МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вооруженные силы Республики Узбекистан

    Вооруженные силы Республики Узбекистан

    Вооруженные силы Республики Узбекистан

    Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как

    обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый

    план вышли так называемые «новые измерения безопасности» (политический

    экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального

    характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция)

    Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных

    военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики

    Узбекистан, касающихся военной политики. В феврале 2000 года Совет

    национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан одобрил

    Оборонную доктрину (Оборонная доктрина, как и Концепция национальной

    безопасности 1997 года, носит закрытый характер и не была опубликована), а

    в мае 2001-го была принята новая редакция закона «Об обороне».

    Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности

    развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных

    конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный

    конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и

    террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных

    документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому

    давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе

    и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны

    с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в

    конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов

    конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное

    провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе

    трансграничных.

    Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим

    Вооруженными силами является президент. Президент также формирует Совет

    национальной безопасности и является его председателем (секретарь Совета –

    государственный советник президента М. Рахманкулов). С 2000 года в аппарате

    президента введена должность государственного советника по координации

    деятельности правоохранительных органов (Т. Худойбергенов). На управление

    Вооруженными силами оказывают серьезное влияние государственный советник по

    кадровой политике У. Исмаилов и государственный советник Т. Алимов.

    В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан

    на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных

    сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и

    реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и

    территориальной целостности страны.

    Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют

    руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в

    своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил.

    Структура и численность

    Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего

    Туркестанского военного округа. Состоит из четырех военных округов. В

    каждом округе дислоцируются мотострелковые, танковые, десантно-штурмовые

    бригады, части ВВС и ПВО. Республика располагает мощным призывным

    контингентом, из-за чего срок службы в армии сокращен с 18 до 12 месяцев.

    Части укомплектованы офицерским составом на 75%-80%.

    Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-

    х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа,

    упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан

    не избежал проблем, связанных с «советским наследством», руководство

    республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства,

    способного стать региональным лидером, изначально придавало большое

    значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился

    наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных

    Вооруженных сил, которые в настоящее время оцениваются как наиболее

    боеспособные в регионе.

    По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства

    Вооруженных сил является создание немногочисленной, но мобильной, хорошо

    оснащенной современным оружием и боевой техникой профессиональной армии,

    способной как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами

    других государств надежно обеспечить безопасность страны.

    К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут

    быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов),

    Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель

    – М. Утаганов), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – З.

    Алматов), воинские формирования Службы национальной безопасности

    (председатель – Р. Иноятов), Министерства по чрезвычайным ситуациям

    (министр – Б. Парпиев) и Таможенного комитета (председатель – Р. Хайдаров).

    Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения

    Министерства обороны включают Сухопутные войска, Войска противовоздушной

    обороны и Военно-воздушные силы, специальные войска и Национальную гвардию.

    С 1999 года наблюдается постоянное сокращение их численности. Так, если в

    1998-м общая численность подразделений оценивалась в 80 тыс. человек, то в

    2002-м – в 50–55 тыс. По данным Международного института стратегических

    исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс.

    человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной

    легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех

    инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии.

    Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил

    Республики Узбекистан составляет 10–15 тыс. человек в составе 7 авиационных

    и вертолетных полков.

    В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых

    округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный

    (Джизак), Северо-Западный (Нукус) и одно оперативное командование

    (Ташкент). В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату

    мотострелковая или десантно-штурмовая бригада. В особый период командующие

    округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых

    структур, расположенных на территории округа. Апробация этой схемы

    осуществлена в Юго-Западном и Восточном военных округах летом и осенью 2000

    года при организации противодействия «Исламскому движению Узбекистана».

    Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и

    Термеза. Подразделения Национальной гвардии общей численностью в 1 тыс.

    человек защищают стратегические базы и объекты. Основные военно-воздушные

    базы находятся в районе городов Карши (Ханабад) и Андижан. В качестве

    военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов

    Термез (Кокайды) и Чирчик. Однако оперативная емкость большинства

    аэродромов невелика. По оценкам российских специалистов в 2001 году,

    аэродромы нуждались в ремонте и модернизации, которые были проведены

    американскими и немецкими специалистами в 2001–2002 годах в ходе подготовки

    и проведения операции в Афганистане.

    Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам

    Узбекистана отошли 15-я бригада специального назначения, 459-я отдельная

    рота специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд

    спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший во

    время войны в Афганистане личный состав для воюющих подразделений. В

    несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до

    настоящего времени.

    Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в

    настоящее время от 17 до 19 тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении

    военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД

    (полковник Б. Турсунов).

    Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной

    безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная.

    При этом ссылаются на то, что в ней сохранились бывшие советские кадры, и

    по крайней мере уже семь лет не было никаких реформ, которые, судя по опыту

    других постсоветских государств, приводят к ослаблению спецслужб. Кроме

    того, в 1996 году Службе национальной безопасности были переданы

    подразделения и некоторые функции оперативной разведки, которые до этого

    выполнялись ГРУ Министерства обороны.

    Комплектование и подготовка кадров

    Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой

    регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев

    (для лиц, имеющих высшее образование, – 12 месяцев). Законодательством

    наряду с действительной предусмотрена альтернативная служба. Ее срок – 24

    месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев.

    Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане

    комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое

    состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской

    службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в

    численном отношении проблем с призывом нет.

    Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х

    годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров

    Вооруженных сил. Места профессионалов зачастую занимали случайные люди, в

    руках которых сосредоточивалось боевое оружие, что превращало саму армию в

    потенциальный очаг нестабильности.

    Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-

    тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения

    и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована

    Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан , которая предназначена

    для подготовки командного состава для всех силовых структур страны.

    Подготовка офицерских кадров также осуществляется Ташкентским высшим

    общевойсковым командным, Чирчикским высшим танковым командно-инженерным,

    Самаркандским высшим автомобильно-артиллерийским, Джизакским высшим

    авиационным военными училищами. Кроме этого, действуют Академия МВД,

    Институт СНБ, Военное училище пограничных войск, Таможенный колледж, Высшая

    пожарно-техническая школа МВД. Часть военных кадров готовится на

    специализированных факультетах в гражданских вузах (военные медики,

    связисты, специалисты ПВО). На военных кафедрах гражданских вузов готовятся

    офицеры запаса.

    Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных

    учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое

    участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений

    специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены

    инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического

    центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения

    специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности,

    они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения

    «Альфа». В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке

    спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры

    спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и

    Германии.

    Военно-экономическое обеспечение

    Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом

    экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из

    принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям

    безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на

    оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при

    бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м

    расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом

    предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл.

    В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение

    имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие

    потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию

    военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-

    промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики

    и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение

    и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим

    техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной

    зависимости от других государств.

    Международное военное и военно-техническое сотрудничество

    Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности

    Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный

    комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных

    структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская

    организация сотрудничества и Программа НАТО «Партнерство ради мира». На

    двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.

    СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре

    о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его

    неэффективностью.

    Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000

    года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации

    взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с

    международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан

    участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в

    то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной

    группы Центра в Бишкеке.

    Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету

    по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из

    всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее

    действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и

    командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м

    Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней

    основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество-

    2001».

    Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской

    организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою

    региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в

    коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не

    только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы

    косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в

    организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум

    будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-

    нибудь внерегионального центра силы.

    НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу

    «Партнерство ради мира» (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является

    участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в

    международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в

    рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят

    подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные

    инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В

    Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры.

    До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в

    Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения,

    сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о

    стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах,

    куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также

    касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита

    окружающей среды.

    После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО

    начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-

    технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с

    терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил

    специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В

    марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом

    сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с

    Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует

    аэродром «Кокайды» для обеспечения миротворческого контингента

    International Security Assistance Force в Афганистане. В настоящее время в

    Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии.

    Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом

    определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования

    в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление

    позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий

    незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией,

    Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической

    роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана.

    Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с

    Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.