МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возникновение и идеи правового государства

    дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза.

    Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и

    свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только

    тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни,

    но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от

    посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага

    подданных.

    Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он

    разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной

    жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными

    мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед

    законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как

    право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил

    теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования

    общественных отношений.

    В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическим

    выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность

    феодальному». Идея господства права воплощается в государстве, где

    верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий

    неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено

    разделение властей. Такое государство с господством права он

    противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью

    правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное

    правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное

    законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему

    собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не

    быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной

    воли другого человека. «Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у

    Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с

    последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не

    запрещено законом».

    Новые представления о разделении властей получили систематическую

    разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода

    власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для

    предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при

    котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение

    и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным

    условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к

    государственному устройству.

    Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и

    судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье

    обосновывает следующим образом: «Если власть законодательная и

    исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не

    будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать

    тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.

    Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти

    законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной

    властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо

    судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной,

    то судья получает возможность стать угнетателем. «(Монтескье Ш. Избранные

    произведения, с. 290)

    Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие

    теоретические представления о правовой государственности, но и на

    раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную

    практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США

    1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на

    американском континенте. Автор «Декларации Независимости США» Джефферсон

    подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории

    общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и

    отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости

    провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения

    которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных

    прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по

    отношению к государству в целом.

    С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант.

    Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом

    публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия

    в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его

    волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость

    всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества

    людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на

    основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство

    правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной

    свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве

    гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к

    точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к

    гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш. Монтескье, связывает

    с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту,

    исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных,

    избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние

    на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-

    правового строительства цивилизованного общества.

    Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право,

    так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи

    и общества» Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и

    обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию

    гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок

    гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество

    возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и

    результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее

    совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на

    правовой основе, представляющей царство реальной жизни. «

    Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что

    принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В

    целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно

    направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм

    применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и

    государственной власти.

    Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше

    идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у

    философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали

    как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское

    общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а

    жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила

    исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории».

    Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой

    теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право

    исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры

    пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным

    является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового

    государства «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над

    обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный. «Прогрессивная

    политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и

    других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего

    времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что

    правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же

    подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется

    как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий

    индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении

    прогрессивного развития общества.

    4. Развитие концепций правового государства дореволюционной России.

    Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,

    таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они

    подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы

    предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др.

    в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового

    государства.

    Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.

    Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры

    правового государства:

    1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного

    права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни

    интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея

    господства права в управлении.

    2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

    ограничиться охраной субъективных прав.

    3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо

    строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти

    законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к

    соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

    Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в

    различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против

    произвола «... а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения

    властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства

    стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только

    сдерживающая сила общественного мнения. В послеоктябрьский период в России

    идеи правового государства были налажены требованиями революционного

    правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Советская

    государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею

    правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

    классовой концепции государства.

    5. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему

    правового государства.

    В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные

    изменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные

    положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах

    сегодняшних исследователей права и государства: С. С. Алексеева, В. Н.

    Хропанюка, В. Н. Кудрявцева и др. По В. Н. Хропанюку правовое государство -

    «это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая

    строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на

    основе норм права.

    Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В. Н.

    Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу

    правового государства. «Экономической основой правового государства

    являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на

    различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной,

    частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой

    мере защищенных юридически. «В правовом государстве собственником должен

    быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же

    государственности реализуется только при наличии свободы и

    самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

    «Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

    гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре

    внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое

    государство это и социальное государство. «(Но далеко не обязательно, на

    мой взгляд, и не всегда).

    Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих

    принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести

    и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством

    законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого

    человека, справедливыми. «Правовое государство - это суверенное

    государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и

    народностей, населяющих его территорию. «Политическая природа

    государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. «Суверенность

    государства выражается в том, что ему принадлежит право официально

    представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные

    акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец,

    осуществлять правосудие.

    6. Практика становления правового государства в России.

    «Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое

    государство. На основе Конституции формируется демократическая система

    власти» - Б. Н. Ельцин.

    Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины

    80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского

    (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства»,

    были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали

    развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы

    Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской

    Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была

    одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение

    судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной

    силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и

    исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.

    Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что

    государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и

    защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность

    государственной власти. Процесс формирования правового государства

    предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,

    которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,

    равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства

    и личности.

    В качестве одной из важнейших задач, связанной с

    формированием правового государства, следует рассматривать развитие и

    совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой

    системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное количество

    законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего

    государства как демократического, правового. Это прежде всего Конституция

    Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской

    Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об

    общественном согласии, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс (когда его,

    наконец, примут !) - перечислять можно довольно долго, но не в этом суть.

    Главное, на мой взгляд, - это создание условий и действенных механизмов для

    нормального функционирования принятых законов.

    IV. Вывод.

    Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности

    правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,

    исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго

    очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга,

    обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и

    злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую

    избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае

    необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом

    государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за

    отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих

    самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

    Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов

    гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят

    надклассовый и общечеловеческий характер.

    Итак, правовое государство обеспечивает:

    1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

    2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

    3. Взаимную ответственность государства и личности

    4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

    Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,

    что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.

    Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его

    ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более

    того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа

    человека.

    На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы

    принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую.

    Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать

    об мусульманских государствах, где существует религиозная система права.

    Поэтому, на мой взгляд, на данный момент для нашего государства не

    существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему

    ценностей западной цивилизации.

    [pic]

    По: Обществознанию

    Тема: Возникновение и идеи правового государства.

    Выполнил: Мелехин Антон

    Ученик 11в класса

    Проверил: Нохрин Д.А.

    г. Верещагино 2005 год

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.