Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО Хладокомбинат
авансированного капитала выросла на 15,267
2) при увеличении суммы баланса на 14400тыс.р., рентабельность
авансированного капитала снизилась на 2,044
общее влияние= 13,173; проверка: 15,267-2,044=13,173
положительный фактор перекрыл влияние отрицательных, в результате чего
рентабельность авансированного капитала выросла.
Факторный анализ рентабельности продукции
Таблица1.5.
|Подстановка |Прибыль от |Объём |Рентабельност|Влияние |
| |реализации |реализации|ь продукции |фактора |
|базис |10218 |105496 |9,686 | |
|1 подстановка |26040 |105496 |24,683 |+14,997 |
|2 подстановка |26040 |145127 |17,943 |-6,74 |
1) при увеличении прибыли от реализации на 15822тыс.р.,рентабельность
продукции выросла на 14,997
2) при увеличении объёма реализации на 39631тыс.р., рентабельность
продукции снизилась на 6,74
общее влияние=8,257; проверка: 14,997-6,74=8,257
влияние положительного фактора перекрыло влияние положительного, в
результате чего рентабельность продукции выросла.
Факторный анализ рентабельности основной деятельности
Таблица1.6.
|Подстановка |Прибыль от |Себестоимост|Рентабельност|Влияние |
| |реализации |ь |ь основной |фактора |
| | | |деятельности | |
|Базис |10218 |95278 |10,724 | |
|1 подстановка |26040 |95278 |27,331 |+16,607 |
|2 подстановка |26040 |119087 |21,866 |-5,465 |
1) при увеличении прибыли от реализации на 15822тыс.р., рентабельность
основной деятельности выросла на 16,607
2) при росте себестоимости на 23809тыс.р.,рентабельность основной
деятельности снизилась на 5,465
общее влияние=11,142; проверка: 16,607-5,465=11,142
влияние положительного фактора перекрыло влияние отрицательного, в
результате чего рентабельность основной деятельности выросла.
Факторный анализ рентабельности предприятия
Таблица1.7.
|Подстановка |Прибыль от |Стоимость |Рентабельност|Влияние |
| |реализации |производственны|ь предприятия|фактора |
| | |х фондов | | |
|Базис |10218 |151387 |6,75 | |
|1 подстановка |26040 |151387 |17,201 |+10,451 |
|2 подстановка |26040 |156291 |16,661 |-0,54 |
1) при росте прибыли от реализации на 15822тыс.р., рентабельность
предприятия выросла на 10,451
2) при росте стоимости производственных фондов на 4904тыс.р.,
рентабельность предприятия снизилась на 0,54
общее влияние=9,911; проверка: 10,451-0,54=9,911
влияние положительного фактора перекрыло влияние отрицательного, в
результате чего рентабельность предприятия выросла.
2.3.Анализ использования прибыли
Одна часть балансовой прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет
государства и используется на нужды общества. Вторая часть остаётся в
распоряжении предприятия , из которой производятся отчисления в
благотворительные фонды, выплата процентов, экономических санкций и
других расходов, покрываемых за счёт прибыли. Оставшаяся сумма – чистая
прибыль, которая используется на выплату дивидендов акционерам
предприятия, на расширение производства, материальные поощрения
работникам, пополнение собственного капитала и т.д.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при
распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении
интересов государства, предприятия и работников. Если государство
облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует
развитие производства, в связи с чем сокращается объём производства
продукции, и, как результат, поступление средств в бюджет.
За анализируемый период балансовая прибыль составила 23869тыс.р., что в
16 раз больше по сравнению с началом года, а налог вырос в 18 раз,
очевидно, что рост налога превышает рост прибыли, что является
отрицательным моментом для предприятия.
Предприятие перечисляет часть прибыли в фонд социального страхования,
пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (форма №5).
Предприятие имеет долги перед бюджетом, причём сумма этого
долга имеет тенденцию к росту; по социальному страхованию и обеспечению,
эта сумма тоже имеет тенденцию к росту; по оплате труда, но сумма долга
по оплате труда имеет тенденцию к снижению.
Раздел 3. Анализ платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Понятие «кредитоспособность», «платёжеспособность» и
«ликвидность» находятся в тесной взаимосвязи особенно с позиции банка. Под
кредитоспособностью предприятия понимается наличие у него предпосылок для
получения кредита и возврата его в срок. При оценке кредитоспособности
принимается во внимание репутация заёмщика и его кредитная история.
Кредитоспособность предприятия рассчитывается с помощью таких показателей,
как ликвидность баланса, финансовая устойчивость и обеспеченность
собственными средствами.
Ликвидность – это способность предприятия выполнять свои
обязательства по задолженности в момент наступления платежа. Доходность
предприятия не всегда характеризует надёжность предприятия перед
кредиторами. Предприятие с высокой доходностью может иметь низкую
ликвидность и наоборот. Платёжеспособность – это способность предприятия
выдерживать убытки и своевременно отвечать по своим долгам.
Экономическая сущность ликвидности:
Ликвидность означает способность ценностей легко превращаться в
ликвидные средства (деньги). При этом идеальным является условие, при
котором процесс превращения происходит быстро и без потерь стоимости.
Существует 2 подхода к определению ликвидности:
1. Отождествление ликвидности и платёжеспособности. В этом случае под
ликвидностью понимается способность предприятия погасить свою
краткосрочную задолженность.
2. Определение возможности реализации материальных ценностей с целью
превращения их в денежные средства. Для этого проводится анализ
ликвидности баланса ссудозаёмщика. При проведении ликвидности баланса
пассивы группируются по степени срочности их оплаты. Активы
группируются по степени ликвидности (лёгкости превращения их в
денежные средства)
3.1. Анализ ликвидности баланса
Группировка активов:
1. А1- первоклассные ликвидные активы. К ним относятся денежные средства
и краткосрочные финансовые вложения.
2. А2 – быстрореализуемые активы. Это вложения предприятия в активы, для
обращения которых в деньги требуется время, дебиторская задолженность
со сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы
3. А3 – медленно реализуемые активы. Это активы, которые могут
превратиться в деньги в течение срока более года: запасы и затраты,
дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев,
долгосрочные финансовые вложения и незавершённое производство.
4. А4 – труднореализуемые активы. Это основные средства, нематериальные
активы и незавершённое строительство.
Группировка пассивов:
1. П1 – наиболее срочные пассивы. Это кредиторская задолженность и прочие
краткосрочные пассивы.
2. П2 – срочные пассивы. Это краткосрочные кредиты банков и прочие займы.
3. П3 – долгосрочные пассивы. Это долгосрочные кредиты и займы.
4. П4 – постоянные пассивы. Это источники собственных средств: капитал и
резервы.
Баланс считается ликвидным, если А1>П1; А2>П2; А3>П3; А40
CОС+ДК+КК на конец года = 89335>0
Вывод:
Рассмотрим данные, приведённые в таблице 3.5. расчёты показывают, что
предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. У него в
распоряжении находится мало источников собственных средств, а к концу года
они ещё к тому же и снизились. В результате этого, оборотные средства
приобретены, в основном, за счёт заёмных средств. Коэффициент автономии
ниже норматива и имеет тенденцию к снижению. Это тоже связано с недостатком
собственных средств. Коэффициент финансовой устойчивости очень низкий,
кроме того, имеет тенденцию к снижению, что связано с недостатком
собственных средств и с большой суммой привлечённых и заёмных средств.
Предприятию следует позаботиться о том, как пополнить свой собственный
капитал. Ему нужно срочно менять свою политику.
3.3. Перспективный анализ финансовой устойчивости с учётом предполагаемой
выдачи кредита.
Современная экономическая наука имеет большое количество приёмов и методов
для прогнозирования финансовых показателей. Исходным пунктом перспективного
анализа является признание факторопреемственности изменений показателей
деятельности предприятия от одного периода к другому.
Кредитную организацию интересует, в первую очередь, сможет ли предприятие
вернуть взятые в кредит деньги и обслужить долг. Существует метод
прогнозирования банкротства предприятия с помощью расчёта индекса
кредитоспособности – «Z»-показателя. Z-показатель широко применяется в
зарубежной практике. Автор – Эдгар Альтман, который в 1968 году провёл
мультипликативный дискриминантный анализ, с помощью которого разделил
предприятия на потенциальных банкротов и небанкротов. При построении
индекса Альтман обследовал 66 предприятий, из которых половина
обанкротилась, а половина работала успешно. Альтман исследовал 22
показателя, из которых отобрал 5 наиболее значимых и построил
многофакторное регрессивное уравнение. Z-показатель – это функция от
некоторых показателей, характеризующих работу предприятие и его
экономический потенциал.
Z=3,3К1+1,0К2+0,6К3+1,4К4+1,2К5
К1=прибыль до выплаты налогов/валюта баланса
(36)
К2=выручка от реализации/валюта баланса
(37)
К3=собственный капитал/заёмные +привлечённые средства (38)
К4=реинвестированная прибыль/валюта баланса
(39)
К5=СОС/валюта баланса
(40)
Критическое значение показателя = 2,675
Если Z2,91, то у предприятия очень низкая вероятность обанкротиться.
Рассчитаем К1 на конец года по формуле 36
К1 = 0,214
Рассчитаем К2 по формуле 37
К2 = 1,304
Рассчитаем К3 по формуле 38
К3 = 0,206
Рассчитаем К4 по формуле 39
К4 = 0,014
Рассчитаем К5 по формуле 40
К5 = -0,027
Z=3,3*0,214+1*1,304+0,6*0,206+1,4*0,014+1,2*(-0,027) = 2,121
У предприятия высокая степень банкротства. Здесь важным показателем
является собственный капитал, делённый на заёмные и привлечённые средства,
а у нашего предприятия собственный капитал является отрицательным числом.
Самым высоким показателем здесь является К2, он достаточно велик, потому
что у предприятия большая выручка от реализации. Чтобы избежать
банкротства, предприятию необходимо в первую очередь, изменить свою
политику, которая должна быть направлена на рост, прежде всего,
собственного капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключительным этапом анализа деятельности предприятия
является обобщение результатов анализа.
В первую очередь, рассмотрим наиболее обобщённые и важные
показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности
предприятия. У ООО Хладокомбинат №7 за анализируемый период все показатели
рентабельности имеют тенденцию к повышению, что свидетельствует о повышении
работы предприятия. в итоге чистая прибыль у предприятия растёт.
Рассмотрим показатели оценки эффективности управления
предприятием. Балансовая прибыль за анализируемый период выросла на
22381тыс.р. выручка от реализации имеет тенденцию к росту (+39631тыс.р.),
что является положительным фактором. Прибыль от реализации также выросла
(на 15822тыс.р.).
Рассмотрим показатели оценки деловой активности. Фондоотдача
выросла, что свидетельствует о повышении эффективности использования
основных средств. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился,
что говорит о понижении количества оборотов оборотных средств.
Рассмотрим показатели ликвидности. Коэффициенты ликвидности за
анализируемый период ниже минимально допустимого значения, что является
отрицательной тенденцией в деятельности предприятия. также можно сказать,
что предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами.
Перспективный анализ финансовой устойчивости с учётом
предполагаемой выдачи кредита показал, что у предприятия высокая степень
вероятности обанкротиться.
Желающих получить кредит всегда много, но среди них
необходимо выбрать тех, кому можно его предоставить, доверить и быть
уверенным, что ссуда будет своевременно возвращена и за её использование
будет выплачен ссудный процент. Поэтому неудивительно, что банк вступает в
кредитные отношения с заёмщиком на базе оценки его кредитоспособности,
ликвидности его баланса, изучения рынка продукта товаропроизводителя,
уровня менеджмента и управления с учётом прошлого опыта работы с ним.
В оценке надёжности и конкурентоспособности своих клиентов и партнёров
заинтересованы все субъекты рыночной экономики: инвесторы, банки, биржи,
поставщики, заказчики, рекламные агентства и т.д. Рейтинг означает
отнесение предприятие к какому-либо разряду или классу. Рейтинг не является
постоянной величиной, а может повышаться или понижаться. В основе
установления рейтинга лежит набор финансовых коэффициентов, которые могут
получать оценку в баллах в зависимости от степени значимости каждого
коэффициента.
В зависимости от итоговой оценки (количества баллов)
предприятие относится к определённому классу кредитоспособности:
Первый класс кредитоспособности образуют заёмщики с
абсолютным устойчивым финансовым положением или с незначительными
отклонениями, которые можно легко устранить.
Второй класс образуют заёмщики, имеющие признаки
финансового напряжения, для преодоления которых имеются потенциальные
возможности.
Третий класс образуют заёмщики с неудовлетворительным
финансовым положением и отсутствием перспектив стабилизации.
Проведём рейтинговую оценку с помощью баллов.
Пример балльной оценки
Таблица3.6.
|Коэффициент |1класс |2класс |3 класс |
| |(кредитоспособное|(ограниченно |(некредитоспособное) |
| |предприятие) |кредитоспособное | |
| | |предприятие) | |
|1. К |Более 0,2 |0,15-0,2 |Менее 0,2 |
|абсолютной | | | |
|ликвидности |Более 0,8 |0,5-0,8 |Менее 0,5 |
|2.Кбыстрой | | | |
|ликвидности |Более 2 |1-2 |Менее1 |
|3.Ктекущей | | | |
|ликвидности |Более 0,6 |0,4-0,6 |Менее0,4 |
|4. К автономии| | | |
К абсолютной ликвидности – удельный вес – 30%
К быстрой ликвидности – удельный вес – 20%
К текущей ликвидности – удельный вес – 20%
К автономии – удельный вес – 30%
1 класс – 100-150 баллов
2 класс – 151-250 баллов
3 класс – 251-300 баллов
К абсолютной ликвидности = 0,025 –3 класс
К быстрой ликвидности = 0,09 – 3 класс
К текущей ликвидности = 0,968 – 3 класс
К автономии = 0,171 – 3 класс
3*30+3*20+3*20+3*30=300 баллов
предприятие относится к 3 классу (некредитоспособное предприятие).
В связи с этим можно сказать, что нашему предприятию банк не захочет выдать
кредит, а если оно и получит кредит, то под большие проценты и под
гарантию.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|