МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

    или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет

    о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в

    Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою

    нишу в течение достаточно долгого времени, как например, в случае с

    производством медицинского оборудования фирмами Дании.

    Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным

    и продолжительным спросом; продукция массового производства,

    соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых

    средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее

    и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей

    благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое

    принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того,

    себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более

    высоком качестве производимой продукции и услуг.

    Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от

    крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые

    предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что

    позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в

    области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического

    обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний

    работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной

    специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта

    технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-

    двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе

    осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества

    крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на

    базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям

    в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на

    льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части

    комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на

    использование своей торговой марки.

    Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий

    получила в современных условиях система контрактных отношений на основе

    франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой

    фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания,

    а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на

    льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и

    сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми

    фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

    Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях

    является его интеграция в производственные сети крупных промышленных

    структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый

    лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих

    изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних

    предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в

    США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам

    оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн

    долл.[23]

    Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении,

    обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи

    малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на

    арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап

    субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться

    до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия,

    будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они

    играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые

    предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран,

    содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью

    разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями

    является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных

    традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной

    сети.

    Теперь автор считает нужным перейти к целям и основным направлениям

    государственного регулирования и содействия развитию малого

    предпринимательства за рубежом.

    Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется

    государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для

    этого созданы специальные государственные организации, выражающие и

    защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением

    намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого

    предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую

    базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных

    исследований.

    Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая

    ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х

    годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия

    развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые

    требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно,

    больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно

    осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения

    стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной

    политики, чем отрасли и товарные рынки.

    Государственное регулирование и содействие развитию малого

    предпринимательства имеет целью:

    . создание правовых и организационных условий для роста деловой активности

    малых предприятий;

    . реализацию экономической политики, включая научно-техническую,

    инновационную, инвестиционную, ценовую;

    . реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения

    эффективного развития малого бизнеса;

    . оказание малым предприятиям содействия в осуществлении

    внешнеэкономической деятельности;

    . применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с

    учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп

    предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ,

    артельных и семейных форм организации деятельности;

    . упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня

    лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия

    единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных

    властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

    . снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого

    предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной

    политики регулирования, а именно:

    . поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего

    благосостояния населения;

    . интенсификацию инвестиционных процессов;

    . стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

    В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка

    предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех

    странах созданы специальные государственные организации, выражающие и

    защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением

    намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы

    государственной поддержки:

    . законодательное установление долгосрочных программ развития малого

    бизнеса;

    . включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические

    и социальные программы.

    В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в

    государственные структуры через специальные комитеты Конгресса,

    Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций,

    инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена

    в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям,

    содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о

    Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде

    других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности,

    программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке

    малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта,

    облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

    Государственное содействие развитию малого предпринимательства

    осуществляется по следующим основным направлениям:

    . создание стабильных государственных и негосударственных источников

    ассигнований на поддержку малого бизнеса;

    . использование рациональных механизмов контроля за расходованием

    выделенных средств;

    . обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите

    интересов малых предприятий;

    . создание сети специализированных институтов, обеспечивающих

    реализацию государственной политики содействия малому

    предпринимательству, включающей: государственные органы власти;

    неправительственные объединения и организации; специализированные

    организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и

    гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы,

    промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные,

    информационные и обслуживающие структуры;

    . осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий

    на основе специальных законов путем предоставления субсидий,

    дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из

    фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных

    заказов:

    . разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса

    на долгосрочную перспективу;

    . оказание консультационной помощи предпринимателям; организация

    системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

    . предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях

    помещений, оборудования, земельных участков.

    . содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

    Автор рассказал о малом бизнесе за рубежом, теперь он считает

    целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие

    уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых

    зарубежных странах.[24]

    | |Количество|Количество |Занято на |Доля малых |Доля малых |

    | |малых и |малых и |малых и |и средних |и средних |

    |Страны |средних |средних |средних |предприятий|предприятий|

    | |предприяти|предприятий|предприятия|в общей |в ВВП (%, |

    | |й (тыс.) |на 10 тыс. |х (млн. |численности|оценочно) |

    | | |жителей |чел.) |занятий (%)| |

    |Великобритани|2630 |460 |13,6 |49 |50-53 |

    |я | | | | | |

    |Германия |2290 |370 |18,5 |46 |50-52 |

    |Италия |3920 |680 |16,8 |73 |57-60 |

    |Франция |1980 |350 |15,2 |54 |55-62 |

    |Страны ЕС |15770 |450 |68,0 |72 |63-67 |

    |США |19300 |742 |70,2 |54 |50-52 |

    |Япония |6450 |496 |39,5 |78 |52-55 |

    Источники: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства,

    Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

    Теперь автор предлагает перейти к непосредственному рассмотрению

    становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим

    проблем.

    4.Малый бизнес в России: этапы развития и проблемы становления.

    Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших

    социалистических странах – уникальное социальное, политическое и

    экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская

    деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с

    традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции,

    ломки жестко централизованной плановой системы.

    Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России

    можно условно разделить на следующие этапы:

    Первый этап: 1992-1994 гг.

    Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути

    экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение

    роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной

    экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры

    концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в

    его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об

    организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от

    30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах

    по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от

    11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении

    экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы

    занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы

    занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное

    дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление

    Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной

    поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ

    Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от

    23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств

    поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах

    поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших

    направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты

    развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от

    налогов суммы прибыли, используемой для развития производства,

    устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в

    третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных

    ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и

    продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием

    государственных средств, предполагается страхование программ с высокой

    степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется

    обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного

    опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не

    печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале

    этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий

    (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий

    возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-

    техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля

    малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре

    отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[25]

    Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими

    показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 —

    896,6 тыс.[26] В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных

    союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и

    мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам

    финансовых услуг.

    Этот период совпал с массовой (ваучерной приватизацией, которая в

    целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период

    чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию командного

    номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого

    круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких

    масс населения в формировании среднего класса частных собственников.

    Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и

    сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения

    собственного дела.

    Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот

    противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в

    деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-

    посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало

    желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном

    уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого

    бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по

    промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего

    многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В

    результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году

    характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не

    начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги,

    10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно

    действующих предприятий связаны с теневой экономикой.[27]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.