МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вертикально-интегрированные нефтяные компании

    В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике

    можно отметить следующие:

    — создание условий добросовестной конкуренции;

    — способствование стабильному развитию энергетики;

    — защита окружающей среды;

    — регулирование нормы прибыли корпорации.

    Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как

    свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной

    обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного

    функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание

    рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием.

    Существенное значение имеют состояние и динамическая взаимосвязь между

    системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без

    государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен.

    Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они

    эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно

    развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее

    государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

    Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является

    антимонопольное законодательство.

    В Российской Федерации закон "О конкуренции и ограничении

    монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991

    г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения,

    ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной

    конкуренции для обеспечения условия создания и функционирования товарных

    рынков. Согласно закону, компания занимает "доминирующее положение", если

    ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно

    Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

    Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных

    направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний.

    Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по

    ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях

    установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж,

    когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы

    потеснить из отрасли конкурентов.

    Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции

    другой. Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате

    горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно

    увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится

    на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение

    технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний

    предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших

    поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать

    свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение

    компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких

    слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются.

    Декларированная в официальных документах стратегия развития топливно-

    энергетического комплекса России позволяет сделать ряд выводов

    применительно к нефтяной промышленности. Во-первых, предприятия ТЭК

    рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому

    предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых,

    поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может

    вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп

    потребителей. В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в

    потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к

    коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти

    потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования

    к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный

    рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и

    транспортировку энергоресурсов.

    В официальных документах определены также приоритеты, направления и

    средства новой структурной, региональной и технической политики в области

    энергоснабжения страны, без которых не может быть сформулирована система

    целей стратегического развития нефтяных компаний.

    Главным приоритетом в документах названо повышение крайне низкой в

    настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для

    ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости

    производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его

    переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому,

    сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в

    сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно,

    обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на

    макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

    Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам и имеющая

    своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов

    стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть

    оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки,

    вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и

    замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.

    В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке

    сравнительно мелких месторождений, и газа как топлива для

    электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в

    электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза,

    оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого

    рынка будет относительно невелика.

    Государственная техническая политика в той части, которая имеет

    отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и

    энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования,

    распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной

    централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям;

    экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность

    энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и

    переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к

    надежности и экологической безопасности, а также децентрализация

    энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

    Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться

    государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок.

    Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой

    политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного

    законодательства. В документах подтверждается курс государства на

    использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного

    источника средств для развития других секторов экономики, например,

    машиностроения и сферы услуг.

    Однако наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к

    формированию "регулируемого государством энергетического рынка" имеются и

    определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при

    разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-

    интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая

    политика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен мирового

    рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже

    цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные

    нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку

    создать полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночную

    инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет

    способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих,

    заявленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согласуется с

    намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг

    отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по

    сбору налогов вовсе не беспредельны.

    Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического

    развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются

    непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные

    компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от

    государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более

    того, по нашему мнению, роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний

    в экономике современной России такова, что государство не может позволить

    себе не считаться с их интересами.

    Концепция устойчивого развития нефтяной компании

    1997 год стал переломным для России и для нефтяных компаний. Это был

    год завершения экономического кризиса и начала экономического подъема. В

    1997 г. впервые после длительного падения увеличилась добыча нефти. В

    большинстве компаний определился новый частный собственник. Нефтяные

    компании утвердились на фондовом рынке. Некоторые из них («ЛУКойл»,

    «Татнефть») получили международное признание. Резко сократилась

    задолженность нефтяного комплекса федеральному бюджету. В целом нефтяной

    комплекс страны в основном реорганизован и практически готов к началу

    экономического роста.

    В связи с этим встает вопрос о характере и путях такого роста в

    условиях новой конкурентной среды, его эффективности, непротиворечивости

    социальным и экологическим критериям.

    Выход состоит в создании научно обоснованной концепции и моделей

    устойчивого развития нефтяных компаний с решением на этой основе

    практических задач.

    Суть нового подхода — целевая ориентация на одновременное и

    взаимосвязанное увеличение ресурсно-производственного потенциала, повышение

    финансовых результатов, обеспечение социальной и экологической

    безопасности. Это означает, что долгосрочное и стабильное увеличение

    прибыли как критерий успеха в условиях рыночной экономики должно иметь

    прочное, постоянно укрепляемое ресурсно-производственное основание,

    придающее росту финансовых результатов деятельности нефтяных компаний

    необходимую устойчивость. При этом обязательным условием является решение

    социальных задач и достижение экологической безопасности.

    Все эти задачи в той или иной степени решались и раньше. Но только в

    рамках концепции устойчивого развития их взаимосвязанное сбалансированное

    достижение ставится на прочную долгосрочную плановую основу. Именно поэтому

    «ЛУКойл», который раньше других компаний приспособился к новым рыночным

    условиям, осуществил реструктуризацию и добился роста производства.

    Компания уже в 1997 г. разработала и утвердила стратегическую концепцию

    устойчивого развития, включающую всю группу дочерних и региональных

    структур.

    При поиске путей устойчивого развития «ЛУКойлом» был использован

    мировой опыт деятельности лучших нефтяных компаний мира — Exxon, Shell,

    Chevron, Mobil, ARCO, Texaco и других, исторический опыт, накопленный

    нефтяной промышленностью России и другими бывшими республиками Советского

    Союза, а также обобщение начального опыта устойчивого развития «ЛУКойла" в

    последние годы. О важности такого опыта говорят производственные и

    финансовые результаты работы компании.

    За три года (1994-1996) доля «ЛУКойла» в добыче нефти возросла с 13,8

    до 19,4%, в объемах нефтепереработки — с 8,4 до 11%. При этом доля компании

    по показателям занятости осталась на том же уровне.

    В 1997 г. устойчивый рост объемов производства и продаж «ЛУКойла»

    продолжался. Нефтедобыча и нефтепереработка увеличились за год на 6,5 и

    13,5% соответственно.

    В целом как позитивные можно оценить изменения в финансовом положении.

    Чистая выручка за три года (в долларах США) выросла в 4,4 раза, чистый

    доход — в 2,4 раза. В 1997 г. оплата продукции, реализуемой компанией,

    впервые за несколько последних лет ожидается на уровне 95-100% от стоимости

    продаж. При этом доля денежных средств составит 40-50%. Реализация

    вексельной программы позволила вытеснить значительную долю расчетов по

    взаимозачетным схемам, улучшить структуру и качество финансовых потоков.

    Несмотря на общие для экономики России финансовые затруднения компания

    обеспечила практически полное погашение текущих начислений налогов и

    внебюджетных платежей (на уровне 90-100%). В целом за 1997 г. фактические

    фискальные платежи в бюджетную систему страны от «ЛУКойла» и его основных

    дочерних обществ составят 23-24 трлн. рублей, что примерно на 30-35% выше,

    чем в 1996 г.

    В 1997 г. существенно замедлился рост производственных затрат на

    добычу нефти, ее переработку и сбыт. По ряду направлений и организаций

    ожидается значительная экономия издержек производства и сбыта.

    Росту производства и продаж группы «ЛУКойл» способствовала реализация

    инвестиционной программы. Капитальные вложения по российским дочерним

    организациям составили за 1997 г. (по предварительным оценкам) более 6,5

    трлн рублей. Компания выделила большие средства на финансирование своих

    зарубежных проектов, в частности в Азербайджане, Казахстане и ряде других

    стран.

    В 1997 году компания вышла на новый уровень привлечения заемных

    средств. Были выпущены депозитарные расписки на привилегированные акции

    «ЛУКойла», получен рейтинг кредитоспособности, осуществлено несколько

    заимствований на международном рынке капиталов на сотни миллионов долларов.

    Это позволяет нам во многом разрешить проблему инвестиционной

    недостаточности, что способствует реализации долгосрочной стратегии

    компании.

    Все перечисленные показатели достигнуты в условиях сохранения

    неблагоприятной внешней среды, в первую очередь отрицательного влияния

    сложившегося инвестиционно-налогового климата (рост налогов, увеличение

    транспортно-энергетических тарифов и т.п.). Именно этот факт позволяет

    говорить о реальном вступлении «ЛУКойла» на путь устойчивого развития.

    Принятая стратегическая концепция делает этот путь всесторонне

    обоснованным и перспективным.

    Обобщенный мировой и отечественный опыт позволил «ЛУКойлу» подойти к

    определению временного горизонта планирования устойчивого долгосрочного

    развития компании до 2010 г. и в ряде случаев на еще более долгосрочную

    перспективу. Такой долгосрочный подход вызван острой необходимостью

    обоснованно планировать реализацию инвестиционных проектов по освоению

    нефтяных месторождений, строительству заводов и сбытовой инфраструктуры.

    Естественный длительный срок осуществления инвестиционных проектов в

    нефтяной промышленности, составляющий в среднем 10-25 лет, не просто

    предполагает, но и требует долгосрочного стратегического прогнозирования,

    планирования и управления.

    Что касается неопределенности внешних условий, то на это существуют

    общепринятые в мире методы сценарного подхода и системного анализа. Это

    позволяет обеспечить готовность компании и повысить конкурентоспособность

    при самых различных внешних условиях.

    Основой выбора путей устойчивого развития нефтяной компании является

    стратегический маркетинг с оценкой перспектив динамики спроса, предложения

    и цен на нефть и нефтепродукты.

    Уровень спроса и его динамика — это наиболее мощный внешний фактор,

    определяющий устойчивость развития нефтяных компаний. В условиях

    экономического кризиса слабый и даже сокращающийся платежеспособный спрос

    на внутреннем рынке России — главное препятствие на пути устойчивого

    развития отечественных нефтяных компаний. Именно в связи с вялым

    платежеспособным спросом возникают неплатежи, суррогатные платежные

    инструменты, невостребованность производственных мощностей и другие

    сложности на пути достижения эффекта устойчивого развития.

    Что касается спроса на внешних рынках, то на сырую нефть такой спрос

    есть. Но необходимо учитывать ограниченные возможности транспортировки

    нефти на экспорт и просто общественную недопустимость игнорирования пусть

    неплатежеспособного, но существующего внутреннего рынка.

    В целом, с учетом динамики спроса и разницы внутренних и мировых цен,

    еще на многие годы вперед наращивание экспорта нефти — основа устойчивости

    финансового положения нефтяной компании.

    В секторе нефтепродуктов на спрос дополнительно влияет несоответствие

    большей части российской продукции мировым стандартам. С решением этой

    проблемы на основе реструктуризации НПЗ возможности экспорта нефтепродуктов

    возрастут. В то же время на этот сектор еще долго будут оказывать влияние

    как ограниченность внутреннего спроса, так и сложные условия

    транспортировки и высокий уровень конкуренции на мировом рынке

    нефтепродуктов. Все это определяет ограниченные возможности роста их

    экспорта.

    С началом экономического роста в России можно ожидать увеличения

    внутреннего спроса и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, что позволяет

    рассчитывать перспективную опору компании на внутренний рынок. Однако этот

    процесс непростой, и только конкретная маркетинговая ситуация определяет

    реальное распределение поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.