МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

    занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.

    Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие

    организации, уставной капитал которых разделен на определенное число

    одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).

    По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с

    ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно

    принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и

    прекращение прав связаны с владением и передачей акций[11].

    Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции которых

    распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые,

    участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия

    других акционеров[12].

    Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в

    соответствии с действующим законодательством составляет 1000 МРОТ.

    Единственным учредительным документом является устав, в котором

    фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых

    акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их

    компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об

    акционерных обществах».

    Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной

    ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет

    единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций

    общества.

    Производственные кооперативы. Эта разновидность коммерческих

    организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на

    добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся

    индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности

    кооператива прежде всего личностным трудом.

    Каждый член производственного кооператива имеет один голос в управлении

    его делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученная

    прибыль распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественного

    вклада. Именно поэтому в Гражданском Кодексе производственный кооператив

    охарактеризован как «артель» [13].

    Членами кооператива могут стать юридические и физические лица, не

    участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие

    имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы.

    Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим

    имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.

    Единственным учредительным документом является устав, принимаемый и

    утверждаемый на общем собрании членов кооператива.

    Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции

    юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства.

    Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения,

    утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и

    представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во

    избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти

    рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

    Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать

    наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического

    лица[14].

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным

    предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом

    собственности на закрепленное за ней собственником имущество[15]. Имущество

    это является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,

    паям), в том числе между работниками предприятия. Эта организационно-

    правовая форма применяется исключительно при создании государственных и

    муниципальных предприятиях.

    Некоммерческие организации[16]. К числу подобных структур относят:

    Таблица 1.

    |Потребительс|Добровольное объединение граждан и юридических лиц|

    |кий |на основе членства в целях удовлетворения |

    |кооператив |материальных и иных потребностей участников, |

    | |осуществляемое путем объединения его членами |

    | |имущественных паевых взносов. |

    |Общественные|Добровольные объединения граждан, в установленном |

    |и |законом порядке объединившихся на основе общности |

    |религиозные |их интересов для удовлетворения духовных или иных |

    |организации |потребностей. Это - некоммерческие структуры, |

    | |которые вправе осуществлять предпринимательскую |

    | |де-ятельность только для достижения целей, ради |

    | |которых они созданы, и соответствующую этим целям.|

    |Фонд |Не имеющая членства некоммерческая организация, |

    | |учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами|

    | |на основе добровольных имущественных взносов, |

    | |преследующая социальные, благотворительные, |

    | |культурные, образовательные или иные общественно |

    | |полезные цели. |

    |Учреждение |Организация, созданная собственником для |

    | |осуществления управленческих, социально-культурных|

    | |или иных функций некоммерческого характера и |

    | |финансируемая им полностью или частично. Права |

    | |учреждения на закрепленное за ним имущество |

    | |определяется в соответствии со статьей 296 |

    | |Гражданского Кодекса. |

    |Объединения |Некоммерческие ассоциации и союзы, созданные |

    |юридических |коммерческими организациями в целях координации их|

    |лиц |предпринимательской деятельности, а также |

    | |представления и защиты общих имущественных |

    | |интересов. |

    Малым предприятие с иностранными инвестициями считается лишь в том

    случае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.

    Вложение иностранного капитала в российскую экономику регулируют

    Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы об иностранных инвестициях,

    нормы международного права, двусторонние договоры о содействии

    капиталовложениям и многосторонние соглашения, связанные с деятельностью

    международных экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и

    поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы

    заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми

    формами.

    2.Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки.

    В России в современный период перехода от плановой экономики к

    рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого

    предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие

    крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота

    ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы

    реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских

    товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности

    ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение

    потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие

    на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию

    новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес

    вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей

    высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

    Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и

    средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти

    предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по

    отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое

    положение. Для малого и среднего предприятия характерно:

    . юридическая независимость;

    . управление предприятием собственником капитала или партнерами-

    собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

    . небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта

    хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота

    (прибыли, дохода); численность персонала.

    Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или

    промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую

    модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны

    особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно

    свести к следующим:

    • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-

    собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические,

    социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от

    его деловых и личных качеств;

    • отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия

    занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии

    заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;

    • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий,

    государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

    • дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

    Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования

    рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на

    перспективных направлениях.[17]

    Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого

    предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого

    предпринимательства:

    o увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса –

    главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

    o рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы

    граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных

    групп;

    o селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых

    малый бизнес становится первичной школой самореализации;

    o создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными

    затратами, особенно в сфере обслуживания;

    o трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также

    представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих

    точек», инвалидов, молодежи, женщин);

    o подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным

    формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте

    работы;

    o разработка и внедрение технологических, технических и организационных

    новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны

    идти на риск и осуществлять новые проекты);

    o косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем

    освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими

    (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и

    наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

    o ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

    o мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе

    остались бы невостребованными, а также более эффективное их

    использование;

    o снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более

    трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у

    компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов

    больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис,

    финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в

    обрабатывающей промышленности;

    o улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

    Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям

    и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в

    достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности

    предприятия.

    Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому

    предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно

    выделить самые существенные:

    o более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости

    положения на рынке;

    o зависимость от крупных компаний;

    o недостатки в управлении собственным делом;

    o слабая компетентность руководителей;

    o повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

    o трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и

    получении кредитов;

    o неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при

    заключении договоров (контрактов) и др.

    В этом пункте курсовой работы автор перечислил лишь некоторые черты,

    характерные для малого предпринимательства в целом; к данному вопросу он

    еще вернется позже, когда будет рассматривать малый бизнес в нашей стране и

    за рубежом.

    3.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства:

    зарубежный опыт.

    Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в

    экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его

    долю приходится до 70% валового национального продукта.

    Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль

    малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там,

    показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек.

    Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4

    млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего

    товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников[18]. Сейчас в

    Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

    В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят

    около 40% ВВП и Ѕ валового продукта частного сектора и обеспечивают

    занятость почти половины трудоспособного населения[19]. Малый бизнес

    осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий

    (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере

    мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного

    населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью

    менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на

    более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.[20]

    В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях

    производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность

    занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой

    выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле[21].

    Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования

    рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с

    крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки

    нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта,

    требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных

    мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для

    внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50%

    всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют

    лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX

    в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые

    разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику,

    крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США

    в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые

    предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза

    больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по

    статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника

    крупного предприятия.[22]

    В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на

    принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные

    предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на

    взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия

    взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных

    производств и в инновационных разработках. Если крупное производство

    ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших

    партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на

    небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной

    номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой

    продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех

    случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен

    крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что

    производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы

    весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и

    международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

    Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного

    потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно

    небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только

    небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.