МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малый бизнес: трудности роста

    топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

    производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную

    стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные

    фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

    Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного

    самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще

    забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в

    бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет

    происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,

    которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и

    регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и

    "раскачивающихся" налоговое давление усилится.

    Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения и

    не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не

    освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а

    ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое

    выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных

    структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя

    одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к

    одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной.

    (При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об

    отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных

    льгот малым предприятиям приобретает политическое значение

    А. Блинов

    А дополнительные частные и государственные инвестиции в малый бизнес?

    Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем

    инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые

    сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но

    отрицательные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов -

    неизбежны.

    Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый

    налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для

    функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической

    нестабильности в обществе.

    Инвестиционная политика

    Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе

    процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно

    длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они

    будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным

    часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым

    предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом

    приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с

    благоприятным предпринимательским климатом.

    Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их

    рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных

    фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

    Одним из основных источников привлечения средств в государственные и

    региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые

    через облигационные займы.

    Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно,

    и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если

    малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность

    (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

    Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать

    банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка

    данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником

    информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание

    новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых

    производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о

    транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.

    Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого

    предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом

    приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности

    участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в

    федеральный фонд поддержки

    _____________________________Малое предпринимательство и большая политика

    малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фонды, которые

    могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и

    муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации

    крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по

    причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их

    преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

    Исключительно важной задачей является создание более благоприятных

    условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе

    приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому

    предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным

    пакетом акций.

    Особенно актуальным является создание на приграничных территориях

    межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-

    центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть

    обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,

    таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо

    обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В

    частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,

    которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

    _____________________________Малое предпринимательство и большая политика

    Бизнес - власть: механизм взаимодействия

    Для того чтобы между бизнесом и властными структурами установились

    партнерские отношения, необходима четкая схема их сотрудничества. На наш

    взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании

    лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

    Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в новую

    экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "цивилизованному"

    лоббированию через благоприятное для него изменение нормативных актов

    органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять

    свои функции в новых условиях, тем характернее для него стремление

    лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для

    его предприятия.

    Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер

    руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия.

    Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи

    мелких предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо

    действуют в основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо

    отметить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются

    отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством политических

    действий различных предпринимательских объединений.

    Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах

    предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле,

    финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены усилия большинства деловых

    людей "новой волны", что вполне закономерно, учитывая особо высокую

    оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты

    предостерегают, что по мере либерализации экономики у высших

    государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные

    интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых групп.

    Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уровней сегодня

    хорошо описываются известной в биологии моделью "хищник - жертва". Если

    опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность

    прав и обязанностей предпринимателей и государства, то теперь около 80%

    предпринимателей не получают никакой помощи ни от центральных, ни от

    местных органов власти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с

    тем, что сейчас невозможно решить большинство хозяйственных проблем без

    взяток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

    Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема.

    Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в

    обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако

    до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная

    системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в

    бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях

    государства к малому бизнесу.

    А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,

    Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат технических наук, зам. директора

    программы "Малый бизнес" АНХ

    МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    (Толковыи словлрь жнваго великорусскАГО языка

    ВлАДи<«1рА даля. 1882, толп. трет1н, с. 388)

    Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

    Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к

    определению малого и среднего предприятий.

    Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних

    предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют

    такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж

    (оборот), балансовая стоимость активов.

    При этом известны определения, основанные только на применении одного из

    данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых);

    может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении

    ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее

    распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения

    таких критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не

    говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

    Таблица

    Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС

    (январь, 1995 г.)

    |Предприят|Численность |Годовой |Баланс, |

    |ия |занятых, человек |оборот, млн. |млн. ЭКЮ |

    | | |ЭКЮ | |

    |Малое |менее 50 50-250 |менее 4 менее|менее 2 |

    |Среднее | |16 |менее 8 |

    Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small

    Enterprises.

    ° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s

    спектром задач, для которых используются формальные определения, •так и

    различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В

    дополнение к этим объективным факторам накладываются и субъективные

    представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть

    малый и/или средний бизнес.

    Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса

    исследователей по вопросу определения размера предприятия даже в

    национальном масштабе, так как большая часть приведенных критериев

    относится к Великобритании, одной из первых западноевропейских стран,

    обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот

    сектор экономики.

    Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

    |Тип исследования |Балансовая |Объем |Число |

    | |стоимость |продаж,|заняты|

    | |активов, |млн. ф.|х, |

    | |млн. ф. ст.|ст. |челове|

    | | | |к |

    |Определение размера фирмы | | | |

    |в целях | | | |

    |Бухучета |1,4-5,75 |1,4-5,7|50 - |

    | | |5 |250 |

    |Планирование в среднем | |10-33,3|- |

    |бизнесе | |' | |

    |Стратегия в среднем |- |- |10 - |

    |бизнесе | | |500 |

    |Корпоративное планирование| | | |

    |в среднем бизнесе |- |9-160 |1800-4|

    |Великобритании | | |999 |

    |Экспортные маркетинговые | | | |

    |стратегии | | | |

    |в среднем бизнесе |- |- |100-50|

    |Великобритании | | |0 |

    |Факторы успешного роста | | | |

    |компаний | | | |

    |в США |- |16-666*|- |

    |Факторы успешного роста | | | |

    |компаний в | | | |

    |Электронной промышленности| | | |

    |Великобритании |- |10-120 |- |

    |Инновации в промышленности|- |- |50-250|

    |Греции | | | |

    |Маркетинговые исследования| | | |

    |в | | | |

    |Среднем бизнесе |- |- |100-50|

    | | | |0 |

    |Стратегии развития | | | |

    |технологий в | | | |

    |Среднем бизнесе |- |13-66* |- |

    • - Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

    Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New

    Classification of Company Size.

    Главным достоинством количественных определений является удобство их

    использования. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как

    правило, доступны для исследователей. Основными недостатками количественных

    подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы,

    определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в

    связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.

    Качественные варианты определений предусматривают использование

    качественных критериев. Возможно также дополнение качественного определения

    некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в

    основном на субъективные суж-

    ____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

    дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно"

    известные как присущие компаниям того или иного размера. Делаются также

    попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий

    через рассмотрение, по сути, "эффектов" или последствий влияния размера на

    характер деятельности фирмы.

    В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит определение Ван

    Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического

    планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в

    стратегическом аспекте малым фирмам:

    - относительно небольшое число производимых продуктов (технологий,

    услуг, ноу-хау);

    - сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие

    ресурсы и т.д.);

    - менее развитые системы управления, административных процедур и

    технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения

    компании;

    - несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым

    и обучающим программам;

    - главные управленческие должности и большинство акций удерживаются

    основателями предприятия и/или их родственниками.

    На базе этих качественных критериев, а также своего опыта

    консультирования в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средними

    предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33

    млн. ф. ст.

    Другим примером качественного подхода является методика, разработанная

    X. Веду" на основе исследований процессов развития организаций. Он

    идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера -

    от малых до крупных (см. табл. 4). В этом исследовании делается вывод о

    том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с

    численностью занятых от 25 до 500 человек.

    Широкое распространение в западных странах получила также "теория этапов

    роста фирмы" (или просто "теория роста компании"), появившаяся в результате

    исследований в области "организационного поведения" ("organisational

    behavior)" и также давшая толчок к распространению качественных определений

    размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. И хотя ни

    один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением

    размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для

    развития качественных вариантов определения размера фирмы.

    Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития

    продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство

    авторов рассматривают компании как предприятия, развивающиеся начиная от

    малой фирмы, ориентированной на производство одного продукта, до крупной с

    ориентацией на диверсификацию

    ____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

    своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.