ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ ПЛУТАРХА. Курсовая Работа.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ ПЛУТАРХА. Курсовая Работа.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.М.ШУКШИНА
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Курсовая работа
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ И ПЛУТАРХА
Выполнила:
студентка 2 курса, гр. 1041 Клименко В.С.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Литягина Алла Владимировна
Бийск 2006 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Плутарх о Солоне
1.1.Литературная деятельность Плутарха………………………………..8
1.2.Оценка Плутархом деятельности Солона……………………………11
Глава II. Оценка законов Солона Аристотелем
2.1.Политико-правовая тематика в работах Аристотеля……………….17
2.2.Деятельность Солона в трактовке Аристотеля……………………....20
Заключение…………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………….28
Введение
Одним из важных вопросов античной истории является вопрос о
законодательстве Солона.
Солон вошел в историю не только как великий законодатель и реформатор. Со
времен Эллады до наших дней он - образец мудрости, честности и иных
высочайших качеств человека-политика.
В 594 г. до н. э. Солон был избран первым архонтом, наделенным широкими
полномочиями отменять или сохранять существующий порядок или вводить
новый, быть «посредником», «законодателем» и «примирителем». Он находится
в ряду тех политиков, которые пытались уравновесить правовое положение
классов. Однако, современники и историки по-разному оценивали значение
политических реформ Солона.
Объектом нашего исследования являются труды Аристотеля и Плутарха, где
наиболее полно представлена реформаторская деятельность Солона. Наряду с
анализом его реформ следует отметить, какую роль они сыграли в сложении
афинского государства.
Предмет исследования данной курсовой работы - законодательство Солона в
оценке античных авторов.
Цель исследования - выяснить, какие общие черты и какие различия
содержатся в суждениях философов. Для того чтобы подкрепить выводы,
необходимо осветить, также и политико-правовую тематику в работах
Аристотеля и Плутарха, их взгляды на модель идеального государства.
Солон стал одним из самых популярных людей в стране после одного смелого
поступка. Учитывая воинственные и патриотические настроения афинского
общества, он призвал афинян к войне за Саламин. Когда остров был отвоеван
у Мегарян, возросло уважение народа к Солону. Широкие слои населения
видели в нем человека, способного освободить афинское общество от
тяготевших над ним бед и примирить интересы враждовавших групп.
Перед Солоном стояла действительно огромная задача. Так как неравенство
между богатыми и бедными дошло, до высшей точки и «государство находилось
в чрезвычайно опасном положении», Солон должен был разрешить социальные
противоречия.
«Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:
Вижу, как клонится ниц первая прежде страна меж Ионийских земель».
написал тогда Солон-поэт в своей элегии.
Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя
богатым большую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под
залог тела, Некоторые вынуждены были продавать даже собственных детей, так
как никакой закон не воспрещал этого, и бежать из отечества из-за
жестокости заимодавцев. Люди не могли больше оставаться равнодушными к
такому положению в государстве, многие понимали, что необходимо освободить
должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно
изменить государственный строй.
Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй,
единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является
сообщником богатых в их преступлениях и в тоже время не угнетен нуждой,
стали просить его взять в свои руки государственные дела.
По свидетельству Фания Лесбосского, он «прибегнул к обману обеих извечно
противоборствующих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли. А
людям богатым - обеспечение долговых обязательств». Таким образом,
устраивавший всех Солон и избирается архонтом с полномочиями посредника и
законодателя. При том, что каждая из партий в тайне надеялась на
решительные действия нового архонта в свою пользу, когда власть будет у
него в руках. По свидетельству источников такого рода надеждам, не было
суждено реализоваться в полной мере.
Теоретические основы исследования представлены «Афинской политией»
Аристотеля и «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха.
Афинская Полития - трактат о государственном устройстве Афин, часть
обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе
историю и описание строя не менее 158 государств, как греческих, так и
варварских. Древние лексикографы часто ссылались на эти \"Политии\". Затем
они были утрачены и до недавнего времени были известны лишь по ссылкам и
фрагментам, которые не раз собирались и издавались. В 1890 г. среди
коллекции папирусов Британского музея, приобретенной в Египте найден почти
полный текст Афинской Политии. В январе 1891 г. он был впервые издан
Кенионом, ассистентом в отделении рукописей в Британском музее. Текст
написан на оборотной стороне папируса, на лицевой стороне которого
находится счет прихода и расхода какого-то управляющего, помеченный 11-м
годом царствования Веспасиана, т. е. 78—79 г. нашей эры. Начала трактата
нет (текст начинается с обрывка фразы, касающейся Килонова восстания),
также нет заглавия и имени автора, но из совпадения большей части уже
раньше нам известных фрагментов «Политии» с опубликованным Кенионом
текстом видно, что этот текст — «Афинская Полития». Из имеющихся в тексте
указаний можно заключить, что она составлена между 329—8 и 325—4 или 324—3
гг. Что эта \"Полития\", как и другие — произведение Аристотеля, о том
свидетельствует общая традиция древности, начиная с поколения,
непосредственно следовавшего за Аристотелем, и до времен византийских.
Сомнения, высказанные относительно авторства Аристотеля, неосновательны и
не выдерживают критики. Некоторые черты, на которые указывали скептики,
находят себе так или иначе объяснение и не исключают авторства Аристотеля.
Принимая последнее, необходимо, однако, допустить и некоторую долю участия
аристотелевых учеников в составлении такого обширного труда, как
«Политии». Это участие могло выразиться по преимуществу в собирании
материала.
Следующий источник - «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Это
произведение было посвящено другу императора Траяна Соссиусу Сенецио.
Описывая благородные свершения и характеры, «Параллельные жизнеописания»
должны были служить моделью взаимоуважения греков и римлян.
Первая сравнительная характеристика «Эпаминонд и Сципион» и, возможно
написанные Плутархом введение и посвящение, до наших дней, не дошли. Но
план Плутарха ясен и без утерянного введения к книге. Плутарх написал
биографии знаменитых греков и римлян, живших в разных эпохах, и свел их в
пары используя схожесть характера и карьеры, сопровождая сравнительной
характеристикой. Можно предположить, что \"Жизнеописания\" были скомпонованы
Плутархом в дошедшем до нас виде в более поздние годы, а первоначально
представляли собой сравнительные жизнеописания только лишь знаменитых
греков. Этот вывод напрашивается из-за хронологии биографий знаменитых
греков, которые стоят первыми по-порядку в парах с римлянами.
Общую схему биографий можно описать следующим образом - описание рождение
героя, особенности характера в юности, описание зрелой жизни и
обстоятельства смерти; в каждом разделе автор рассматривает действия
героев с этической точки зрения.
Всего до нас дошло 22 сравнительных жизнеописания, причем одно из них
представляет сдвоенную сравнительную характеристику \"Агиса и Клеомена\" с
\"Грацци\" и четыре отдельных биографии Артаксеркса, Арата, Гальба и Озо.
\"Жизнеописания\" Плутарха поражают читателя глубиной произведенных автором
исследований. Плутарх переработал много источников, и, хотя он
непосредственно не ссылается на них, очевидно, что их изучение,
исследование и осмысление заняло у него много лет.
Вместе с тем, Плутарх не строг в отборе своих источников. Нам
представляется, что в иных случаях он не сумел полностью избавиться от
влияния тех работ, что легли в основу его биографий.
«Жизнеописания» Плутарха - не беспристрастный исторический труд, это
вполне субъективное произведение, ориентированное на чтение
непосредственно в эпоху своего написания и рассчитанное на оказание
определённого политического влияния. Нередко можно слышать и скептическое
отношение к правдивости «Жизнеописаний» Плутарха.
И чтобы было возможно использовать это произведение в качестве
исторического источника, необходимо чётко выяснить цели их написания. Для
этого обратимся к жизни и деятельности Плутарха.
Глава I. Плутарх о Солоне
1.1.Литературная деятельность Плутарха
Плутарх был сыном Аристобула, который сам был биографом и философом.
Родился около 46 г. н.э. в городе Херонея в Беотии. В 66-67, Плутарх
изучал математику и философию в Афинах под руководством философа
Аммониуса. Общественная деятельность позже привела его на некоторое время
в Рим, где он читал лекции по философии, завел много друзей, и возможно
даже был лично знаком с императором Траяном Адрианом. Плутарх много
путешествовал, посетил центральную Грецию, Спарту, Коринф, Сарды и
Александрию, однако его постоянным местом жительства была Херонея, где он
исполнял не только обязанности главного судьи, но и другие руководящие
должности, а также руководил школой с широким учебным планом, в которой
преподавалась философия, а особенное внимание уделялось этике. Плутарх
поддерживал тесные связи с Афинской Академией и с Дельфами, которым,
начиная с около 95 г. он посвятил свою жизнь. Точных сведений о его семье
нет. Плутарх упоминает свою жену Тимоксену, сообщает, что их дочь умерла в
детстве и упоминает четырех своих сыновей, из которых, по крайней мере,
два дожили до совершеннолетия.
Литературное наследие Плутарха огромно. Только в так называемом каталоге
Ламприаса содержится 227 названий его произведений. Список работ Плутарха,
возможно, составил его сын, но и при этом он не включает всего, что
написал Плутарх.
Дошедшие до нас работы Плутарха по этике, религии, физике, политике и
литературе сведены в сборник и известны под именем «Моралия», в котором
собраны более 60 эссе написанных в основном в форме диалогов и диатриб
(обличительных речей). Автор составил этот сборник из кратких высказываний
из частных бесед в кругу семьи Плутарха. Диатрибы, представляли собой
незамысловатые и энергичные краткие речи, которые были в моде. «Моралия»
имеет огромную литературную ценность еще и благодаря частым цитатам
греческих поэтов и драматургов, в особенности Эврипида.
Трактаты, посвященные политическим вопросам, имеют особенную ценность.
\"Политические наставления\" показывают, какое огромное значение тогда
придавалось политике в Греции; в трактате «Должен ли Человек заниматься
политикой, когда стар» Плутарх советует своему другу Эофану продолжать
общественную деятельность в Афинах. Идеи стоицизма проявляются в небольшом
произведении «К неграмотному правителю» и отдельными рассуждениями в
«Философы беседуют только с принцами».
Интерес Плутарха к истории религии и античности можно увидеть в группе
эссе, «Демон Сократа» и работах посвященных Дельфам, «Крушение оракулов» в
котором он объясняет падение интереса к оракулу, уменьшением населения,
«Ответы пифии» в которых он стремится возродить веру в оракула. «Веселые
вопросы» и «Греческие и Римские вопросы» вобрали в себя обширные познания
в античной истории.
Среди наиболее ценных работ можно выделить долгое время вызывавшие
сомнения в авторстве «Утехи Аполлона», «Жизнеописания десяти ораторов»,
«Судьба», «Краткие изречения царей и полководцев», «Краткие высказывания
спартанцев», «Пословицы Александрийцев».
Неувядаемое обаяние и популярность Плутарха вызвана в значительной степени
такой трактовкой описываемых событий, в которых он просто игнорировал
упоминание спорности некоторых исторических фактов. Он писал легко и
непринужденно, с юмором. Хотя его произведения многословны, но они очень
легки для восприятия.
Очень сильным оставалось влияние Плутарха и после его смерти. По его
произведениям писались учебники по истории Древней Греции. Работы Плутарха
оказали значительное влияние на развитие жанров эссе, биографии и
исторических очерков в Европе между XVI-XIX столетиями, Вильям Шекспир
тоже внимательно читал Плутарха и использовал в своих произведениях
некоторые сюжеты знаменитого биографа.
Популярность Плутарху принесли, прежде всего «Параллельные жизнеописания».
Плутарх ставил перед собой цель возбудить взаимный интерес между греками и
римлянами.
В одной из своих работ Плутарх пишет: «Справедливость требует, чтобы
историк говорил о своих героях то, что считает истиной. Если же нельзя
установить истину, нужно, чтобы историк рассказывал о своих героях
хорошее, а не плохое».
Плутарх часто умалчивает о фактах, которые, с его точки зрения,
противоречат характеристике описываемого человека. Добросовестный историк,
он никогда не выдумывает и не извращает фактов. Но иногда, когда для
писателя важно было подчеркнуть значение какой-либо черты характера,
ведущей человека к гибели, Плутарх охотно пользуется сомнительными
свидетельствами, отыскивая их у малоизвестных, не внушающих доверия
историков.
Плутарх никогда не утверждал, что является историком, а считал, что
написание биографий - это отдельный жанр. Его целью было заставить
читателя восхищаться героическими поступками героев. Плутарх никогда не
скрывал собственных симпатий - особенно теплыми словами он описывает
высказывания и действия спартанских царей и полководцев, и особенно
ядовитые и несправедливые слова использует автор, говоря о греческом
историке Геродоте, возможно из-за того, что тот преувеличивал роль Афин и
приуменьшил роль его родной Беотии.
1.2.Оценка Плутархом деятельности Солона
Плутарх выражает скептическое отношение к попытке Солона примирить
противоборствующие классы. Это связано с собственным пониманием идеальной
монархии и идеального носителя монархической власти. В подтверждение он
приводит слова некоего Анахарсиса: « у эллинов говорят мудрецы, а дела
решают невежды».
Плутарх уделяет много внимания моральным качествам, характеру Солона и
подробностям личной жизни Солона. Например он пишет о том, что натираться
маслом и любить мальчиков Солон относил к числу благородных занятий. Часто
свои рассуждения Плутарх подтверждает стихами Солона.
Плутарх считает, что Солон предпринимал лишь такие меры, которые «можно
было провести путем убеждения, или такие, которые при проведении их в
принудительном порядке не должны были встретить сопротивления».
Первым актом государственной деятельности Солона Плутарх называет
«сисахфию» - запрет давать деньги в долг под залог тела, или уничтожение
всех долговых обязательств.
Но он не угодил ни одной из сторон: «богатых он озлобил уничтожением
долговых обязательств, а бедных — еще больше — тем, что не произвел
передела земли, на который они надеялись».
Но вскоре афиняне поняли пользу этой меры: аристократы под его защитой
сохраняли свои угодья, а бедняки освобождались от долговой кабалы. Спустя
некоторое время понимание этой реальной выгоды пересилило первую реакцию
разочарования.
Далее Солон вводит имущественную оценку граждан - население Аттики было
разделено на четыре класса, или разряда. За основу ценза был принят доход,
выраженный в медимнах — единице измерения сыпучих и жидких тел (в переводе
на наши меры равный 52,5 литра). Первый разряд составляли
пентакосиомедимны, т. е. получавшие со своих полей, садов и огородов доход
в 500 медимнов. Ко второму разряду, всадников, принадлежали граждане,
имевшие 300 медимнов дохода, т. е. способные содержать боевого коня.
Третий и самый многочисленный разряд составляли зевгиты — собственники —
крестьяне средней руки, имевшие 200 медимнов дохода. Все прочие граждане,
получавшие доход меньше 200 медимнов или вообще дохода не имевшие,
зачислялись в четвертый разряд — фетов. Их участие в управлении
государством заключалось в том, что они могли присутствовать на народном
собрании и быть судьями. Последнее казалось в начале ничего не значащим
правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая
часть важных дел попадала к судьям. Солон значительно повысил авторитет и
значение народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем
рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались
законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также и
неимущие граждане.
Плутарх справедливо замечает, что после отмены долговых обязательств было
много недовольных, поэтому Солон составил Ареопаг из ежегодно сменяющихся
Страницы: 1, 2
|