МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предпринимательство

    особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной

    сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального

    производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск

    наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства

    становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности

    повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее

    рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией

    собственника.

    Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли

    нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства

    установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в

    предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся

    условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования,

    предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто

    рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа

    хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

    Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной

    деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее

    полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая

    на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями.

    Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью

    становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой

    устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата

    можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что

    предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его

    участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной

    интеграции.

    По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.

    Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматах

    христианства печать морально-этической неполноценности предпринимательской

    деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение

    столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его

    размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность,

    направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься

    иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда

    рациональное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами

    устойчивого экономического роста, общественное восприятие

    предпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, было

    бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность.

    Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его

    приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную

    работу.

    Предпринимательство как экономическая категория

    2.1.Предпринимательство как фактор производства.

    Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого

    атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит

    вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и

    развития капитализма.

    В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в.

    и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял

    английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель»

    в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с

    неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник,

    торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной

    цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует,

    что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная

    экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со

    спросом на различных товарных рынках.

    А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего

    на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и

    получения прибыли. Он сам планирует и организует производство,

    распоряжается его результатами и т. п.

    Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике

    придерживался и крупный французский экономист конца XVIII — начало XIX вв.

    Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и

    риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал

    активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего

    факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй

    довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер

    его доходов, часть которых является платой за его редкие

    предпринимательские способности.

    Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий

    экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель

    по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода,

    богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (умение соединять

    многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей

    купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая

    цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к

    процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку

    без него невозможно процветание.

    И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за

    осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым

    обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что

    предприниматель не обязательно является собственником производства,

    индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или

    акционерного общества.

    По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя

    стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий

    банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот.

    Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который

    может представлять собой относительно небольшую величину.

    Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности

    обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной,

    корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои

    распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от

    собственности к организации, роль собственности становится все более

    пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно

    связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги,

    титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции,

    имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за

    результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.

    Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального

    богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму

    собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от

    распоряжения предпринимательства.

    Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет

    жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией

    только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не

    являющиеся субъектами права собственности.

    Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения

    экономической определенности? В научной литературе предлагается его

    рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод

    хозяйствования; как тип экономического мышления.

    Для характеристики предпринимательства как экономической категории

    центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.

    Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица

    (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного

    производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на

    основе собственного труда, так и с привлечением наемного.

    Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц,

    связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.

    Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные

    общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к

    субъектам предпринимательства относят и государство в лице его

    соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три

    формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная,

    частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

    Объектом предпринимательства является осуществление наиболее

    эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.

    Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И.

    Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от

    обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью

    изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых

    способов производства (технологий) и коммерческого использования уже

    существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового

    источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей

    монополии или подрыва чужой.

    Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным

    условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих

    субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по

    выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию

    производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к

    ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения

    прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том

    смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить,

    сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель

    все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и

    предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных

    отношений.

    Вторым условием предпринимательства является ответственность за

    принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда

    связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный

    расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является

    постоянным спутником предпринимательской деятельности.

    Третьим признаком предпринимательства является ориентация на

    достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая

    установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность

    многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических

    задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества,

    жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения,

    охрану окружающей среды и т. д.

    Предпринимательство как особый тип экономического мышления

    характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию

    решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль

    здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род

    занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит,

    делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать

    особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению

    рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности.

    Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от

    происходящих процессов — самому эти процессы определять».

    Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание

    борьбы, особый творческий характер его труда.

    Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И.

    Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкий

    круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность

    кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов

    достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.

    В нашей отечественной литературе предпринимательство также

    рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и

    организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства,

    готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне

    естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем

    более что речь идет об управлении и организации производства в условиях

    возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные

    склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.

    2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход.

    Предпринимательскую способность можно определить как один из

    экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического

    развития. В состав данного ресурса следует включать, прежде всего,

    предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы

    компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы

    бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

    Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредственных носителей

    предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать

    всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие

    институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании,

    консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно. относятся

    предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух

    общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как

    особый механизм реализации предпринимательских способностей людей,

    основанный на действующей модели рыночной экономики.

    Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том,

    что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические

    ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение

    предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с

    максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы,

    стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с

    рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы

    экономического роста, инвестиционная активность, технологические

    нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского

    потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку

    предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного

    регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма

    эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.

    Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более

    эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической

    системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей

    также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее

    законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной

    реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами

    предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать

    на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко

    конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

    В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно

    играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой

    предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В

    США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.

    Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране,

    наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом —

    Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах

    действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию,

    призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту

    производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной

    местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так

    называемых предпринимательских инкубаторов, т. е. специализированных

    государственных и частно государственных учреждений, осуществляющих

    многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор

    территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их

    «выращиванию» и становлению.

    Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую

    оплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудно

    выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория.

    Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель

    за свои организаторские способности по объединению и использованию

    экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за

    хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

    В экономической теории предпринимательский доход делят на две части:

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.