МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые предприятия

    была генерировать новые тенденции в развитии российского малого

    предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных

    изменений в динамике и структуре малого предпринимательства,

    сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста

    числа МП.

    Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись

    резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой

    доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых

    возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной

    рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по

    доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и

    крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного,

    но все же аутсайдера.

    Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес,

    жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к

    1995 г. все четче стали действовать законо-

    з-

    35

    А.

    Виленский________________________________________________________________

    мерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда

    какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже

    средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного

    занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по

    стране.

    В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой,

    рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой

    хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения

    предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются

    первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно

    многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные

    торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее

    рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними

    и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле

    на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации

    капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем,

    как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным

    образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых

    хозяйственно-технологических цепочек.

    На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и

    завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам

    бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые

    организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались.

    Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не

    функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация

    внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых

    предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих

    предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в связи с введением в

    практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В

    соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие

    форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых

    предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв

    другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по

    официальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных малых

    предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо

    приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995

    г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не

    функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему

    существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того,

    что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины

    зарегистрированных МП(по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет

    определенные коррективы и в региональную структуру малого

    предпринимательства страны.

    Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что

    не проявил свою силу - и в экономическом, и в соци-

    36

    _______________________Этапы развития малого предпринимательства в России

    альном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост

    безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996

    г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного

    населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что

    указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений,

    международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус

    работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует,

    создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются

    заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои

    силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный,

    часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких

    перепродаж или выполнения подсобных работ. Но как только правительство

    России на деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных

    нерентабельных предприятий, рост официальной безработицы, несомненно,

    вызовет новую волну увеличения числа МП.

    Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация

    малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее

    типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых

    предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур.

    Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о

    криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на

    преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот -

    на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую

    вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает

    оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию

    российского малого предпринимательства.

    Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в

    отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько

    прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в

    строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере

    общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей

    коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и

    научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых

    предприятий (-18,7 и -5,6°о).

    Динамика числа МП в региональном разрезе показывает некоторое опережение

    роста числа малых предприятий в регионах Северного Кавказа и Севера

    Европейской части России. Хотя существенных изменений в региональной

    структуре МП не произошло, все же можно заметить позитивный процесс

    постепенного более равномерного распределения малых предприятий по

    различным экономическим районам России.

    В 1995 г. сред несписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994

    г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она

    подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП

    высказывали мнение о необходимости

    37

    А. Виленский______ ________

    увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они

    указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к

    нормальной, адекватной действующим законам.

    Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем

    их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности

    - в 7,4 раза.

    Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским

    правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной

    стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП

    , но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала

    формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП

    начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной

    рыночной экономике.

    Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых

    льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного

    законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

    формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой

    области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с

    местными органами власти.

    Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно

    приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей

    жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную

    деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной

    деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но

    относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости

    капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и

    в самых простых его формах.

    В целом мы полагаем, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении

    их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует

    ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы

    рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации

    экономики, дебюрократи-зации управления и, конечно, общего перехода к фазе

    оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

    Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста

    российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его

    деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех

    уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и

    страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.

    Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.

    Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП

    в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального

    подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему

    рыночного развития российского малого предпринимательства.

    38

    А. БЛИНОВ,

    доктор экономических наук, профессор, Российская

    экономическая академия имени Г. В. Плеханова

    МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА

    Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в

    России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие

    эффективной общегосударственной политики развития малого

    предпринимательства. Создан соответствующий Государственный комитет

    Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства,

    приняты законы, подписаны указы, постановления правительства, проводятся

    съезды, конференции, "круглые столы", готовятся новые... И что дальше?!

    На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не

    характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-

    х годов. Если в 1992 г. количество малых предприятий (МП) увеличилось в 2,1

    раза, то в 1993 г. темпы роста снизились до 1,5 раза, а в 1994 г. рост

    составил всего 4%. На конец 1995 г. насчитывалось около 900 тыс. МП, на

    которых было занято около 9 млн. человек, или 15% (против 14% в 1994 г.)

    общей численности занятых на предприятиях и в организациях.

    Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого

    предпринимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись

    нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей

    продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное

    развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов. В частности,

    запасы сырья и материалов на конец 1995 г. сократились примерно у 40°о

    хозяйств. Сложившийся уровень заказов, обеспеченности сырьем и материалами,

    энергетическими и финансовыми ресурсами большинство предпринимателей по

    итогам опросов оценивали "ниже нормального".

    К концу 1995 г. обозначилось резкое падение темпов роста, а затем и

    снижение числа МП, действующих в сфере торговли и посреднических услуг. По

    данным проведенных обследований, к концу 1995 г. наметилось замедление

    темпов роста объемов продаж этой категории малых предприятий, сужение

    ассортимента товаров, уменьшение объема поступлений товарных ресурсов.

    Более 70% мелких торговых фирм не склонны увеличивать численность

    работающих. В качестве основных факторов, препятствующих нормальной работе

    малых торговых организаций, подавляющее число опрошенных предпринимателей

    отмечают высокие налоги, а также недостаток собственных средств (более 60%

    опрошенных) и высокие транспортные расходы (более 35%).

    В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей

    коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в

    государственной поддержке.

    39

    А. Блинов Система налогообложения

    Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования.

    Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и

    формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого

    государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить,

    что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-

    правовым регулированием экономики, может существенно расширить или,

    наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским

    кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.

    Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им

    незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое

    законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой

    подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное

    использование налогов для таких целей представляется, однако,

    противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе

    экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна

    обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых

    законодательством о лицензировании, таможенным законодательством,

    законодательством о земле и других природных ресурсах.

    Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе

    пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует

    сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных

    и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений,

    ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.

    Представляется принципиально важным установить в качестве общих

    принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-

    первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или

    стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается

    установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение

    налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически

    оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

    Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства

    нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого

    предпринимательства в РФ" и в Законе "06 упрощенной системе налогообложения

    и учета для субъектов малого предпринимательства".

    Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится

    параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования

    деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой

    системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими

    субъектами малого предпринимательства.

    Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого

    предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численнос-

    40

    _____________________________Малое предпринимательство и большая политика

    тью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сферах

    розничной торговли, бытового обслуживания населения, услуг -до 10 человек.

    Не допускается переход на эту систему предприятий, занятых производством

    подакцизной продукции.

    Вводимая упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что

    вся совокупность установленных законодательством для юридического лица -

    субъекта малого бизнеса - федеральных, региональных и местных налогов,

    контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы, а также

    платежей во внебюджетные фонды заменяется единым налогом на доход.

    Предусматривается сохранение для этой категории плательщиков платежей,

    контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, обязательных

    отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и

    лицензионных сборов за занятие определенными видами деятельности.

    Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.