Лизинг в Казахстане
Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-
70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 – 1,2 основных
производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели
составляют 6 - 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал
финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий.
Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет
возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах.
Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального
воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять
6 – 7 % от ВВП
Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой
деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента,
отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная
рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием
легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном
заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.
На инвестиционную активность банков в значительной степени может
повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты
финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации
их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих
организаций.
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание
государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего
заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках,
включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект
Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и
соответствующими министерствами.
Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или
через создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА - лизинг»,
«Халык - лизинг» и др.) По состоянию на 1 августа 2002 года остатки на
балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам
суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а
полученного банками – 42 149 тысяч тенге.
На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно
востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового
инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной
политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет
нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-
технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую
очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых
сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и
Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие
современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность
условий для получения необходимой информации; недостаточность современных
технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в
том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к
международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке
присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком
уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов.
Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового
инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают
потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и
технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет
понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика,
лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников
лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока
представляется многим проблемным.
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие
должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель
возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а
лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого
оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых
обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация
долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые
операции.
Представляется целесообразным использование договорных механизмов
распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов
обеспечения обязательств сторон.
На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из
оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского
риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых
операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта
лизинга : производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс
развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством
механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.
3.2 Страхование в лизинговой деятельности
Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы
отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и
обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо
предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки
(или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты
от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических
рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной
ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала,
руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами
интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в
маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом
или криминальными действиями.
Право на проведение перечисленных видов страхования и лицензии на
осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые
организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как
надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и
страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в
целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и
обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы
Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.
Заключение :
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом
способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного
производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны,
обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и
надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал
лизинга в России.
Власти, продекламировав политику благоприятствования лизингу как
инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную
нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом,
подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой
заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования
оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых
потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном
кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для
лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том
чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным
проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект
лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать
ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания
инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в
Казахстане очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана
огромная работа.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках
которой был бы из следующих элементов:
— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка
лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров,
информационное освещение предоставляемых услуг;
— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном
кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге
(например страхование).
— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при
контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению
иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо
получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде
переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую
экономику для получения уверенной прибыли.
Такого рода программа отделяет нашу Республику от лизингового бума.
Приложение1
Схема № 1.
Для оперативного лизингового процесса.
Арендодатель
Производитель
4 5
2
(Лизинговая
компания) 1
3
Арендатор
1- заявка на оборудование;
2- плата за оборудование;
3- оборудование;
4- арендные платежи;
5- возврат оборудования по истечении срока контракта;
Схема № 2.
Для финансового лизингового процесса.
Арендодатель
Производитель
4 2
(Лизинговая
компания) 1 3
Арендатор
1- заявка на оборудование;
2- плата за оборудование;
3- оборудование;
4- арендные платежи;
Схема № 3.
Для возвратного лизингового процесса.
1
Лизинговая компания Предприятие
2
1- стоимость оборудования;
2- арендные платежи;
Схема № 4.
Для долевого лизингового процесса.
1
Арендодатель 2 Источник
дополнительных средств
3 1
6 1
Производитель
5
Арендатор
1- заявка на оборудование;
2- 80%-ная ссуда без права регресса на арендатора;
3- плата за оборудование;
4- платежи по ссуде;
5- оборудование;
6- арендные платежи;
Схема № 5.
Для прямого лизингового процесса.
Производитель 1 Арендатор
(лизинговое подразделение)
2
1- оборудование;
2- арендные платежи;
Схема № 6.
Для сублизингового процесса.
1
Арендодатель Посредник
2
1
2
Потребитель
1- оборудование;
2- арендные платежи;
Схема № 7.
Обобщенная организация лизингового процесса при 3-х сторонней лизинговой
сделке.
Л
Л С
и
и т
з
з р
и 2
и а
н
н х
Б 4 г 6 г
о
а о
о в
н д 7
п 9 а
к 12 а
о я
т 8 л
е у
к
л 10 ч
о
ь
а м
11
т п
е а
л н
ь и
я
3 5 6 5
Поставщик
1. Получение заявки от лизингополучателя 2. Подготовка заключения о
платежеспособности лизингополучателя и эффективности проекта 3. Направление
поставщику закза-наряда 4. Получение ссуды 5. Заключение договора купли-
продажи 6. Подписание акта приемки оборудования в эксплуатацию 7.
Заключение лизингового соглашения 8. Заключение договора о техническом
обслуживании передаваемого в лизинг имущества 9. Заключение договора
страхования 10. Выплата лизинговых платежей 11. Возврат объекта лизинга 12.
Возврат ссуды и выплата процентов.
Приложение 2
Динамика роста капиталовложений банков второго уровня в лизинговые
операции :
Список использованной литературы :
1. Закон Республики Казахстан «О финансовом лизинге» от 5 июля 2000 г.
№ 78-II
2. Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 28
декабря 1994 года. (с изменениями)
3. Анвар Сайденов «Операция Лизинг»», газета «Казахстанская правда» №
209-210 от 28.09.2002г, стр. 6
4. Национальное Статистическое Агентство Республики Казахстан
http://www.kazstat.asdc.kz/
5. Национальный Банк Республики Казахстан http://www.natonalbank.kz/
6. Адриасова И.В. Лизинг: быть или не быть? //Бизнес и банки, №2, 1998
7. Козлов Д. “Лизинг: новые горизонты предпринимательства”, //
Экономика и жизнь, №29, июнь, 1997.
8. Гладких Р.А. “Лизинг как форма инвестиционной деятельности”,
//Бизнес и банки,- М, №30, 1998.
9. Кожемяков А.“Лизинг в Центральной и Восточной Европе”, //
Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.
-----------------------
Изготовитель
Лизинговая компания
Лизингополучатель
Договор купли-продажи
Договор лизинга
[pic]
2000
2001
2002
Страницы: 1, 2, 3
|