ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. Реферат.
нарушают (разумеется, под давлением объективных обстоятельств) данные ими
обязательства, картина
получается чуть ли не обратная - число нарушителей оказывается минимальным
(Радаев В. О некоторых
чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей. - Мировая
экономика и
международные отношения, 1994, № 4. с. 35-36) .
Таблица Частота столкновений руководителей малых предприятий с
ненормативными
хозяйственными действиями (в %)
Часто
Нередко
Отсутствуют
Нарушения деловых обязательств (N = 818)
41,2
52,0
6,8
Силовые вымогательства и угрозы (N = 760)
26,2
57,1
16,7
Вымогательства чиновников (N = 832)
40,7
49,9
9,4
Представители других сопряженных с малым бизнесом структур оценивают
ситуацию несколько
более критично. Так, почти половина руководителей средних и крупных
предприятий (48,7%) считают
нарушение деловых обязательств частым явлением. А с точки зрения
работников органов
государственного управления и общественных организаций (так или иначе
связанных с малым
бизнесом) , ситуация выглядит еще хуже.
Выявлено несколько слабых, но значимых связей с оценками экономической
ситуации и
персональными данными предпринимателей (здесь и далее упоминаются только
статистически
значимые связи, по Пирсону, р < 0,01) . Тяжесть финансового положения
собственного предприятия и
ожидание скорых банкротств в сфере малого бизнеса напрямую увязываются
руководителями малых
предприятий с частым несоблюдением деловых договоров, которое сплошь и
рядом резко подрывает
финансовые позиции предприятий.
Обнаруживается связь с опытом малого предпринимательства (чем
продолжительнее этот опыт,
тем он печальнее) . В отраслевом разрезе более часто на срывы договоров
указывают руководители,
занятые финансовой деятельностью и консалтингом. В основных сферах
деятельности
(промышленность и сельское хозяйство, строительство и транспорт, торговля)
оценки более умеренны,
но для большинства опрошенных факты нарушения обязательств отнюдь не
редки.
Чем выше образовательно-квалификационный уровень руководителей малых
предприятий
(наличие институтского диплома, ученой степени) , тем чаще появляются
негативные оценки. Более
образованные руководители болезненнее воспринимают нарушения хозяйственных
норм. Члены
предпринимательских объединений и ассоциаций сталкиваются с нарушениями
обязательств чуть реже.
И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживающую
тенденцию. Быть может,
в перспективе именно институциональные методы помогут воспитать более
ответственное отношение
к деловым обязательствам.
Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обычным делом. Но
расценивается ли оно
как норма? Быть может, руководители болезненно реагируют на нарушения и
пытаются изменить
ситуацию? Или проблема неразрешима и воспринимается хозяйственниками как
неизбежное зло,
\\\"издержки профессии\\\"? Был поставлен вопрос: \\\"Возможна ли сегодня успешная
хозяйственная
деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случаях? Ответ
таков. Только 11,0%
руководителей считают, что нельзя избежать таких срывов. Без малого
уверены, что это возможно (52,
1%) или, по крайней мере, \\\"возможно с трудом\\\" (36,9%) (см. табл. 2) .
Причем оценки
предпринимателей совпадают с мнениями руководителей более крупных
хозяйственных структур и
более оптимистичны, нежели оценки представителей управленческих органов и
общественных
объединений (около половины последних склонны считать, что это возможно с
трудом) .
Таблица 2.
Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних
российских условиях
при принципиальном недопущении ненормативных действий (в/а)
Возможность при любых условиях:
Невозможно
Возможно
с трудом
Возможно
Не нарушать деловых обязательств (N
= 856)
11,0
36,9
52,1
Не применять силовых методов и угроз
(N- 817) Не давать взяток (N=845)
9,4 41,3
38,3 42,1
52,3 16,6
Многие, таким образом, оказываются в ситуации нормативного раздвоения и
вынуждены
поступать не так, как можно было бы в принципе действовать даже в
нынешних, далеко не идеальных
условиях. Что означает это расхождение реального и возможного? Просто ли
оптимизм в отношении
будущего, выражение надежды на лучший удел? Или в большей степени
неприятие настоящего - отказ
принимать нарушения как норму, разлад между этическими представлениями и
практическими
действиями. Судя по всей массе ответов, речь идет, скорее, о степени
оптимистичности общего настроя
в отношении перспективы. Те, кто считает возможным избежать срывов деловых
обязательств,
прогнозируют рост производства, численности занятых и даже масштабов
инвестиций в секторе малого
предпринимательства. Они также в целом лучше оценивают финансовое
положение своих
предприятий и реже опасаются банкротств. \\\"Нормативный\\\" оптимизм
оказывается связан с
экономическим оптимизмом, который отчасти порождается более устойчивым
финансовым
положением предприятия. Оптимистичнее также по поводу возможности избегать
нарушений
высказываются молодые руководители, \\\"старики\\\" реже рассчитывают на
серьезные изменения.
В целом необязательность в выполнении договоров является одной из наиболее
острых проблем
в сегодняшних деловых отношениях. При этом принято апеллировать к внешним
объективным
обстоятельствам (каковые всегда найдутся) , когда человек сам нарушает
взятые обязательства. Другим
же в подобных случаях часто приписываются негативные деловые или моральные
качества
(неорганизованность, нечистоплотность) .
Указание на действие \\\"в любых случаях\\\" переводит вопрос в
ценностно-нормативную
плоскость, снимая облегчающую ссылку на \\\"объективные обстоятельства\\\".
О вымогательствах и угрозах
Обратимся ко второй стороне \\\"обычного ненормативного\\\" поведения -
применению силовых
действий, вымогательств и угроз в деловых взаимоотношениях. Известно, что
в опросах общественного
мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво
ставится российским
населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место
занимает рост цен) . Для
российского бизнеса организованное насилие также превратилось в
болезненную проблему. Только за
1994 г. было убито 94 (!) руководителя крупных коммерческих фирм. По
отдельным данным, около 70%
коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам По нашим
данным, свыше \\\'/
руководителей малых предприятий (26,2°о) заявляют, что случаи силовых
вымогательств и угроз часты,
еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7°о
опрошенных говорят, что
подобные явления в малом бизнесе отсутствуют (см. табл. 1) . В 1993 г. V
руководителей заявили, что
вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией
разителен (особенно если
сравнивать полученные результаты с устойчивостью ответов о нарушении
деловых обязательств) .
Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад вопрос о рэкете был
неудачен по форме, сужал
проблему группового и организованного насилия.
В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых
хозяйственных
структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное
смещение акцентов. Речь
идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые, и крупные
предприятия вынуждены искать
профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три
категории организаций:
представители официальных правоохранительных органов (на коммерческой
основе) ; официально
зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, образуемые, как
правило, бывшими
работниками правоохранительных органов; криминальные группировки,
занимающиеся обеспечением
так называемых \\\"крыш\\\". В результате бизнесмены систематически оплачивают
услуги \\\"своих\\\"
охранников, а не платят \\\"чужим\\\".
Спектр силовых методов достаточно широк. Как важная часть они включены в
механизм
контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы широко
используются для
выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и
клиентами, для решения
проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается,
что привлечение
\\\"братков\\\" обходится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства
берут от 15 до 40% \\\".
Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами. Во
многих случаях
это замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров
(в том числе давления
через партийные органы в советское время) , своего рода \\\"компенсация\\\" за
утерю административной
защиты. При отсутствии действенного законодательного и судебного
регулирования силовые методы
вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений.
Когда закон нем, а
мораль слепа, зарвавшихся возвращают в нормативные рамки более грубыми и
примитивными
способами. И зона силовых методов, судя по всему, продолжает расширяться.
Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и
торговые структуры,
активно работающие с наличным денежным оборотом. Действительно, опрошенные
финансисты более
других озабочены данной проблемой. А вот существенных отличий в оценках
занятых в торговле и
сфере услуг от общей массы предпринимателей зафиксировать не удалось.
Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными
руководителями
напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого
предпринимательства.
Респонденты с более высоким образовательным уровнем несколько чаще
указывают на наличие
вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять
имеем дело с более
болезненной реакцией) .
По мнению государственных служащих и деятелей общественных объединений,
ситуация, как и
при невыполнении обязательств, выглядит еще более тяжелой, причем различия
с оценкой малых
предпринимателей даже увеличиваются до 10 процентных пунктов.
Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в
идеальном, заоблачном
мире, а в реальных сегодняшних условиях? Более половины респондентов (52,
У/о) уверены, что
можно. Еще более трети (38,3°о) считают, что это возможно с трудом. И
только 9,4% поставили
категоричное \\\"нет\\\" (см. табл. 2) . Причем руководители малых предприятий в
данном случае явно
выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп - более крупных
предпринимателей,
представителей государственного управления и общественных организаций. О
возможности отказа от
применения силы говорят \\\"экономические оптимисты\\\": те, кто прогнозирует
рост всех основных
хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых
банкротств. А вот с
финансовым положением собственного предприятия связь уже не наблюдается.
Теперь обратимся к \\\"силовым методам\\\" иного рода, связанным с
вымогательством со стороны
чиновников. Из области \\\"горизонтальных\\\" хозяйственных отношений переходим
в область
\\\"вертикальных\\\". Проблемы бюрократизма обычно характеризуются печально
высоким рейтингом среди
наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители малых
предприятий (по
результатам нашего опроса, бюрократизм и недостаточная безопасность
бизнеса делят 5-6-ю позиции
из полутора десятков наиболее острых проблем) . Известно, что чиновники
имеют немало
возможностей для создания барьеров на пути малого предпринимательства.
Усложненный порядок
регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь
не символические
суммы) , задержки с оформлением и даже отказы в регистрации (по сути,
противозаконные) - со всем
этим предприниматель вынужден сталкиваться, еще не начав свою
деятельность. Но беды предприятия
с его регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной
платы и прочих платежей.
Появляются многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают
проверки по поводу и
без повода Представители властей не раз доказывали свою способность
разрушить фактически любое
предприятие, причем в самые кратчайшие сроки.
Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства.
Поборы
осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и
нелегальных. Легальные
включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50 наименований) .
Налоговое бремя уже само по
себе достаточно тяжело. Но оно, увы, не единственное. К полулегальным
сборам относятся
осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за
пределы
законодательных норм. Речь идет о \\\"добровольно-обязательных\\\" отчислениях
на разного рода
муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий, другие
потребности коммунального
хозяйства) . Власти обладают достаточно мощными рычагами, чтобы вынудить
предпринимателя стать
\\\"благотворителем\\\". И действия их - по сути своей незаконные - в данном
случае принимают вполне
законную, официальную форму. Третья форма нелегальные поборы, идущие
непосредственно в карманы
конкретных чиновников в виде банальных взяток.
По мнению экспертов, коррупция является наиболее распространенным
незаконным
хозяйственным действием. Причем перестройка и последующие реформы принесли
серьезные
административные послабления в этой области. Произошло явное расширение
масштабов данного вида
\\\"торговли внутри государства\\\". Зафиксированные факты коррупции по-прежнему
единичны и
разрознены. Но судя по всему, взятки достигли таких размеров, какие не
могли присниться советскому
чиновнику даже в самом фантастическом сне.
Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями в
адрес
чиновничества и \\\"обелять\\\" предпринимателей. У сделки как минимум есть две
стороны. И корыстные
наклонности власть имущих нередко используются, и весьма цинично, для
решения собственных
проблем: взятка помогает получить доступ к дешевым ресурсам и
индивидуальные льготы,
освободиться от части легальных платежей и избежать \\\"благотворительных\\\"
сборов. Конечно, это не
\\\"рыночный торг равноправных сторон\\\", ущемление предпринимателя здесь
очевидно, но представлять
его только лишь в качестве пострадавшей стороны было бы не совсем верно.
По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая - руководителей
малых предприятий
обращают внимание на наличие вымогательств со стороны чиновников, в том
числе на частые
вымогательства указывают 40,7%. И лишь 9,4°о руководителей не наблюдают их
в хозяйственной
практике (см. табл. 1) . Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г.,
но все же частота
бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на их
наличие указывали около
80°о руководителей) .
Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами
респондентов.
Оценки руководителей крупных и средних предприятий более негативны: 56,0%
считают
вымогательства частым явлением. Но самыми яростными обвинителями коррупции
выступают
представители общественных организаций, поддерживающих малый бизнес (ее
наличие в этой группе
отмечают практически все) . Для них вообще характерно дистанцирование от
официальной власти, от
\\\"чиновников\\\" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика) . Что же
касается самих чиновников, то
данную проблему они закономерно предпочитают не акцентировать. Конечно,
мало кто утверждает,
что коррупции нет вовсе (менее чем каждый пятый) , но большинство все же
не считают
вымогательства частым явлением.
В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфере сейчас
наблюдается особо
пристальное внимание) , затем следуют занятые в сфере науки и консалтинга,
торговли и транспорта.
Чуть реже, судя по ответам, это касается сферы строительства.
Немногие объяснения фактически те же, что и в случае с силовыми методами:
прямое влияние
образовательного уровня и общая оценка условий для малого
предпринимательства. Вообще связь,
между двумя проявлениями силового давления наиболее высока, они выглядят
как две стороны одной
медали (их так и называют \\\"бюрократический и криминальный рэкет\\\") .
Складывается впечатление, что
одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире относительного
спокойствия. Где проходят
границы между этими группами, еще предстоит выяснить исследователям.
Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|