МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Инвестиции. Инвестиционная политика

    правило», согласно которому финансирование бюджетного дефицита за счет

    кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиций, предусмотренную

    в бюджете. Косвенно это правило затрагивает и региональную инвестиционную

    политику, определяя возможности выделения субсидий на инвестиционные цели

    бюджетам земель и общин.

    В этом плане следует позитивно оценить поставленную Правительством

    России задачу к 2000 г. сократить разрыв между капитальными вложениями и

    дефицитом федерального бюджета таким образом, чтобы «чистое»

    государственное накопление, равное разнице между этими показателями, стало

    положительным. Однако эта установка, не подкрепленная необходимой

    законодательной объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в

    ФПГ, в зависимости от направлений их использования.

    Инвестированию финансовых ресурсов в производство не способствовала и

    политика государства на фондовом рынке. В первые годы реформы воздействие

    государства на становление фондового рынка было очень незначительным, что

    обусловило резкое отставание его формирования, существенно снизило

    инвестиционную эффективность приватизации. Активизация государства на рынке

    капиталов была связана в основном с выполнением им функций крупнейшего

    заемщика через государственные казначейские Обязательства. Отвлекая

    финансовые ресурсы на более привлекательный рынок ГКО, Правительство

    подавляло развитие формирующегося рынка акций приватизированных

    предприятий, что не позволяло привлечь инвестиционные ресурсы в реальный

    сектор экономики. При острой нехватке средств для инвестиций финансовые

    ресурсы, привлекаемые рынком государственных заимствований, в подавляющей

    части централизованно (по линии бюджетных расходов) направлялись на

    потребление.

    Важным внутренним источником инвестиционных ресурсов может выступить

    банковско-кредитная система. В последние годы именно она воплощала динамизм

    российских реформ и внешне благополучные итоги. Но реальная картина

    развития банковско-кредитной сферы не столь оптимистична. Действительно,

    длительное время наблюдался быстрый рост числа банковских институтов.

    Однако большинство из них были и остаются крайне маломощными и неспособными

    к любой деятельности, кроме игры на разнице процентных ставок (т. е.

    перепродажи льготных централизованных кредитов) или вложения практически

    всех имеющихся средств в государственные ценные бумаги. Инвестиции в

    реальную экономику пока по преимуществу ограничиваются краткосрочным

    кредитованием торгово-закупочных и посреднических операций. Так, на

    сентябрь месяц 1997 г. долгосрочные банковские кредиты составили всего 8,7

    трлн руб. (2,6% всех выданных банковских кредитов, или 3,4% всех кредитных

    вложений в экономику).

    Эту ситуацию необходимо переломить, по-видимому, связав уровень

    налогообложения банков со степенью их участия в долгосрочном инвестиционном

    финансировании реального сектора российской экономики.

    Особое значение имеет создание информационной инфраструктуры

    инвестиционного рынка. Государство может и должно принимать более активное

    участие в этом процессе, не отдавая его на откуп стихийно заполняющим эту

    нишу коммерческим консалтинговым и прочим фирмам. Необходимо использовать

    богатейший кадровый потенциал бывших и ныне действующих министерств,

    научных и проектных организаций. Создание сильных аналитических отделов,

    занимающихся информационным обеспечением инвестиционной деятельности, могут

    позволить себе только крупные банки, а для отдельных предприятий проблема

    поиска инвестора и выбора эффективного проекта для вложений во многих

    случаях упирается именно в отсутствие информации и возможностей проведения

    необходимых экономических обоснований.

    12.4. Регулирование иностранных инвестиции.

    Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение

    иностранного капитала, который пока не превратился в фактор

    макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в

    общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по

    разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с

    участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и

    того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной

    собственности с участием российского и иностранного капитала вообще

    приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы,

    но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на

    перспективы развития российской экономики.

    Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является

    противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия

    концепции национальных интересов, без которой невозможно создать

    комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную

    соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами

    контроля.

    Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют

    объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства

    партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в

    предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно

    к России это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо

    «работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.

    Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта

    капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае,

    когда государство импортер проводит активную политику, в частности,

    соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и

    политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в

    случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате

    иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые

    отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке

    государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику

    России преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об

    исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.

    Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из

    России продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в

    российскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования

    инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных

    товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала

    привлекается в Россию в самых невыгодных формах, например, в виде связанных

    кредитов.

    Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с

    условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта,

    закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80%

    конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом

    оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате

    отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для

    нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного

    оборудования растет.

    Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники

    такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится

    свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового

    внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается

    за приведенными цифрами.

    На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система

    государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на

    двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением

    федерального регулирования является защита интересов национальной

    безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в

    большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием

    национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности

    США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за

    инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В

    законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой

    президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать

    процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с

    установлением контроля иностранной стороны.

    Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие

    и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация,

    строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на

    федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная

    энергетика.

    Важным направлением федерального регулирования иностранного

    инвестирования является и защита технологической базы США. Она

    осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической

    информации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из

    внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной

    безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата

    надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную

    информацию.

    Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим

    потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за

    инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над

    экономикой, а следовательно, и угрозу национальной безопасности.

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций

    является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние

    кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода

    на устойчивую траекторию экономического роста. В российской экономике

    первый этап этого процесса был значительно углублен и затянут, а второй

    этап заторможен серьезными просчетами экономической политики государства.

    Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что

    без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его

    прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния

    экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее

    регионов невозможны.

    12.5. Российские предпринимательские инвестиций за рубежом.

    За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них

    была основана там ещё в советское время, однако подавляющее большинство — в

    последние годы. Из-за того, что огромная часть подобных фирм не внесена в

    Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским

    участием, можно дать лишь оценку размерам российских инвестиций за рубежом

    в предпринимательской форме (т. е. прямым и портфельным инвестициям). Они

    составляют примерно 10—15 млрд. долл. (если не считать вложений физических

    лиц в зарубежную недвижимость).

    Для сравнения укажем, что аналогичные капиталовложения США"

    приближаются к 1 трлн долл., а у Японии и Великобритании они составляют

    несколько сотен миллиардов долл. Однако для страны, экономика которой

    ощутимо зависит от внешней помощи (кредиты международных организаций и

    иностранных правительств в 1992—1993 гг. составили около 18 млрд. долл. без

    гуманитарной помощи), это большая величина. Российские зарубежные

    предпринимательские инвестиции на Западе, в том числе в оффшорных центрах

    и налоговых гаванях. Там же преимущественно размещены и зарубежные

    капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме

    (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов

    и т. п.). Часть из них размещена там на длительный срок для осуществления

    внешнеэкономических операций, и тем не менее они вёсьма велики — их

    величину можно представить в 35—70 млрд. долл.

    12.6. Правовая основа российских инвестиций за рубежом и процедура их

    оформления.

    Основным законодательным актом в этой сфере остается постановление

    Совета Министров СССР «0 развитии хозяйственной деятельности советских

    организаций за рубежом» от 1 мая 1989 г. № 412. В нем, в частности,

    говорится:

    «Установить, что советские... предприятия, объединения и

    организации... могут создавать зарубежные предприятия и руководить

    операциями с ценными бумагами...

    Финансирование создания и деятельности зарубежных предприятий

    осуществляется, как правило, за счет собственных средств советских

    партнеров, централизованных валютных фондов из вышестоящих органов

    управления, а также заемных средств, а финансирование операций с ценными

    бумагами — за счет собственных средств советских партнеров и заемных

    средств...

    Установить, что дивиденды, полученные от деятельности зарубежных

    предприятий, а также доходы от операций с ценными бумагами, переводимые в

    СССР, отражаются в рублевом эквиваленте на общих результатах хозяйственной

    деятельности советских партнеров».

    В последовавшем через два с половиной года Указе Президента РСФСР «0

    либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15

    ноября 1991 г. в пункте 9 сказано: «...установить, что осуществление

    инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами,

    зарегистрированными на территории .РСФСР, и советскими гражданами

    производится по лицензии и в порядке, определяемом Правительством РСФСР».

    Однако .для реализации этого пункта Указа необходимо издать

    постановление Правительства, в котором бы устанавливался порядок вывоза

    предпринимателского капитала из страны, в том числе порядок выдачи

    лицензии. Но подобного постановления до сих пор нет, хотя его проекты

    неоднократно обсуждались на ведомственном уровне.

    12.7. Процедура оформления вывоза капитала из России.

    Поскольку постановление о вывозе предпринимательского капитала из

    России отсутствует, руководящим документом в этой области остается

    упомянутое постановление № 412, в котором установлено, что «зарубежные

    предприятия создаются советскими государственными предприятиями,

    объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств,

    ведомств... Советов Министров, с учетом рекомендаций Министерства внешних

    экономических связей СССР и Министерства иностранных дел СССР», а всеми

    прочими юридическими лицами — «с согласия Министерства внешних

    экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных

    дел СССР...» и что «созданные зарубежные предприятия регистрируются

    советскими партнерами в специальном реестре...».

    Поэтому на практике российская фирма, намеревающаяся осуществить

    инвестиций за рубежом, предварительно обращается за заключением в

    Министерство внешних экономических связей РФ, в Главное управлении

    координации внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. В своих

    действиях МВЭС руководствуется разработанным на базе постановления № 412 и

    утвержденным 3 февраля 1994 г. первым заместителем • министра документом.

    Он называется «Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о

    целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и

    создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом» (см.

    Приложение XX). Порядок подготовки заключения для организующихся за рубежом

    фирм с российским капиталом регулирует п. 1, п. 2 относится к тем

    российским компаниям, которые открыли за рубежом свои фирмы без

    предварительного обращения к МВЭС РФ, а основная часть п. 4 описывает те

    документы, которые нужно опять представлять в МВЭС РФ тем фирмам, которые

    получили от МВЭС заключение и затем зарегистрировались за рубежом.

    Помимо заключения МВЭС РФ российский инвестор должен согласовать свои

    действия также с ЦБР, если его инвестиций связаны с вывозом валюты из

    России.

    12.8. Валютное регулирование.

    Валютные операций, связанные с движением капитала, регулируются на

    основе Закона РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9

    октября 1992 г. В нем говорится, что вышеуказанные операций — это

    а) прямые инвестиций;

    б) портфельные инвестиций;

    в) переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное

    имущество, включая землю и ее недра, а также иных прав на

    недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней

    по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180

    дней;

    е) все иные валютные операций, не являющиеся текущими валютными

    операциями.

    Дается определение и резидентам, которыми являются:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том

    числе временно находящиеся за ее пределами;

    б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,

    с местонахождением в России;

    в) дипломатические и иные официальные представительства России,

    находящиеся за ее пределами;

    г) находящиеся за пределами России филиалы резидентов, указанных в

    пунктах «б» и «в».

    На основании этого закона заниматься валютными операциями могут только

    уполномоченные банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, получившие

    лицензии ЦБР на проведение валютных операций. В этих уполномоченных банках

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.