МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предпринимательство: понятие, экономический рост, роль в современных экономических процессах

    часто согласные работать дольше, чтобы больше заработать. Но легально

    “объехать” профсоюзы порой было невозможно.

    Произошли серьёзные сдвиги и в другой важной сфере не поддающейся

    счёту: ослабли старые стимулы к труду, изменились ценностные ориентации

    работников, их потребности удовлетворить в рамках старой модели было уже

    нельзя. Пока главные потребности работника состояли в том, чтобы обеспечить

    себе элементарные условия для существования - его интересам вполне

    соответствовало наращивание темпов производства в рамках старой модели. Но

    со временем, когда был достигнут определённый уровень всеобщего

    благосостояния, потребности расширились и уже не исчерпывались

    относительным материальным благополучием. Молодые образованные люди

    стремились к самореализации, а в рамках фордистско-тейлорской организации

    труда им не представлялось такой возможности. Работа для многих осталась

    только источником средств к существованию, интересы сместились в иные

    сферы.

    Ограничителем дальнейшего развития стала и старая организационная

    структура экономики. Она была рассчитана на рамки национального хозяйства,

    но повсеместно шла интеграция этих хозяйств в единую, мировую экономику;

    связи их усиливались и усложнялись. Обычные средства кредитной и фискальной

    политики вдруг стали вызывать неожиданный международный резонанс с

    непредсказуемыми последствиями. Подъём производства в одной стране

    немедленно вызывал приток импорта из других и нарушал её торговый баланс;

    спад столь же неукоснительно обострял проблему безработицы не столько в

    этой стране, но и в других.

    В середине семидесятых годов в зоне развитого капитализма - да и не

    только в ней, скорее во всём мире - внезапно сложилась ситуация

    структурного скачка. Система приблизилась к стратегическим ограничениям -

    общие условия воспроизводства резко ухудшились.

    Мы говорим для наглядности “внезапно”, но на самом деле этот процесс

    растянут во времени. До известной степени ресурсы взаимозаменяемы, частично

    более дефицитный ресурс может замещаться менее дефицитным. Но со временем

    условия этой замены становятся всё хуже, возрастающая отдача от масштаба

    сменяется убывающей. В системе возникают всё новые узкие места. Темпы роста

    замедляются, наступает застой, при свободном ценообразовании сопровождаемый

    ростом цен. Это так называемая стагфляция - в отличии от инфляции,

    знаменующей “перегрев” экономики в фазе подъёма.

    Накопил ли капитализм за предшествующие годы потенциал, достаточный

    для структурного скачка?

    Вернёмся к теории систем. Если внешние ограничения на ресурсы -

    назовём их стратегическими - не позволяют больше системе развиваться на

    прежней структурной основе, наступает не обычный, а структурный кризис:

    старая совокупность связей не справляется с новой ситуацией. Это может

    окончиться катастрофой, система потеряет основные свои свойства,

    развалится, а на её обломках возникнет новая. Но может и выжить, сохраняя

    свою сущность, если у неё накоплен достаточный потенциал, позволяющий

    структурную перестройку. Он может быть накоплен в ходе предшествовавшего

    развития, если система не только расходовала ресурсы, но и накапливала

    таковые. Или его надо искать и создавать по ходу перестройки - брать

    взаймы, собирать “по сусекам””, снимая ресурсы со всех менее важных

    направлений развития. Вот если нет возможности (или воли) мобилизовать

    потенциал, нет осознания необходимости перехода на новую структурную

    основу, тогда катастрофа может стать реальностью.

    Иными словами, следует обратить внимание на те факторы, которые

    складывались внутри прежней капиталистической системы, и теперь начали

    определять её судьбу. И осознать главное, что речь идёт о

    самонастраивающейся, саморегулируемой системе, порождающей многообразие,-

    на её периферии всё время создавалось нечто “побочное”, странное, не

    слишком нужное в период инерционного развития. Накопленным потенциалом для

    скачка обернулись многие фундаментальные и прикладные исследования,

    опробованные и тут же создающиеся новые организационные формы, вообще

    внутренняя готовность к переменам. Были большие резервные мощности, были

    квалифицированные кадры, Способные быстро освоить технические нововведения.

    Прежде всего, удалось создать новые энергосберегающие технологии.

    Ядовитым плодам химизированного сельского хозяйства были противопоставлены

    плоды биотехнологии. Созданы заменители - материалы с широким диапазоном

    заранее заданных свойств, с меньшим весом, меньшей затратой дефицитных

    ресурсов (волоконно-оптический кабель вместо медного, композиты и керамика

    вместо стали, алюминия и традиционных пластмасс и т.п.). Открытие

    высокотемпературной сверхпроводимости дало будущее криогенным технологиям,

    предвидятся революционные изменения в энергетике. В чёрной металлургии на

    небольших предприятиях производят малыми партиями специальные марки

    металла, максимально приближенные к требованиям заказчика.

    Может быть, важнейшее, что было создано в недрах старой системы, -

    электронно-вычислительная техника, давшая потом всплеск микроэлектроники. А

    это была техническая революция в управлении производством: стала доступна

    исключительно тонкая настройка технологических процессов.

    К началу восьмидесятых годов в странах развитого капитализма стала

    стабилизироваться экологическая ситуация. Примерно с этого времени берёт

    начало полоса нового экономического подъёма, причём рост валового

    национального продукта происходит при почти стабильном уровне потребления

    нефти.

    Какова же новая модель развития экономики, базирующейся на третьем

    технологическом укладе?

    В её основе принцип отдачи от масштаба заменён на принцип отдачи от

    разнообразия. Стратегия производителя теперь состоит в том, чтобы на одном

    и том же комплексе оборудования изготавливать множество разнообразных

    мелких серий специализированных продуктов. Они имеют довольно точный

    адресат с конкретными индивидуальными потребностями. Прежний рынок,

    затопляемый бесконечными потоками стандартных товаров, распался на

    сегменты, в которых особые вкусы и запросы находят ‘свой’ товар.

    Маленькую серию товара легче продать (тем более, если она изготовлена

    по предварительному заказу). Выигрыш - на сокращении времени оборота от

    сырья до продажи. Не нужны склады для не распроданных остатков, для сырья,

    для комплектующих деталей. Потери сокращаются по всей цепочке производства.

    Изменилась структура экономики. Вырос удельный вес сферы услуг, как

    бытовых, так и производственных. В структуре издержек стремительно

    возрастает удельный вес невещественных элементов, снижается роль

    материального производства. Время, затрачиваемое на разработки и

    конструирование, подготовку к технологическим операциям (включая

    программирование), маркетинг и послепродажное обслуживание, становится

    сопоставимым, а иногда и превышает время самого производства. Жизненный

    цикл продукта укорачивается по мере развёртывания научно-технического

    прогресса, и это существенно изменило стратегию предпринимательства: выйти

    на рынок с технологически новым продуктом, коммерчески реализовать новинку

    и уйти с рынка, заменив её очередным новшеством раньше конкурентов, стало

    гораздо важнее дешёвой цены или контроля над рынком.

    Меняется судьба индустриальных гигантов. Некоторые американские

    исследователи считают, что основой японского успеха в конкурентной борьбе

    на мировых рынках стала мелкая и средняя фирма. В США в последнее время

    тоже растёт число мелких фирм, в которых работает всё больше людей.

    Поскольку на рынке выше всего ценится новое, в последние десять лет

    необычайно распространились венчурные (“рисковые”) небольшие предприятия,

    рискующие опробовать и выкинуть на рынок принципиально новые технические

    идеи.

    Однако одновременно с усилением роли мелкого предпринимательства во

    всей зоне развитого капитализма сливаются крупные предприятия, усиливаются

    транснациональные корпорации. Мелкие венчурные фирмы, как правило,

    финансируются крупным капиталом, для которого они - генераторы идей и

    разведчики рынка. С их помощью гиганты сохраняют гибкость.

    Особая роль мелкого бизнеса на рынке – “генератора идей” и пионера

    новой техники и технологии - подтверждается данными правительственных

    органов США, в частности подсчётами Национального научного фонда и

    Администрации по делам малого бизнеса (см. таб. №1).

    Таблица №1 Число изобретений на 10 тыс. учёных и инженеров, занятых в сфере

    НИОКР

    |Годы |на фирмах, с числом |на фирмах, с числом |

    | |занятых менее 1 тыс. |занятых более 1 тыс. |

    | |человек: |человек |

    |в 1953-1959 |8,2; |2,5; |

    |г. г. | | |

    |в 1960-1966 |12; |1,8; |

    |г. г. | | |

    |в 1967-1973 |13,1; |1,7; |

    |г. г. | | |

    |в 1974-1977 |14,1; |1,7; |

    |г. г. | | |

    |в 1978-1988 |15,2. |1,6. |

    |г. г. | | |

    Иными словами, вклад в создание и освоение новой техники и технологии

    со стороны средних и мелких фирм почти в пять раз превышал по объёму

    освоения изобретений соответствующую долю крупных промышленных компаний.

    Большой бизнес сохраняет определённые преимущества, но теперь они

    лежат в другой области. Современный “суперволк” вынужден сбросить вес,

    быстрее соображать и быстрее поворачиваться. На смену стальным зубам и

    мощному телосложению в качестве главных аргументов в борьбе за

    существование приходят обладание крупными исследовательскими заделами,

    развитой инфраструктурой маркетинга, высококвалифицированными и

    сработавшимися коллективами специалистов и руководителей, информационными

    системами.

    Корпорации создают гибкие децентрализованные организационные

    структуры, заменяют иерархические системы управления сетевыми, стараются

    сделать работников причастными целям фирмы. Лозунгом кадровой политики

    становится: “Высоким технологиям - высокая техника контактов с людьми”.

    Таким образом, малый бизнес сегодня является важной компонентой

    экономического роста, создателем рабочих мест, фактором научно-технического

    прогресса.

    Малый бизнес – конкурентные преимущества.

    Мелкие фирмы действуют по принципу “ориентации на нужды”. Им просто

    необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Мелкие фирмы

    умеют мыслить перспективно. Поскольку ранние этапы инновации могут

    оказаться затяжными чрезвычайно важно, чтобы на первых порах издержки были

    невысоки. И мелкие фирмы добиваются этого, т.к. у них практически нет

    другого выхода. У крупных же компаний появляется искушение начать учреждать

    отделы, расписывать накладные расходы и ставить новое начинание в такое

    положение, когда от него ждут тех же самых финансовых показателей, что и от

    ныне существующего товарного ассортимента.

    Кроме того, мелким фирмам присуща гибкость. Они умеют ‘быстро

    поворачиваться’. А это надо считать важной особенностью. Если какая-то идея

    не срабатывает, они могут переключиться на другую. Более того, мелкие фирмы

    опробуют то, что называется ‘множественными конкурентными подходами’.

    Другими словами, работают над несколькими идеями сразу. Как резко

    отличается это от традиционного прямолинейного поэтапного подхода, с

    которым сплошь и рядом сталкиваешься. Корпорация “IBM” воспользовалась

    принципом мелких фирм при создании своего нового персонального компьютера.

    Дон Эстридж, возглавлявший коллектив разработчиков, получил соответствующие

    инструкции и свободу от множества ограничений, действующих в рамках ‘Синего

    великана’. По словам одного из его коллег, Эстридж ввёл в практику ряд

    ‘очень здравых идей в сферах дизайна, маркетинга, распределения и

    производства, которые корпорация потом сознательно применила у себя’.

    Мелкие фирмы “терпимы к хаосу”, что почти или совсем невозможно для

    традиционной крупной компании. Имеющиеся данные и практический опыт говорят

    о том, что инновации, перемены, создание чего-то нового - процесс в

    основном неорганизованный, идущий скачками, рывками вверх и в стороны.

    Сознавая это, некоторые компании-гиганты разрабатывают меры по преодолению

    такого положения. А вот мелкие фирмы принимают этот ‘фристайл’ совершенно

    естественно.

    Преуспевающие новаторы редко имеют изначальные формальные планы. Это

    тоже даёт мелкой фирме преимущество. Фразы типа ’сделайте и посмотрите, что

    получится’ совсем не похожи на то, что обычно говорит трезвомыслящий

    главбух-финансист крупной корпорации.

    Проблемы поощрений, вопрос о которых возникает позднее, и того, как

    мелкие фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные

    предприятия так же решаются положительно. Хороший вкладчик знает, что один

    успех разом окупит двадцать неудач.

    Совершенно обратная картина складывается на противоположном полюсе

    экономики, где обитают крупные компании. На пути больших фирм всегда

    припасено немало препятствий. Во-первых, советы директоров крупных фирм

    далеки от нужд рынка. Они не в состоянии уследить за всеми своими товарами

    и всеми рынками, а поэтому смотрят на любые перемены как на риск. По

    разумению высшего начальства, гораздо надёжнее приобрести компанию, уже

    действующую на рынке или располагающую желаемым товарным ассортиментом.

    Во-вторых, крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми одержимыми.

    Допустим, из-за какой-то случайной ошибки в компанию попадёт одержимый

    человек. Конфликт с существующей на фирме системой означает, что вскоре

    такой человек либо уйдёт, либо потеряет свою одержимость.

    Существует и конфликт временных масштабов. Это - третий аргумент.

    Когда всё внимание уделяется очередному готовящемуся к печати отчёту, фирме

    очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно,

    начнёт давать прибыль лет через семь-десять.

    В четвёртых, крупные компании тратят слишком много и слишком быстро.

    Предложение о разработке товара, как и любое другое, воспринимается

    системой в общем порядке. Оно получает номер собственного счёта в

    финансовом отделе, и считается, что на него должна распространяться

    соответствующая доля издержек - и косвенных, и прямых. Но столь же вредно

    пользоваться и прямо противоположным, но также распространённым подходом.

    Нередко выделяется слишком мало средств. В этом случае нет возможности

    привлечь достаточно способных людей. Им негде развернуться. Пресс ожидания

    скорой отдачи начисто лишает их потенции.

    Следующая, хорошо знакомая ошибка заключается в том, что управляющие

    крупных компаний одобряют и утверждают планы, а не товары. В этих фирмах не

    вознаграждают за риск.

    Системы контроля крупных фирм носят по отношению к нововведениям

    дискриминационный характер. Крупные фирмы потому и крупные, что добиваются

    успеха благодаря тому, чем располагают, включая и имеющуюся у них технику.

    А это часто ставит их в положение защитников своих уже сделанных

    капиталовложений. Крупные фирмы не понимают, что такое восприятие риска, не

    обладают тем чутьём, которым в состоянии обзавестись люди, стоящие ближе к

    рынку. Они преувеличивают степень риска новых начинаний.

    Короче говоря, инновации и перемены даются крупным фирмам труднее. Им

    труднее менять свой культурный уклад, технологию оборудование. Они могут

    столкнуться с организованным противодействием, к примеру, со стороны

    профсоюзов, опасающихся сокращения персонала и даже со стороны самого

    правительства. Перемены связаны для крупных компаний и с психологическими

    терзаниями, скажем, по поводу тягостной необходимости увольнять людей,

    видеть как страдают окрестные жители, расставаться с верными поставщиками.

    С учётом всех этих обстоятельств нет никакого сюрприза в том, что все

    высоко новаторские компании придерживаются принципов поведения мелких фирм.

    Предпринимательский потенциал России.

    Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не

    враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его.

    Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и ощущение

    безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального

    пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени

    из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего

    экономических и законодательных) оказались:

    перевод капиталовложений и прибыли из России в зарубежные страны;

    не денежные формы расчетов;

    Традиционные меры государственного воздействия и российское

    законодательство оказались в этом отношении неэффективными.

    Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с

    манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает

    контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба

    — в зачаточном состоянии, а также из-за нормотворческой чехарды.

    Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии

    предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит

    элементов эффективного стимулирования производства. Далее.

    Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя

    существованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют

    свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с

    интересами социально-экономического развития страны.

    Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем

    государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях

    государство резервирует за собой следующие важные функции:

    координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом

    (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным

    ресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, что

    направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов

    русло);

    обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных (присутствует

    на уровне обеспечения выживания);

    антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности

    внешнеэкономических структур государственым интересам, экспортный контроль

    (существует на уровне неформальных договоренностей между основными

    промышленно – финансово – политическими лобби);

    таможенные тарифы, налоги, кредитная политика (существует на уровне

    неформальных договоренностей между основными промышленно – финансово –

    политическими лобби);

    стимулирование научно-технического прогресса (отсутствует).

    Многие экономические законы РФ предполагает регулирование развитой

    рыночной инфраструктуры, а реально не имеют механизма его реализации из-за

    сохранившихся государственных монополий и отсутствия конкуренции. Анализ

    состояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законы

    регулируют рыночные отношения, пока не существующие в российской

    действительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копирования

    западных образцов правовых актов.

    Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с

    коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Как

    показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и

    внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для

    коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности,

    налоговые льготы. Формально российское государство налоговое

    законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они не

    достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной

    деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно – денежной

    политикой государства.

    Заключение.

    Экономисты “австрийской школы” рассматривают рынок, как место, где

    поддерживается стихийный порядок, даже в условиях неравновесия рынка.

    Предпринимательская деятельность в рыночном процессе является основой,

    поддерживающей этот порядок. Успех предпринимательской деятельности требует

    постоянной готовности рисковать, чутко реагировать на открывающиеся

    перспективы арбитражирования[1], непрерывно использовать и создавать новые

    возможности путем развития инновационных процессов. Процесс отбора,

    определяемый, балансом убытков и прибылей, увеличивает вероятность

    благополучного существования удачливых предпринимателей.

    В настоящей работе автор сосредоточил свое внимание на современных

    течениях экономической мысли, рассматривающих предпринимательство как

    отдельный элемент экономической структуры, как некое явление, а не процесс.

    Современные экономисты четко разграничивают понятия “малый бизнес” и

    “большой бизнес”. “Большой бизнес “ – организован на принципах

    интрапренерства, он выступает для общества системообразующим фактором.

    Организация крупного бизнеса – это, прежде всего, эффективное управление,

    эпирические подходы, мегатенденции. Крупный акционерный капитал лишен

    личностного начала, на страже его интересов стоят наемные управленцы -

    профессионалы, главная задача которых – сохранить стабильность и

    эффективность организации.

    Предпринимательство – фактор динамизма экономики. Но если раньше

    предпринимательство было духом экономики, ее вечным источником обновления,

    то сейчас, в эпоху транснациональных корпораций, в эпоху государственного

    регулирования экономики, в эпоху новых технологий и реструктуризации

    экономических процессов, предпринимательство – структурный элемент

    регулируемой экономики, полигон для новых идей и течений.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Адам С.

    2. Глазьев С. Что нам мешает лучше жить. - “Знание - сила”, №1 1993 г.

    3. Пилдич Дж. Путь к покупателю. - М.:Прогресс, 1991г.

    4. Пирогов Г. Прыжок через пропасть. - “Знание - сила”, №1 1991 г.

    5. США: государство и рынок. - М.: Наука, 1991г.

    6. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. - М.:Прогресс-Универс, 1991 г.

    -----------------------

    [1] Деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая

    путем закупок чего-либо по низкой цене на одном рынке и перепродаже этого

    товара по более высокой цене на другом.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.