Развитие и размещение производительных сил
имеют не «размещенческие» факторы, а, состояние баланса соответствующей
продукции в стране.
Применительно к обрабатывающей промышленности, где, собственно, и
возникает проблема классификации отраслей, в расчетах обычно исходят из
четырех основных групп производств по преобладающим факторам размещения:
- отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и электроэнергии;
- отрасли, развивающиеся преимущественно у источников сырья;
- отрасли, которые целесообразно размещать в районах концентрации
трудовых ресурсов;
- отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции.
Первая - энергоемкая - группа отраслей (производство синтетического
каучука, химических волокон, смол и пластических масс, алюминиевая,
магниевая, никелевая промышленность, тепловые электростанции)
характеризуется тем, что доля топливно-энергетических затрат в
себестоимости продукции высока (35-60%), и как правило, превышает затраты
на сырье; капитальные вложения в энергетическую базу поглощают свыше 50 %
капиталовложений в основное производство; удельный расход топлива и
электроэнергии достигает максимальной величины, а сырья – значительно
превышает вес готовой продукции.
Во второй – сырьевой – группе (черная металлургия, производство
горного и металлургического оборудования, строительно-дорожных машин,
азотно-туковая, сернокислотная, содовая, цементная, стекольная, целлюлозно-
бумажная, кожевенная, сахаро-песочная промышленность) затраты на сырье
составляют 20-80% себестоимости продукции, превосходя топливно-
энергетические; капитальные вложения в основное производство значительно
больше, чем в энергетику; удельный расход сырья в несколько раз превышает
вес готовой продукции.
Третья - трудоемкая - группа (приборостроение, радиотехника,
станкостроение, переработка пластических масс, текстильная, трикотажная,
обувная, швейная промышленность) отличается повышенной долей заработной
платы, которая приближается к затратам на сырье и значительно превосходит
топливно-энергетические; капиталовложения в основное производство намного
больше, чем в энергетику; вес готовой продукции в расчете на одного
работника, расход сырья, топлива, электроэнергии минимальный; удельный
расход сырья около или немного больше единицы.
В четвертой - потребительской - группе отраслей (нефтепереработка,
сельскохозяйственное машиностроение, резинотехническая, мебельная,
железобетонных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахаро-
рафинадная промышленность)
Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, как правило, меньше
расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той
же дальности перевозок); доля затрат на сырье в себестоимости продукции
превосходит топливно-энергетические; капиталовложения в основное
производство намного больше, чем в энергетику; удельные расходы сырья,
топлива и электроэнергии невелики.
Для ряда отраслей, в том числе перечисленных, характерно решающее
влияние не одного, а двух факторов, например сырьевого и топливно-
энергетического (черная металлургия полного цикла, производство некоторых
видов пластических масс), топливно-энергетического и потребительского
(электростанции), потребительского и сырьевого (нефтепереработка,
суперфосфатная промышленность) и т.д. При размещении конкретных предприятий
учитываются и некоторые другие факторы - водоемкость производства, размеры
площадки, чистота воздушного бассейна, потребность в женской или мужской
рабочей силе. Значение различных факторов изменяется под влиянием научно-
технического прогресса.
Порайонная дифференциация стоимостных показателей.
При размещении производства стоимостная дифференциация различных
факторов учитывается не только по отраслям, но и по экономическим районам.
Вследствие территориальных различий в расходных нормах и затратах труда,
связанных с добычей сырья, топлива и изготовлением материалов, необходимых
для получения готовой продукции, большие колебания по районам претерпевает
оценка материалоемкости и энергоемкости производства (которая сильно
различается и по отраслям). Себестоимость тонны энергетических углей по
крупным экономическим районам колеблется в пределах 1:7, а по отдельным
месторождениям (шахтам и разрезам) - примерно как 1:20. Удельные
капиталовложения изменяются в территориальном разрезе от 0,96 до 2 и более
по отношению к стоимости в средней полосе России. Дифференциация факторов
размещения по районам наглядно показывается на картосхемах, с нанесением
соответствующих изолиний (линий равных характеристик) и выделением ареалов
близких оценок (факторно-отраслевое зонирование).
Определение местоположения предприятий по факторам.
Практически для этого отраслевая научная или проектная организация
должна руководствоваться классификацией как отраслей и производств по
особенностям порайонного размещения, так и районов по условиям развития и
размещения отраслей. Некоторые из предложенных для этого методов
предусматривают сопоставление факторно-размещенческих показателей отраслей
(энергоемкость, трудоемкость и т.д.) с соответствующими порайонными
экономическими характеристиками (энергоэкономическими, трудоэкономическими
и т.п.). Например, энергоемкие производства алюминия, магния,
синтетического каучука и т.п. (первая группа отраслей по затратам на
топливо и электроэнергию) необходимо развивать прежде всего в
энергоизбыточных районах - в Восточной и Западной Сибири (первая группа
районов по запасам дешевого топлива и гидроэнергоресурсов). Однако на
отраслевом уровне исследований и тем более по одному какому-либо фактору
можно осуществить территориальное распределение отраслей (предприятий)
только предварительно, до проведения других исследований.
В практике территориального планирования обычно вначале выбирается
район, а затем внутри него пункт и площадка размещения предприятия.
Важнейшим инструментом отраслевого размещения производства являются
оптимизационные и балансовые расчеты.
Планирование состава заводской (фабричной) продукции, помимо факторов
размещения предприятия, должно учитывать его номенклатурный тип. При
технологическом типе выгоднее увеличить сбыт традиционной продукции на
основе специализации и перестроенной, современной технологии, а рыночном
(маркетинговом) - расширить номенклатуру (ассортимент), идя по пути
диверсификации производства, обеспечивающей его гибкость, приспособленность
к конкуренции и риску на рынке.
Оценка экономического эффекта от размещения предприятий и отраслей.
В ее основе лежит общая методика определения экономической
эффективности производства и капитального строительства. Показатели
характеризуют соотношение результатов и затрат производственной
деятельности на разных уровнях планирования (предприятие, отрасль, район,
страна). Абсолютная эффективность определяется путем соизмерения
полученного прироста национального дохода (чистой продукции) с затраченными
капиталовложениями (или всеми производственными ресурсами). Сравнительная
эффективность разных вариантов размещения предприятий и их комплексов
устанавливается на основе расчета приведенных, т.е. текущих (себестоимости)
и сопоставимых единовременных (капитальных), затрат. Основной
результативный показатель рыночной экономики - прибыль - хуже, нежели
показатель затрат, характеризует эффективность размещения производства, так
как прямо не отражает влияние воздействующих факторов (энергетического,
сырьевого, трудового и др.).
Обязательным является комплексный подход при оценке размещения новых
или реконструкции действующих производственных мощностей, особенно в таких
районообразующих отраслях, как черная металлургия, нефтепереработка и
нефтехимия, лесоперерабатывающая промышленность и т.п., предполагающий учет
капитальных и текущих затрат в смежные и вспомогательные производства,
природоохранные мероприятия (устройство очистных сооружений и т.д.), в
развитие городов, учет состояния районных балансов по ресурсам
многоцелевого назначения (рабочая сила, топливо, вода, земля).
Иногда при определении эффективности размещения крупных промышленных
предприятий (например, автомобильных) рассматриваются два варианта -
комплексный, т.е. размещение основных производств (автомобилей, двигателей,
задних мостов, литья и поковок) в одном промышленном узле с использованием
единой мощной строительной организации, и дифференцированный вариант, т.е.
с размещением основных заводов в разных пунктах выбранного района и
привлечением нескольких строительных организаций средней мощности.
Расчеты по оценке эффективности размещения предприятий должны
проводиться на базе реально возможных вариантов дислокации (районов,
пунктов, площадок). Информацией здесь является перечень городов, в которых
запрещено, ограничено или экономически нецелесообразно размещение
предприятий. Помимо экологических, исторических, национальных и оборонных
факторов, территориальных ограничений на ресурсы учитываются характеристики
конкретных строительных площадок и особые требования к ним.
Наиболее актуальный в условиях интенсификации выбор первоочередных
производственных мощностей для технического перевооружения и реконструкции
исходит из общих принципов и факторов размещения производительных сил. При
этом наиболее экономичные варианты обычно связаны с предприятиями,
расположенными в крупных промышленных районах и центрах, где сосредоточены
большие производственные фонды, научная база, имеются развитая транспортная
сеть, производственная и социальная инфраструктура, квалифицированные кадры
(так называемый агломерационный эффект), хотя нередко сказывается
удорожание водоснабжения, доставки топлива и сырья, ухудшение экологии и
т.д. Новое строительство целесообразно только после исчерпания возможностей
развития действующих предприятий отрасли. Для предпринимателей, да и для
государства, обычно дешевле реконструировать существующие производственные
мощности, нежели создавать новые.
При развитии и размещении межотраслевых комплексов - групп тесно
взаимосвязанных отраслей и производств – деятельность (и эффект) всех
подразделений, входящих в состав каждого такого комплекса, рассматривается
как единое. Так, в агропромышленном комплексе (АПК) страны и отдельного
региона предусматривается балансовая увязка объемов перерабатываемой
сельскохозяйственной продукции с мощностями промышленности и с материально-
техническим снабжением сельского хозяйства, а основными показателями служат
конечная продукция комплекса и его общий эффект.
Использование формулы приведенных затрат. Для исчисления приведенных
затрат на единицу продукции П берется сумма всех текущих затрат на ее
производство (себестоимость) С и произведения удельных капитальных затратой
К и нормативного коэффициента их эффективности Е, т.е. П = С + КЕ.
Умножение этой величины на количество продукции (определяемое балансовыми
расчетами) даст полные приведенные затраты. В расчетах учитываются ПС
только производственные, но и транспортные издержки.
Выбор оптимального варианта размещения предприятия производится по
минимуму приведенных затрат (при сравнении многих вариантов). Два варианта
можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных
вложений (или обратным показателям - коэффициентам эффективности). Срок
окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в
данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент
эффективности капиталовложений Е обозначает нижнюю допустимую границу
эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен на уровне не
ниже 0,12 (обратная величина - срок окупаемости 8,3 года). Расчет
приведенных затрат проводится на основе прогрессивных нормативов исходя из
новейших проектов строительства предприятий и городов.
Эффективность территориальных сдвигов в размещении отраслей
промышленности и сельского хозяйства обычно оценивается на основе
региональных различий решающих показателей - капитальных вложений,
заработной платы и производительности труда на расчетный период. Экономия
(перерасход) приведенных затрат исчисляется на перемещаемый между регионами
прирост производства по сравнению с вариантом исходного размещения.
Определение отраслевых уровней интенсификации.
Широкомасштабная реконструкция народного хозяйства повышает значение
отраслевых и региональных показателей интенсификации производства, т.е. его
роста за счет эффективного использования производственных ресурсов на базе
достижений научно-технического прогресса. Это гораздо более результативный
путь наращивания производства, чем экстенсивный, означающий вовлечение в
него дополнительных ресурсов (на прежней технической основе).
Доля прироста продукции предприятия, отрасли за счет интенсификации,
т.е. повышения ресурсоиспользования (производительности труда, фондоотдачи
или материалоотдачи) (Пи(%) при заданных величинах прироста продукции (П и
ресурсов (численности работающих или основных фондов или сырья и
материалов) (Р определяется по формуле (Пи = 100 – 100*(Р/(П (где
вычитаемое - доля экстенсивного фактора).
Представляет интерес выявление изменения удельных весов районов в
размещении отрасли под влиянием интенсивных факторов: по производству
продукции в целом, в том числе за счет развития действующих предприятий, за
счет производства качественно новых видов продукции и с применением новой
техники и технологии, за счет ресурсосбережения; по капиталовложениям в
целом, в том числе на техническое перевооружение и реконструкцию и т.д.
Производственно-сбытовое зонирование. Географические границы единого
товарного рынка устанавливают территорию, в пределах которой имеется
экономическая возможность покупателя приобрести товар на определенных
условиях. Среди важных признаков - сопоставимый уровень цен на товар и
незначительные дополнительные издержки на транспортировку его от продавца к
покупателю.
Для определения предпочтительных районов оптовых закупок товаров
предлагают ранжировать районы по эмпирической формуле: итоговый рейтинг =
0,5К1 + 0,35К2 + 0,15К3, где индексы К представляют соотношение показателей
региона и страны соответственно по вывозу, ценам и рентабельности. Однако в
условиях неорганизованного рынка схема ранжирования не всегда может
выглядеть достаточно оправданной. Например, по расчетам рейтинга для
древесно-стружечных плит среди лидирующих вовсе не оказалось районов Сибири
и европейского Севера.
Одним из инструментов планирования размещения производительных сил
является выделение производственно-сбытовых зон - разновидность отраслевого
экономического районирования, приобретающее значение и в качестве ориентира
рыночных связей.
Основной метод промышленного и сельскохозяйственного производственно-
сбытового зонирования - определение экономических границ равных
производственно-транспортных издержек по одноименной или взаимозаменяемой
продукции с последующей корректировкой балансами производства и
потребления. Зонирование перевозок устанавливает наивыгоднейшие зоны
распространения продукции отдельных источников. Пункты равновеликой
стоимости продукции разных источников образуют их грузоразделы, а линии,
соединяющие эти пункты, - границы оптимальных зон распространения
продукции. При этом в конкретных расчетах помимо издержек производства
принимается во внимание различная стоимость перевозки продукции по видам
транспорта, участкам дорог и направлениям (грузовым и порожним).
Рациональный радиус перевозки продукции Р рассчитывается по данным
приведенных затрат на производство ее единицы в рассматриваемых пунктах
(районах) П1 и П2 с учетом расстояния между ними Д и транспортных затрат на
1 т*км при перевозке продукции в направлении от первого пункта (района) ко
второму Т1 и от второго к первому Т2:
Р = (П2 – П1 + Т2*Д)/(Т1 + Т2)
Наиболее просто подобные расчеты проводятся по продукции добывающей
промышленности, сельского хозяйства и однопродуктовым видам продукции
обрабатывающей промышленности (например, цемента). Результаты такого
зонирования наглядно изображаются на картосхемах.
Балансовые расчеты при размещении отраслей. Наряду с выявлением
сравнительной порайонной эффективности размещения предприятия и отрасли
устанавливаются целесообразные темпы и масштабы роста производства в
различных районах. С этой целью в научных исследованиях, планировании и
проектировании применяется система территориальных (межрайонных) балансов.
В их основе - прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные
с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-
технического прогресса.
Для решения вопросов размещения производства по стране, межрайонного
обмена, обоснования правильных соотношений между отраслями производства в
районах необходимы балансовые расчеты в разрезе экономических районов по
топливу, черным металлам, минеральным удобрениям, цементу, древесине, зерну
и другим массовым видам промышленной и сельскохозяйственной продукции. В
планово-снабженческой практике разрабатывались десятки таких материальных
балансов, нужны они и для системы рыночной инфраструктуры. Ориентировочные
балансовые расчеты широко применяются на стадии разработки долгосрочных
отраслевых прогнозов размещения производства. Территориальный баланс
включает два раздела: 1) формирование и распределение ресурсов в регионах с
двумя основными частями - ресурсы (производство, ввоз и пр.) и их
распределение (потребление, вывоз и пр.); в рыночной экономике статьи
"потребление" и "производство" заменяются статьями "спрос" и "предложение";
2) межрегиональный обмен ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции
ввоза и вывоза.
Экономико-математические методы разработки оптимальных отраслевых
программ размещения. С помощью отраслевых экономико-математических задач
устанавливаются основные параметры производства и потребления определенной
продукции в территориальном разрезе - размещение предприятий, их размеры и
специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по
технологическим способам), размеры удовлетворения спроса различных
потребителей, транспортные связи, потребность в производственных ресурсах и
т.д. Исторически задача о размещении производства относится к первым
попыткам использовать специфические математические приемы в оптимальном
планировании.
В экономико-математических задачах по размещению производства процесс
оптимизации рассматриваемой системы складывается из следующих основных
этапов: 1)общей постановки задачи; 2) подготовки исходной информации; 3)
решения задачи; 4) анализа полученных результатов.
Постановка оптимизационной задачи заключается в ее экономической и
математической формулировке. Экономическая интерпретация состоит в
определении круга решаемых проблем и искомых результатов, возможных
вариантов развития системы (например, расширение таких-то действующих
предприятий, строительство таких-то новых), в выборе прогнозируемого
периода, в формулировке условий и критерия оптимальности.
Отбор серии вариантов для расчетов начинается с ориентировочного
определения области вариации. При этом целесообразно отбирать только те
варианты, которые существенно отличаются друг от друга затратами,
структурой и т.п., а заведомо нереальные и неэкономичные из них
рассматривать не следует. Для составления оптимальной схемы снабжения
продукцией применяют так называемую закрытую модель транспортной задачи,
для определения размещения предприятий - открытую. Первая характеризуется
равенством мощностей поставщиков и спросов потребителей, во второй
суммарная мощность всех поставщиков значительно больше суммарного спроса
потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ
размещения производства.
Формализация задачи заключается в ее математическом описании в виде
экономико-математической модели (системы математических уравнений -
равенств и неравенств), отражающей как условия деятельности рассматриваемой
системы (ограничения), так и критерий оптимальности (целевую функцию).
Подготовка исходной информации для решения экономико-математической
задачи размещения отрасли состоит в определении целевых значений ее
параметров. Так, при постановке задач на минимум затрат необходимо иметь
данные проектных и научных организаций о территориальном распределении
спроса на продукцию, о максимально допустимом объеме производства на каждом
из проектируемых предприятий типовых мощностях и др.
Решение задачи осуществляется с использованием метода математического
программирования на электронно-вычислительной машине или (при малоразмерной
матрице) ручным способом
С помощью экономико-математического анализа результатов решения задачи
устанавливается относительная эффективность вошедших и не вошедших в
оптимальный вариант объектов рассматриваемой системы, проверяется
устойчивость решения.
Вопрос подготовлен с использованием следующей литературы:
«Размещение производительных сил». В.В.Кистанов, Н.В.Копылов.
Москва. Экономика 1994.
Страницы: 1, 2
|