МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Прибыль фирмы

    авансирование собственного оборотного капитала. Расчет потребности в

    дополнительных оборотных средствах можно произвести методом технико-

    экономических расчетов или методом прямого счета на основании данных о

    наличии оборотных средств на начало планового периода, прогнозных темпов

    роста объема товарооборота, с учетом изменения участия собственных средств

    в оплате товаров и доли кредитуемого товарооборота в его общей величине. По

    действующему порядку на пополнение собственных оборотных средств должно

    быть направлено не менее 40 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении

    предприятия;

    в) для создания финансовых резервов. Потребность в финансовых

    резервах определяется двумя способами: или как определенный процент от

    чистой прибыли, оговоренный в учредительных документах, или исходя из

    потребности в финансах в связи с ростом и расширением деятельности

    предприятия.

    г) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка и уплаты

    процентов по ним. Потребность в этих ресурсах определяется договором и

    условиями получения и погашения этих кредитов;

    д) для погашения прочих видов кредитных обязательств, предприятия

    (облигации) и уплата процентов по ним;

    е) использование прибыли для приобретения кредитных обязательств,

    акций других предприятий определяется в основном экспертным путем с учетом

    выбранных целевых установок в развитии предприятия (перелив капитала в

    другие виды экономики, расширение рынка сбыта и др.);

    ж) для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов

    и других горизонтальных структур, членом которых является данное

    предприятие. Потребность в прибыли для этих целей определяется договором и

    уставом всех этих

    структур, либо в процентах от полученной прибыли или объема товарооборота,

    либо в абсолютной сумме;

    з) для обеспечения социального развития предприятия и повышения

    материальной заинтересованности работников с учетом потребности в

    социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости. Повышение

    материальной заинтересованности работников возможно путем внедрения

    принципа «участия» в прибыли;

    и) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед

    государством;

    к) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены

    учредительными документами). Экономической основой выплаты дивидендов по

    акциям и облигациям, кроме акций акционерного общества, по мнению многих

    специалистов, является то, что их владельцы выступают кредиторами

    предприятия и должны получить определенную часть прибыли в виде дивидендов,

    которая соответствует цене заемного капитала на рынке факторов производства

    (нижний предел) или равна дополнительной прибыли, полученной предприятием-

    заемщиком от использования дополнительного капитала в планируемом периоде

    пропорционально доле акционерного капитала в общем объеме используемых

    средств (верхний предел).

    Большинство компаний (акционерных обществ) в виде дивидендов

    выплачивает относительно постоянную сумму прибыли. Она увеличивается только

    тогда, когда компания абсолютно уверена, что она в планируемом году

    значительно увеличит прибыль. Так же неохотно компания идет и на уменьшение

    суммы выплат дивидендов при краткосрочном снижении прибыли.

    На формирование политики в области дивидендов влияют следующие

    факторы:

    • правовые ограничения (дивиденды можно выплачивать только из

    полученной прибыли в отчетном или прошлом периодах, дивиденды

    нельзя выплачивать, если компания неплатежеспособна и т. п.);

    • налоговые ограничения (в течение срока, когда компания направляет

    средства на пополнение основного капитала, акционеры не облагаются

    налогом до тех пор, пока они не продадут акции и не получат доход

    в виде разницы между номинальной и реальной стоимостью акций).

    Налоговым законодательством запрещается накапливать большие суммы

    прибыли для этих целей, что часто связано , с желанием уберечь

    акционеров от налогов;

    • обязательства, вытекающие из договора (различного рода

    ограничения, лимиты, например, в учредительных документах может

    быть записано, что дивиденды не будут выплачиваться до тех пор,

    пока прибыль компании не достигнет ; определенного размера, и т.

    п.);

    • ликвидные активы (наличные средства, необходимые для выплаты

    дивидендов не только за отчетный, но и за прошлый периоды; вложение

    средств в развитие производства и т. п.);

    • возможность получения займов;

    • перспективы роста предприятия, общества, компании;

    • темпы инфляции и др.

    На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем

    направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению.

    Общая сумма потребности в прибыли по основным вышеперечисленным

    направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины

    целевой прибыли предприятия.

    Окончательные решения по планируемым направлениям использования

    прибыли принимаются после утверждения плана прибыли с учетом возможностей

    ее получения.

    Если- план прибыли меньше или больше прогнозируемой прибыли исходя из

    потребности в ней, то это дает основание для уточнения величины прибыли,

    направляемой в соответствующие каналы ее использования.

    Каждое предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы

    фактического использования фонда накопления и фонда потребления. В каждой

    из этих смет показывается находящийся остаток средств, поступление средств

    в отчетном году, расходы по конкретным направлениям, остаток средств на

    начало будущего периода. Фактическое исполнение сметы анализируется на

    прямое соответствие плановым разработкам и оценивается целесообразность

    произведенных расходов.

    Завершая первую главу данной работы, можно сделать вывод, что прибыль

    как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности

    предприятия. Используя данные о величине прибыли, можно судить об

    экономическом состоянии не только отдельного предприятия, но и всего

    общества, т. к. прибыль фирмы тесно связана с развитием государства в

    целом. Неслучайно прибыль фирмы считается одной из самых сложных категорий

    рыночной экономики. Мы убедились в этом, рассмотрев многообразие сущностных

    сторон, которые она отражает.

    2. Анализ прибыли фирмы в современной экономике

    В первой главе данной работы мы рассмотрели, что представляет собой

    прибыль фирмы на теоретическом уровне. Но этого недостаточно, так как любая

    категория предполагает связь познания и реальной действительности. Поэтому

    в данной главе мы переходим к изучению прибыли на практике.

    Как уже было сказано в первой главе, прибыль определяется как разность

    между совокупной выручкой и совокупными издержками. Были рассмотрены

    факторы, влияющие на формирование прибыли. Докажем влияние этих факторов

    при помощи примеров.

    Исходя из формулы вычисления прибыли (1), можно отметить, что большое

    влияние на формирование прибыли оказывают издержки. Изменение издержек

    может привести к изменению величины прибыли. Примером этого может служить

    деятельность германского предприятия по производству цемента Dyckerhoff.1 В

    завершившемся квартале компания получила прибыль в размере 31 млн. евро

    ($36 млн.), а в Ш квартале прошлого года она получила убытки в размере 57

    млн. евро. При этом ,по заявлению самого Dyckerhoff, полученные результаты

    связаны в первую очередь с сокращением издержек. Таким образом, мероприятия

    по сокращению уровня затрат способствуют увеличению прибыли. Данный пример

    показывает, что связь между величиной прибыли и издержками обратная.

    Однако, как мы отметили в первой главе, помимо изменения структуры

    издержек изменить величину прибыли можно и при помощи воздействия на

    величину валового дохода.

    Открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания»

    -оператор связи, предоставляющий услуги электрической связи на территории

    Краснодарского края.2 Прибыль от продаж данного предприятия в 2001 году

    выросла на 11 млн. руб. по сравнению с 2000 г. и составила 636 млн. руб. Но

    в то же время увеличились себестоимость и коммерческие расходы этого

    предприятия. Если в 2000 году они составляли 1629 млн. руб., то в 2001 году

    они достигли 1961 млн. руб. Поэтому в данном случае увеличение прибыли

    нельзя объяснить за счет уменьшения издержек. Надо отметить, что ОАО «Южная

    телекоммуникационная компания» является монополистом (причем естественным

    монополистом) в сфере предоставления услуг связи на территории

    Краснодарского края. Следовательно, она может сама устанавливать на рынке

    цены, и таким образом получать монопольную сверхприбыль. Таким образом, в

    данном случае основная причина увеличения прибыли - рост цен.

    Действительно, в 2001 году выручка данного предприятия возросла на 19,47 %

    и составила 2597 млн. руб. (в 2000 году она составляла 2174 млн. руб.).

    Итак, цены представляют собой еще один крупный фактор, определяющий объем

    прибыли от реализации товарной продукции. И данный пример подтвердил это.

    Однако не всегда увеличение цены продаваемой продукции приводит к

    увеличению прибыли. Это не всегда справедливо даже для фирм-монополистов.

    Следует помнить, что монополист должен стремиться к максимизации совокупной

    прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не

    беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию

    данной фирмы. В соответствии с

    1 Висбаден. По итогам Ш квартала германский производитель цемента

    Dyckerhoff получил прибыль в размере 31 млн. евро//K2Kapital, -

    http://www.k2kapital.com/news/1067874613.html.

    Литвинов А. Итоги деятельности ОАО «Южная телекоммуникационная

    компания» за первое полугодии 2002 г. // Рынок ценных бумаг. - 2002. - №

    17. - С.47 - 49.

    эластичностью спроса монополисту иногда выгодно не только не поднимать

    цены, но и более того, снижать их. Приведем пример. Известно, что

    увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим,

    монополист решает снизить цену со ПО долл. (P1) до 100 долл. (Р2). При этом

    спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены

    равны (P1 – P2 ) Q1= (110 - 100) * 4 = 40 долл., а выгода (прибыль)

    составит (Q2 – Q1)P2 =(6 - 4) * 100 = 120 долл. Чистое приращение прибыли

    будет равно 160 долл.

    Кроме того, стремление любыми путями получить высокую прибыль приводит

    к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными

    ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а следовательно эмиссии

    денег.

    Таким образом, рост цен не всегда приводит к увеличению прибыли.

    Помимо цены на величину валового дохода, а следовательно и прибыли,

    влияет объем реализованной продукции.

    Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли

    получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при

    прочих равных условиях прямо пропорциональная. Ярким примером этого может

    служить производственная деятельность и финансовые результаты нефтяной

    компании «ЛУКОЙЛ».1

    По оценкам аналитиков Альфа-банка, ЛУКОЙЛ сильнее зависит от изменений

    в объемах экспорта нефти, чем большинство российских нефтяных компаний.

    Каждый дополнительный миллион тонн экспорта увеличивает чистую прибыль

    компании на 1,6 %. Так, ЛУКОЙЛ в 2001 году экспортировал 33 млн. тонн нефти

    против 28,4 млн. тонн в 2000 году. Выручка же этой компании в 2001 году

    составила 3532 млн. долл., по сравнению с 2896 млн. долл. в 2000 году.

    Таким образом, увеличение объема реализации продукции привело к увеличению

    величины прибыли.

    В первой главе мы отметили, что на величину прибыли также влияют

    изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля

    более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной

    себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие.

    Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение

    прибыли. В качестве примера вновь обратимся к деятельности нефтяной

    компании «ЛУКОЙЛ».2

    В настоящее время 27,7 % эксплуатируемых ЛУКОЙЛом скважин

    малорентабельны. Если раньше компания не прекращала эксплуатацию таких

    скважин (стараясь поддерживать высокий уровень добычи в условиях высоких

    цен на нефть и используя налоговые льготы, предусмотренные для компаний,

    эксплуатирующих низкорентабельные скважины), то теперь, после отмены

    налоговых льгот, ЛУКОЙЛ планирует закрыть порядка 5 тыс. малодоходных и

    убыточных скважин (24 % от их общего числа). По оценкам компании, уже одно

    это даст дополнительно 50 - 70 млн. долл. чистой прибыли в год.

    Кроме того, на величину прибыли влияет изменение остатков

    нереализованной продукции. Так, в 2001 году рост остатков готовой продукции

    привел к понижению прибыли отечественных предприятий до 40 %.3 Увеличение

    же спроса также может значительно отразиться на величине прибыли. Наглядным

    примером этого являются показатели финансовых результатов деятельности

    японского производителя микролитражных и субкомпактных автомобилей Daihatsu

    Motor Co.4 Выросший спрос на продукцию компании привел к тому, что продажи

    за 2003 год выросли на 4,6% до 4,3 млрд. долл., а следовательно выросла и

    чистая прибыль компании (в 2,9 раза) и составила 34,5 млн. долларов (3,79

    млрд. японских йен).

    1 ЛУКОЙЛ в прицеле аналитиков //Рынок ценных бумаг. - 2002. -№ 17. - С. 41

    -46.

    2 Там же.

    3 Головачев В. Прибыль падает с уверенностью // Экономика и жизнь. - 2002.

    - № 36. - С. 32.

    4 Чистая прибыль Daihatsu в I полугодии 2003-2004 финансового года

    выросла в 2,9 раза. - http://www.auto-news.ni/index. html.

    Таким образом, проанализировав влияние разных факторов на величину

    прибыли, можно сделать вывод, что очень трудно выделить какой-то один

    первоочередный фактор, оказывающий наибольшее воздействие на доход любого

    предприятия. И это объясняется не только деятельностью самого предприятия,

    его специализацией, но и внешними причинами.

    В первой главе мы подробно остановились на понятии бухгалтерской и

    экономической прибыли. Теперь для уяснения различий между ними рассмотрим

    финансовые показатели результатов деятельности крупного отечественного

    кондитерского предприятия.1

    Выручка данного предприятия в 1999 году равнялась 2198,7 млн. руб., а

    в 2000 году - 2259 млн. руб. Нетрудно заметить, что выручка предприятия за

    2000 год по сравнению с 1999 г. выросла незначительно (+3%). Чистая прибыль

    же в 1999 году составила 200,7 млн. руб., в 2000 году - 190 млн. руб., то

    есть и вовсе снизилась (-5%). Если ограничиться этой информацией, то можно

    было бы сделать вывод о том, что, несмотря на некоторое ухудшение ситуации

    в 2000 по сравнению с 1999 г., 2000 год для предприятия был достаточно

    успешным.

    Однако если мы проанализируем деятельность предприятия в 2000 и 1999

    гг. с точки зрения полученной им экономической прибыли, то оценка сменится

    на прямо противоположную.

    В 1999 году данному предприятию было предоставлено 1019 млн. руб.

    заемного и собственного капитала. Чтобы оправдать использование этого

    капитала кондитерская фабрика должна была получить чистую операционную

    прибыль после налогообложения (т.е. прибыль без учета процентных и

    чрезвычайных доходов и расходов) в размере 755,2 млн. руб., или 74% на

    вложенный капитал. Фабрика же смогла обеспечить только 324,6 млн. руб.

    чистой операционной прибыли (или 31,9% на вложенный капитал), тем самым

    ,недополучив 430,6 млн. руб. Столь же безрадостная картина складывается и в

    отношении 2000 г., в котором для оправдания использования имеющегося

    капитала предприятие должно было получить чистую операционную прибыль в

    размере 567,5 млн. руб. (43,9% на вложенный капитал), а смогло обеспечить

    только 289 млн. руб. (или 22,4% на вложенный капитал), фактически

    недополучив 278 млн. руб. Однако, с точки зрения приближения к минимально

    необходимому уровню доходности 2000 г. оказался успешнее 1999, так как в

    2000 г. компания смогла обеспечить 51% от минимально необходимого уровня

    чистой операционной прибыли (против 43% в 1999 г.). На основе произведенных

    расчетов можно сказать, что с точки зрения экономической прибыли, произошло

    некоторое улучшение в 2000 г. по сравнению с 1999 г., так как объем

    экономических потерь снизился. Однако можно предположить, что улучшение

    произошло не за счет деятельности предприятия (у которого, наоборот,

    снизилась доходность на вложенный капитал с 31,9% до 22,4%), а за счет

    общего улучшения экономической ситуации и соответствующего падения общего

    уровня процентных ставок и требуемой доходности. Тем не менее, можно

    сделать вывод, что ОАО Кондитерская фабрика не справляется со стоящей перед

    ним задачей.

    Таким образом, сравнив бухгалтерскую и экономическую прибыли на данном

    примере, можно сделать вывод, что у бухгалтера и экономиста существуют

    различные подходы к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют,

    прежде всего ,результаты деятельности фирмы за определенный период. Он

    анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста,

    наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.