МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран

    конституции. Этот процесс сопровождается как офици-

    альным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости

    и целесообразности внеконституционного правления. Примечательно

    следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма:

    «Конституция - это

    рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В

    границах определенной терпимости тип и

    система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы.

    Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям

    работающих механизмов правительства». Получается, что, с одной стороны,

    конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно

    демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в

    противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между

    законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от

    расстанов^р политических сил в обществе.

    11. Основные черты зарубежных конституций.

    В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций.

    Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются

    конституции США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины

    1853 года,

    Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство конституций

    появилось после второй мировой войны. Каждая из ныне действующих

    конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли

    отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные

    и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям

    присущи некоторые общие, совпадающие черты.

    1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного

    суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции.

    Конституция США (преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно

    провозглашаем

    и устанавливаем настоящую конститцию...». В преамбуле перечисляются «цели

    образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее

    носителях. Конституция Бельгии 1831 года: «Все власти исходят от народа.

    Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25).

    2 Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной

    собственности.

    3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы

    теории разделения властей. В некоторых конституциях (итальянская,

    французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена

    семантически точно,

    она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская,

    датская, японская) принципы разделения властей

    четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей,

    дополненный «системой сдержек и проти-

    вовесов», положен в основу американской конституции.

    4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления

    соответствующего государства - республику или мо-

    нархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными,

    но они всегда имеются в тексте основного закона. Так, конституция США

    ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет

    республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют

    каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму

    правления...» (Глава IV, ст. 4).

    5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства

    - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут

    отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае

    как бы

    предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства

    является констатацией унитаризма как наиболее

    распространенного способа национально-политической организации территории

    страны.

    6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают

    демократические свободы граждан и подданных.

    Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или

    раздел. В новейших конституциях, особенно

    латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с точки зрения

    технико-юридической разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей.

    В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых

    отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и

    свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года,

    некоторых франкоязычных стран Тропической Африки. В первоначальном тексте

    конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении

    личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок,

    которые обычно называют Биллем о правах.

    7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов

    государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В

    их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых

    странах высший орган конституционного надзора. В конституциях

    устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических

    процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство.

    Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной

    степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том,

    что старые конституции обычно более суммарны.

    Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более

    детальны.

    12. Классификация конституций и их внутренняя структура.

    В науке конституционного государственного) права неоднократно

    предпринимались попытки классифицировать конституции зарубежных стран по

    различным основаниям: 1) в завис-ти от формы гос.устройства: унитарные;

    федеративные. 2) в завис-ти от хар-ра пол.режима: демокр-кие; реакционные.

    3) в завис-ти от продолжит.применения: постоянные; временные. 4) в завис-ти

    от структ-ного изложения: не/кодефицированные. 5) по способу

    объективирования осн.закона: не/писанные. 6) по способу изменения: жесткие;

    гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой

    оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и

    применяющаяся до сих пор. Несмотря на формализм признаков, положенных в

    основу этой классификации, она в наибольшей степени отвечает потребностям

    индивидуализации конституций.

    По способу объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно

    выражена во вне воля учредителя, конституции подразделяются на две группы.

    Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по

    определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы,

    основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений. В

    основном К. имеет следующ.стр-ру: 1) преамбула. 2) осн.часть: принцип

    разделения властей; взаим-д-вие между ветвями власти; свободы, обяз-ти

    человека и гражд-на; пол.-терр.устр-во гос-ва; соц.-эк.разделы. 3)

    дополнит.(заключит.), переходн.положения. Преамбула обычно содержит в себе

    торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия

    конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы

    (преамбула, не носит нормативного характера: ее положения считаются чисто

    декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами,

    например, преамбула к конституции Франции). Основной конституционный текст

    обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Схожую структуру

    имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других

    стран. Большие разделы имеют обычно названия. Некоторые конституции (Индия,

    Бангладеш) сопровождаются дополнениями В отдельные конституции включаются

    переходные положения (Италия). Неписаные конституции представляют собой

    редкое исключение. В настоящее время они применяются только в

    Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем

    предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная

    конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства,

    структуру высших органов государственной власти, правовое положение

    личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в

    огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования

    неписаной конституции неопределенна. Разберем это на примере

    Великобритании. В Британии в течение короткого срока (1653 - 1660 гг.)

    действовала писаная конституция. Современная британская неписаная

    конституция представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода

    источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она

    состоит из следующих основных частей.

    Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты

    и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая

    хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г.. Билль о правах 1689 г..

    Общее право (судебное право, прецедентное право) - сложившееся после

    норманского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано

    королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному

    праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и

    разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

    Конституционные соглашения - правила политической практики, которые

    считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они

    непосредственно касаются. Конституционные соглашения составляют важнейшую

    часть британской неписаной конституции. Все взаимодействие властей и их

    права и обязанности основаны на них. Доктринальные источники - мнения

    именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в

    конституционном праве не может быть заполнен статутом или

    зарегистрированным решением суда. К числу доктринальных источников

    относятся следующие труды: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250);

    Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565) и некоторые др. По способу

    изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран

    также подразделяются на две группы. Жесткие конституции изменяются и

    дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для

    обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются

    простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и

    дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая

    процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в

    каком она была принята. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том

    же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для

    этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст

    основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой

    Зеландии.

    13. Порядок принятия конституций.

    Государственная практика зарубежных стран выработала ряд способов принятия

    конституций, которые могут быть сведены к нескольким основным видам. Право

    на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в

    литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко:

    представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной

    властью. Эти три основных способа принятия писаной конституции могут быть

    применены как в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях.

    1. Первые писаные конституции - американская 1787 года и французская 1791

    года были приняты представительными учреж-

    дениями, соответственно конвентом (учредительным собранием) и Генеральными

    штатами (парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена

    первоначальная учредительная власть.

    Когда речь идет об осуществлении производной учредительной власти, имеется

    в виду принятие очередной, а не первой кон-

    ституции.

    Ныне действующая конституция США была принята конституционным конвентом.

    Этот орган формально не был наделен учредительной властью. 55 делегатов

    конвента, представлявшие 12 из 13 тогдашних суверенных штатов, объединенных

    в конфедеративный союз, сами присвоили себе учредительные полномочия.

    Подписали проект конституции, который затем был направлен Континентальным

    конгрессом штатам для ратификации. 4 марта 1789 г. она официально вступила

    в силу. Таким образом, завершенная процедура принятия американской

    конституции распадается на два этапа: разработка и одобрение проекта

    конституции (филадельфийский конвент) и

    утверждение и ратификация проекта конституции (конвенты штатов).

    В новейшей политической практике зарубежных стран принятие конституций

    представительными учреждениями широко

    распространено. Осуществление учредительной власти предоставляется как

    учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и

    парламентам, образованным на основании положений предшествующих

    конституций. В

    некоторых случаях учредительное собрание лишь разрабатывает и одобряет Так,

    конституция IV Республики Франции 1946 года была разработана учредительным

    собранием и одобрена всенародным голосованием (референдум).

    2. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов

    — разработка проекта конституции и окон-

    чательное его одобрение, после чего она вступает в силу. Избирательный

    корпус

    разработать проект конституции не может. 3. Принятие конституции

    односторонним актом исполнительной власти - октроирование. Проект

    конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни

    было участия общественности. Разработанный таким способом проект

    утверждается и промульгируется главой государства. Впервые октроирование

    было применено во Франции в 1814 году. (конституция Бельгии 1831 г., Канады

    1867 г. и др.)

    Способ принятия конституции имеет огромное значение, так как от него в

    значительной степени зависит само содержание основного закона. Референдум,

    как способ принятия конституции, обладает

    чертами демократизма, так как проект основного закона утверждается

    избирательным корпусом.

    Политический опыт современности свидетельствует о том, что наиболее

    демократическим способом разработки, принятия и

    утверждения конституции является учредительное собрание.

    14. Функции и виды конституционного надзора.

    Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из

    предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей

    юридической силой по отношению ко всем другим источникам права =>

    нормоустанавливающая деятель-ность в стране должна осуществляться в

    соответствии с конституцией. Следить за соответствием правовых норм

    контитуции возлагается на институт конституционного надзора, который в

    установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных

    нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким

    образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и

    обеспечении конституционной законности.

    Доктрина конституционного надзора была впервые сформулирована и применена

    Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 году.

    В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух

    основных видах.

    1. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции

    (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия,

    Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской. В

    этих странах вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта,

    на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым

    судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция.

    2. Второй вид конституционного надзора - централизованный (либо

    европейский) применяется в тех странах, где для этой цели создаются

    специальные квази-судеб-ные органы, которые не входят в систему судов общей

    юрисдикции. Для этих органов

    надзорная деятельность является единственной или главной функцией (ФРГ,

    Авст-рия, Италия, Франция). Органы централизованного конституционного

    контроля формируются различными способами: по предложению правит-ва

    президентом (Автрия), президентом, парламентом и магистратурой. Объектами

    конституционного надзора могут быть обычные, конституционные и органические

    законы, поправки к конституции, международные договоры, парламентские

    регламенты и др. правовые нормы. Субъектами конституционного надзора могут

    быть физические и юридические лица, а также государственные органы,

    наделенные правом запроса о конституционности того либо иного акта. Круг

    субъектов конституционного надзора устанавливается законодательством и

    надзорной практикой соответствующей страны. По своему содержанию

    конституционный надзор может быть формальным и материальным. В первом

    случае проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для

    принятия законов и иных нормативных актов, являющихся объектами

    конституционного надзора. Во втором случае проверяется содержание законов и

    иных нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции.

    Процедура конституционного надзора может возбуждаться как по конкретному

    поводу, каковым является судебное дело (США, Италия, ФРГ, Мексика, Индия),

    так и без конкретного повода по инициативе установленных законом субъектов

    конституционного надзора (Франция). В практике зарубежных стран применяются

    две формы конституционного контроля - предварительный и последующий.

    Предварительный - проверка конституционности законов на стадии их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.