущем прямо определяется реализуемыми

    компаниями стратегиями развития и управления. И чем более такие стратегии

    будут обоснованы, перспективны и глобальны, тем выше будет достигаемый

    результат.

    Заключение

    Условия работы нефтяных компаний в России характеризуются

    неустойчивостью и резкими изменениями параметров общей экономической

    ситуации — темпов инфляции, динамики валютного курса, изменениями

    межотраслевых соотношений цен, реальных доходов населения, спадом

    производства в крупных секторах.

    Поэтому зарубежный опыт управления нефтяной промышленностью в форме

    вертикально-интегрированных компаний чрезвычайно важен для России на

    нынешнем этапе перехода ее экономики к рынку. В бывшем СССР существовала,

    пожалуй, самая интегрированная в мире система управления нефтегазовым

    комплексом, хотя отдельные звенья технологической цепочки принадлежали

    различным ведомствам. Все нити сходились в бывшем Госплане, где

    разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти

    и нефтепродуктов по установленным сверху ценам, что обеспечивало

    интегрированность всей системы — от скважины до бензоколонки. Однако это

    была не экономическая интеграция, основанная на интересе равноправных

    партнеров, а административно-командная, основанная на неэкономических

    методах управления. Не только в условиях рынка, но и перехода к нему такая

    система не могла сохраняться, ибо противоречила логике реформ. Распад

    планово-распределительной системы в нефтегазовом комплексе оказался

    чрезвычайно болезненным, когда вследствие ликвидации СССР отдельные звенья

    единой технологической цепочки оказались в разных независимых государствах,

    а многолетние связи нарушились. В настоящее время некоторые связи

    восстановлены, и очевидна необходимость их восстановления в полном объеме,

    но уже на иных, взаимовыгодных основаниях. Становление ВИНК и реализация

    заложенного в их структуре потенциала должны сыграть значительную роль в

    этом интеграционном процессе не только внутри РФ, но и на экономической

    территории всего СНГ.

    В условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической

    ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные

    преимущества перед независимыми производственными и посредническими фирмами

    как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки

    зрения нормализации общей экономической обстановки в стране. Интеграция

    позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее

    выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании

    является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль

    добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические

    производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как

    правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного

    компенсируются приобретениями другого подразделения.

    В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний,

    занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед

    предприятиями и фирмами специализированного типа.

    Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в

    перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за

    счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е.

    природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом

    и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате

    реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов,

    знаний и идей.

    Радикально меняющиеся в последнее время условия функционирования

    отечественных энергокомпаний, характеризуются необходимостью работы в

    нестабильной и неопределенной внешней среде. Такая ситуация предъявляет к

    менеджерам новые требования, связанные с повышением способности к

    самостоятельному "стратегическому" мышлению, наличием доступа к оперативной

    информации о внешней среде, отражающей самые различные точки зрения.

    Крупнейшие нефтяные компании при реализации долгосрочных целей

    устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу

    бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими

    хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании.

    Использование преимуществ единой стратегии управления и

    ориентированность на ключевые факторы успеха компании требуют консолидации

    финансовых результатов дочерних предприятий, а также введения принципов

    консолидированного налогообложения. Особое значение в нефтяной

    промышленности придается гибкому налоговому законодательству,

    обеспечивающему оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность

    интересов различных участников.

    Список использованной литературы:

    1. Алафинов С. «Нефтяной бизнес – интеграционные процессы вчера,

    сегодня, завтра» – «Нефть и Капитал» №11-1995

    2. Алекперов В. «Вертикально-интегрированные нефтяные компании России»

    М.,1996.

    3. Алекперов В. «Вертикальная интеграция и конкуренция на рынке нефти и

    нефтепродуктов» – «Нефть и бизнес» №2-1997

    4. Алекперов В. «Заглядывая в будущее» – «Нефть России» №2-1998

    5. Алекперов В. «Наша цель – стать компанией мирового уровня» – «Нефть

    России» №5-6-1997

    Алекперов В. «Основные тенденции в нефтяном бизнесе» М.,1998.

    6. Арбатов А. «Камо грядеши?» – «Нефть России» №8-1996

    7. Колядов Л., Комарова Л., Епифанова Н. «Структура управления

    нефтяными компаниями» М.,1997.

    8. Мухин А. «Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании:

    проблемы управления» – «Вопросы экономики» №1-1998

    9. «Структурная перестройка в нефтегазовом комплексе страны»/ Колядов

    Л., Епифанова Н. и др. М.,1997

    10. Шагиев Р. «Интегрированные нефтегазовые компании» М.,1996

    11. Шагиев Р. «Нефтегазовые компании: управление, стратегия, структура»

    – «Нефтяное хозяйство», №4-1996

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.