МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие и размещение производительных сил

    Развитие и размещение производительных сил

    Контрольная работа

    по дисциплине:

    «Развитие и размещение производительных сил в РФ»

    «Состояние рыбной промышленности России»

    «Отраслевые схемы размещения производительных сил»

    1. Состояние рыбной промышленности России.

    Сегодня серьезное внимание обращается на агропромышленный комплекс

    (АПК), но почему-то замалчивают рыбное хозяйство, хотя оно – составная

    часть народнохозяйственного комплекса России. Фактически же состояние

    некогда мощной рыбной промышленности изменилось синхронно изменению

    российской экономики и ее АПК по трем важнейшим показателям:

    - по темпам спада производства,

    - темпам роста инфляции

    - надвигающейся безработицы.

    Общая напряженность в рыбной отрасли сохраняется, но она связана уже

    не с политическими, а с социально-экономическими трудностями,

    обусловленными серьезными просчетами в реформировании экономики России.

    Спад производства. За 1992 г. национальный доход сократился на 20%,

    производство товаров народного потребления на 15%. В целом производство в

    последние годы в жизненно важных отраслях уменьшилось в 2-3 раза. По темпам

    спада производства военные 1941-1945 гг. и реформаторские 1988-1992 гг.

    оказались сопоставимыми.

    Не радует и статистика в рыбной промышленности. В 1992г. произошло

    уменьшение выпуска разнообразных рыботоваров, пожалуй, самое значительное

    за последнее десятилетие. К уровню 1990 г. в 1992 г. снизились вылов почти

    на 30%; производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, до 29%;

    кормовой рыбной муки на 21%. В 1993 г. спад производства в отрасли

    продолжался, но темпы его немного снизились.

    Инфляция. Только за 1992г. розничные и оптовые цены на промышленную

    продукцию возросли почти в 30 раз. Соответственно повысились цены и на

    рыбопродукцию. Резкий рост цен, например на энергоносители, автоматически

    заставляет производителей повышать цены на рыбопродукцию. В настоящее время

    затраты лишь на энергоносители (в том 1 числе на ГСМ) достигают 12%

    себестоимости рыбной продукции, тогда как в 1990 г. они составляли 7,2%.

    Безработица. «Официальных» безработных в отрасли нет, но есть скрытая

    структурная безработица как «следствие» усилий отраслевых профсоюзов по

    социальной защите рыбаков.

    Если говорить об основной причине спада производства, роста инфляции и

    безработицы, то ее следует охарактеризовать как «отпущенность экономики»,

    т. е. такое ее состояние, при, котором рыбное хозяйство «выпало» из сферы

    конституционного и государственного регулирования. Стало быть, кризис

    отрасли носит не только экономический, но и социально-психологический

    характер (апатия, цинизм, уныние, разочарование - те же атрибуты кризиса,

    что и спад производства, инфляция и безработица).

    Монетаристский подход оказался слишком тяжелым для народа. Сейчас в

    нем засомневались и экономисты-профессионалы. Считалось, что инфляцию

    нельзя одолеть никакими другими методами, кроме монетаристских, т. е. за,

    счет уменьшения денежной массы, сокращения бюджетного дефицита, резкого

    ограничения поддержки, неэффективно работающих предприятий и снижения

    льготного кредитования. Сегодня такие рассуждения заменяются тезисами о

    необходимости «российской модели рынка» с акцентом, на государственное

    регулирование, большую заботу о социально незащищенных.

    По оценке специалистов отрасли, самыми «болезненными точками» стали не

    спад производства, и не нехватка инвестиций, а социальные проблемы.

    Любая развитая рыночная экономика немыслима без «допустимой инфляции»

    - это понятие состоит не в бесплодной попытке избежать инфляции, а в том,

    чтобы отработать такой механизм финансовой политики, который бы постоянно

    держал под контролем обращение денежной массы.

    Поскольку сегодня не удалось сконструировать регулятор денежного

    механизма, чтобы свести концы с концами в расползающемся бюджете, было

    найдено единственное спасительное средство - «драконовское

    налогообложение». Но хорошо известно, что нормальное пополнение

    государственного бюджета возможно в том случае, если налоговая ставка не

    превышает 3О-5О% прибыли. Если она выше то подавляется производство и

    падает прибыль, что сегодня и происходит в нашей экономике.

    Государственные и частные предприятия кровно заинтересованы в

    получении прибыли, их работникам нужно выплачивать заработную плату, а

    выдержать налоговую «удавку» предприятия могут за счет повышения цен на

    свою продукцию.

    Чтобы рыбная отрасль не прекратила свое существование, производители

    вынуждены поднимать цены в 3-5 раз и более. Естественно, такое решение в

    отношении повседневных продуктов массового спроса невыносимо для населения,

    но другого выхода при высоких налоговых ставках нет.

    Экономика рыбной отрасли реально отражает состояние всего

    народнохозяйственного комплекса. Сложившаяся ситуация в рыбной отрасли

    требует принятия самых, решительных мер, но это не означает отказа от

    рыночных реформ, наоборот, необходим набор нового инструментария, более

    действенного, но щадящего, для формирования таких условий хозяйствований,

    при которых возникнут предпосылки для эффективной работы производителей и

    одновременно будут создаваться условия для государственной поддержки

    социально не защищенных граждан России.

    Здесь, безусловно, имеются в виду и государственные, и частные

    предприятия рыбного хозяйства и, в конечном счете, возникает необходимость

    государственных гарантий защиты малоимущих граждан, трудовая деятельность

    которых многие годы была связана с рыбным хозяйством.

    Сегодня гражданам Российской Федерации стало ясно, что рыночная

    экономика включает, помимо прочего, две составляющие:

    - первую – создание необходимых условий для тех, кто может работать и

    зарабатывать;

    - вторую - посильная забота государства о тех, кто не может себя

    обеспечить.

    Возникает вопрос: за счет каких источников?

    Мировая история свидетельствует, что государственная собственность -

    одна из ключевых экономических опор и важнейшая сфера государственного

    управления. Поэтому сегодня, когда важно найти пути выхода из

    экономического кризиса, нам кажется целесообразным нашу экономическую

    политику привести в соответствие со стандартами, принятыми в промышленно

    развитых странах, включая вопрос государственной собственности.

    Государственная собственность не только способна обеспечить благоприятные

    макроэкономические условия для успешной работы частного сектора -

    государство принимает на себя невыгодные в коммерческом отношении такие

    функции хозяйствования, как, например, поддержка рыбной отрасли. Сегодня

    необходим новый подход к оценке уникальных выгод от владения

    государственной собственностью в интересах поддержания стабильности и

    обеспечения через государственную собственность государственных нужд.

    К стандартам экономической политики промышленно развитых стран следует

    привести и другие составляющие экономической политики России, в частности,

    снижение налогов до 35-50%, как, например, это делается во Франции, Швеции

    и других развитых «странах.

    Другой значимый шаг в ускорении реформ - крупномасштабное

    субсидирование АПК. Можно вспомнить, что на рубеже 90-х; годов в США

    затраты на субсидирование сельского хозяйства в федеральном бюджете

    составляли треть конечных продаж продукции сельского хозяйства. Морскому и

    океаническому рыболовству во всех развитых странах и сейчас оказывается

    государственная поддержка через снижение налогов, компенсацию затрат на

    строительство флота, энергоносители и даже прямое субсидирование.

    Конечно, требуется незамедлительно решить вопрос о законодательном

    регулировании взаимных платежей, т.е. долгов предприятий и организаций в

    той части, в которой они являются следствием действий правительства.

    Исключительно большое значение для выхода из экономического кризиса

    имеет вопрос о ценах.

    В настоящий момент нужно «кредитовать цены» не производителя, а

    потребителя, чтобы последний мог выбрать необходимую ему продукцию у того,

    у кого она лучше и дешевле. Именно так можно заставить производителя

    реально учитывать спрос потребителя. И когда рыбная промышленность является

    потребителем дорогих материальных оборотных средств (топливо, энергия,

    жесть, химические волокна и т. д.), а их производители с этим не считаются

    и постоянно повышают цены – то государству необходимо выделять дотации и

    предоставлять льготные кредиты добывающим и перерабатывающим предприятиям

    отрасли. Российские рыбаки находятся в условиях высоких цен на материальные

    ресурсы. Часто напрямую используется «монополизм цен». Все это приводит к

    новому витку розничных цен на все товары (в том числе на рыбопродукцию,

    пользующуюся наибольшим спросом). И, в конечном счете, производство самих

    энергоносителей вновь оказывается нерентабельным.

    Реальный выход из создавшейся ситуации - переход на мировое

    соотношение цен на основе преимущественно рентной системы налогообложения.

    Тогда общий уровень цен в России остался бы прежним, а изменилось бы их

    соотношение, которое максимально приблизилось бы пропорциям цен мирового

    рынка.

    Для решения проблемы ценообразования (наряду с введением

    преимущественно рентной системы налогообложения) не исключается введение

    верхних границ цен на продукцию первой необходимости по перечню,

    определяемому Правительством.

    Переход хозяйства России на рыночные отношения незамедлительно требует

    нового комплекса мероприятий по стимулированию частного

    предпринимательства. Частное предпринимательство может стать важнейшим

    производителем именно той группы продуктов, в которых население ощущает

    острый дефицит. Механизм поддержки такого частного предпринимательства

    должен включать такие государственные рычаги, как избирательное

    государственное субсидирование, конкурсное банковское кредитование.

    В заключение необходимо отметить, что, несмотря на огромные трудности

    в реформировании российской экономик, все-таки идет, методом проб и ошибок,

    отработка «модели российского рынка».

    В этом году предстоит откорректировать реформы и в рыбохозяйственном

    комплексе России:

    - повысить роль государственного регулирования (смягчение налогов,

    тарифов, необходимые дотации);

    - обратить серьезное внимание на действительно рыночные отношения, а

    не на формальные;

    - найти для рыбаков свою модель рынка, которая предусматривала бы, в

    частности, их социальную защиту (в том числе от антиобщественных

    элементов).

    Вопрос подготовлен по материалам отраслевых журналов:

    «Рыбное хозяйство» 1994-1997г.г.

    Приложение к журналу «Рыбное хозяйство» – «Рыбное хозяйство

    Каспийского бассейна» 1997г.

    2. Отраслевые схемы размещения производительных сил.

    Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных

    элементов (средства производства), выражающих активное отношение людей к

    природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее

    богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и

    происходит процесс его развития. Основой жизни людей является общественное

    производство, развивающееся во времени и пространстве. Общественное

    производство можно разделить на отдельные отрасли, эффективное

    функционирование которых напрямую зависит от их научно обоснованного

    размещения и совокупности, регулируемого развития разных регионов на базе

    взаимовыгодного территориального разделения труда. Научный подход при

    разработке отраслевых схем размещения производительных сил позволяет не

    только прирастить общественное богатство, но и сократить затраты в народном

    хозяйстве, повысить эффективность производства.

    Отраслевые "предпланы", планы-прогнозы и проекты как инструменты

    обоснования размещения производства.

    Правильное размещение межотраслевых комплексов, отраслей народного

    хозяйства и всех предприятий способствует решению важнейших экономических и

    социальных задач - росту национального богатства и эффективности

    общественного производства, повышению уровня жизни народа. Поэтому

    всестороннему обоснованию этих вопросов уделяется большое внимание на всех

    уровнях хозяйствования и управления.

    Выбор районов (а иногда и пунктов) дислокации предприятий и отраслей

    первоначально намечается и обосновывается в предплановых документах -

    научных прогнозах (схемах) развития и размещения отраслей народного

    хозяйства и отраслей промышленности (отраслевых прогнозах). Каждый

    отраслевой прогноз включает анализ современного состояния производства,

    концепцию развития и размещения отрасли и исследование их вариантов с

    балансовыми расчетами и оценкой экономической эффективности в условиях

    рыночной экономики.

    В отраслевых корпорациях и отраслевых подразделениях государственных

    экономических структур управления проводятся обобщающие Разработки

    территориального аспекта индикативных отраслевых планов-прогнозов и

    программ в качестве корректирующего инструмента регулируемого рынка.

    Важнейшим предпроектным документом служат технико-экономические

    обоснования (ТЭО) целесообразности и хозяйственной необходимости

    проектирования и строительства предприятий (сооружений).

    Проектом строительства предприятия уточняются место его размещения (в

    пределах района или пункта) и технико-экономические показатели.

    Государственная или частная фирма, намеревающаяся построить предприятие,

    заказывает его проект специальной проектной организации, которая для выбора

    места строительства использует отраслевые схемы (прогнозы) размещения

    производства и другие материалы.

    Техническое перевооружение, реконструкция и расширение

    производственных мощностей проводится предприятиями и объединениями за счет

    собственных средств, а также банковских кредитов. Прежнее фондовое

    распределение ресурсов из центра заменено свободной торговлей через прямые

    договоры потребителей и поставщиков или куплей-продажей на товарно-сырьевых

    биржах. Эти мероприятия, ведущие к изменениям в размещении производства

    выпуска продукции, осуществляются предприятием в соответствии с им же

    разрабатываемыми и утверждаемыми планами, основой которых служат

    хозяйственные договоры.

    Бизнес-план - оперативная программа деятельности, включающая в

    качестве важнейшего раздела маркетинг, в котором определяются тактика

    поведения на рынке и возможные коммерческие результаты. Стратегическое

    планирование может охватывать период до десяти и более лет; его основа -

    разработка проекта инновационного комплекса (новые продукция, техника,

    технология, организация производства, снабжения и сбыта). Органы

    государственного управления строят свои отношения с предприятиями в

    условиях рыночной экономики, используя социально-экономические программы,

    договорную систему и экономические регуляторы - налоги, цены, проценты по

    вкладам и ссудам, экономические льготы и санкции, социальные, экологические

    и другие нормативы. Госзаказ (контракт) оформляется ограниченно на ввод

    производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет

    государственных централизованных капиталовложений, а также на поставку

    важнейших видов продукции (их закупают контрактные корпорации). Предприятия

    (объединения) согласовывают с местными органами управления мероприятия,

    которые могут привести к экологическим, демографическими и иным

    последствиям, затрагивающим интересы населения территории.

    В новых условиях хозяйствования предприятия, выходя на широкий рынок,

    стремятся снизить производственные и транспортные издержки путем

    мобилизации всех внутренних резервов и рационализации договорных связей по

    поставкам продукции и снабжению сырьем.

    Классификация отраслей промышленности по факторам размещения. Задача

    отраслевого обоснования размещения производительных сил состоит в том,

    чтобы, исходя из принципов и факторов размещения, расчетным путем выявить и

    улучшить территориальное распределение производства, имея в виду повышение

    его эффективности и ускорение темпов развития.

    Непосредственное влияние на выбор вариантов размещения промышленного

    предприятия (производственных мощностей) оказывает соотношение важнейших

    технико-экономических показателей производства - его материалоемкости,

    энергоемкости, трудоемкости и капиталоемкости с учетом потребительского

    фактора, который проявляется через транспортабельность продукции.

    Для размещения добывающей промышленности первостепенное значение имеет

    учет горно-геологических условий (глубина и характер залегания полезных

    ископаемых, размеры промышленных запасов), а также качество природных

    ресурсов и транспортно-географическое положение района залегания.

    Добывающие отрасли, дающие массовую, многотоннажную продукцию (уголь,

    минерально-строительные материалы и т.д.), в основном размешаются так,

    чтобы обеспечивались минимальные издержки на производство и

    транспортировку. Для отраслей, разрабатывающих особо ценные и дефицитные

    полезные ископаемые (например, руды цветных металлов), решающее значение

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.