МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страны востока

    независимость из рук американцев после многолетних цивилизаторских усилий

    последних.

    Мы можем датировать конец первого периода трансформации Азии примерно

    началом 50-х годов, когда сложился послевоенный политический миропорядок, и

    сложный конгломерат феноменов, подытоживающих включение Азии в мировой

    цивилизационный поток, устоялся в какую-то логическую общность.

    Второй период трансформации Азии:

    начало 50-х - рубеж 80-90-х годов

    Каковы были основные цивилизационные феномены второго периода?

    Очевидно, их можно свести к трем группам. Первая группа -

    строительство небывалой, невиданной цивилизации на основах

    коммунистического эсхатологизма. Именно эта группа явилась определяющей для

    Азии. Да, экономический скачок Японии имел место; более того, если сегодня

    мы стоим, по сути, на руинах социалистического мира, то феномен Японии

    устойчив, и японский путь в отличие от социалистического доказал свою

    жизненность. Социалистическая же цивилизация как феномен остается в

    прошлом. Но если посмотреть, что составляло ось развития Азии во второй

    период трансформации в XX в., то со всей определенностью можно сказать, что

    это было социалистическое цивилизаторство и противодействие ему;

    перенесение западной (некоммунистической) цивилизации в Азию имело смысл не

    только само по себе, но и во многом как противовес революционному

    эсхатологизму.

    Начавшись с грандиозной победы революции в Китае, радикально

    изменившей не только мировой баланс сил, но и мировой цивилизационный

    баланс, коммунистический эсхатологизм перекинулся в Северную Корею и

    Индокитай, причем последние его успехи выражались в транснациональном

    социализме в Индокитае, начиная с конца 70-х годов, когда Вьетнам на

    короткий период практически объединил Индокитай. При этом практически все

    страны Азии испытали на себе значительное влияние социалистической идеи;

    ряд стран - Индия, Индонезия, Бирма, Сингапур - в разное время играли с

    ней, так, впрочем, и, не переходя грань декларативности и не допуская

    деструктивные силы социализма до сути своего внутреннего развития.

    Важно отметить, что при этом социалистическое строительство в Азии

    было достаточно автономным феноменом. Да, оно было индуцировано

    цивилизационным всплеском социализма в России в 1917 г., да, организационно

    оно поддерживалось и направлялось сначала Коминтерном, затем ЦК КПСС, но

    никогда социалистические страны Азии не были в той мере послушны и

    управляемы, как восточноевропейские. Правда, не стоит, и преувеличивать

    неавтономность социализма в Восточной Европе: не говоря уже о Югославии и

    Албании, даже страны Варшавского Договора, как показывают появившиеся в

    последнее время источники, не всегда были в полной мере послушны Москве. Но

    все равно между большинством восточноевропейских стран и азиатскими была

    колоссальная разница: в восточноевропейские страны (опять же за исключением

    Югославии и Албании, и это показательно) социализм был практически

    привнесен на штыках Советской Армии. В Азии социализм был выпестован

    антиколониальной борьбой, переварен будущей коммунистической элитой в ходе

    войн; в течение длительного времени компартии действовали независимо от

    Москвы. Они наследовали эсхатологические модели трансформации Азии и

    оказались трудноуправляемы, а в случае с Китаем - и неуправляемы вовсе.

    Социализм в Азии принял, пожалуй, еще более совершенные формы, чем в

    Европе. Дело здесь отнюдь не в числе "жертв социализма", а в его

    тотальности: масштабы его разрушительной деятельности в Азии были

    несравненно шире. Мао Цзедуну, Ким Ир Сену, Пол Поту удалось добиться в

    полном смысле слова абсолютного контроля над обществом, построить социализм

    действительно по его пятому классику - Орвеллу, создать не только тотальный

    репрессивный аппарат, но и общество тотального социализма, которое

    преследовало не просто "врагов народа", но и за недостаток социалистической

    истерии. В европейских социалистических странах всегда существовал какой-то

    островок суверенности (во внутреннем мире личности и даже в социуме),

    несмотря на все усилия репрессивного аппарата. В Азии такого островка не

    было.

    Не случайно, что именно в Азии имели место многочисленные вооруженные

    агрессии соцстран - Кореи в 1950 г., Вьетнама в 1975 и 1978 гг., Китая в

    1979 г. Можно возразить на это, что и Советский Союз вторгался в Венгрию и

    Чехословакию; но это качественно иной вид агрессии: вводить войска в страну-

    сателлита. Это, строго говоря, не агрессия, а реинтервенция, подтверждение

    своего господства, достигнутого в результате второй мировой войны. В Азии

    же было другое — именно агрессия, именно расширение своей сферы влияния

    наново. Пожалуй, единственный аналог этого в западном социалистическом мире

    - интервенция СССР в Афганистане.

    Нельзя не сказать и о другом: социализм в Азии вообще оказался более

    социалистичным как формация, чем в Европе. Геноцид Пол Пота на порядок

    отличался от геноцида Сталина. Отношение Мао Цзедуна к ядерной войне было

    радикально другим, нежели не только Хрущева, но и Сталина (последние

    ядерной войны все же серьезно опасались).

    Вряд ли можно объяснить все это случайным стечением обстоятельств.

    Скорее всего, здесь сказалась азиатская концепция личности - отсутствие ее

    суверенитета, интегрированность личности в государство, безусловный примат

    всех вышестоящих структур - семьи, производственной ячейки, партии,

    государства. Автору уже приходилось говорить о существовании так называемой

    "дилеммы Субботы", которую можно сформулировать на основе евангельского

    текста: что для чего - человек для Субботы (служившей в Евангелиях символом

    устоявшихся социальных структур и приоритетов) или Суббота для человека.

    Иначе говоря, что важнее - суверенность личности или подчинение личности

    интересам высших структур - семье, производственной ячейке, партии,

    национальности, конфессии, государству. В европейском сознании эта проблема

    так и осталась на уровне неразрешимой дилеммы, так или иначе присутствующей

    во всех основных учениях и в личном выборе человека. В Азии же, как

    представляется, дилемма Субботы была решена однозначно и именно в те

    времена, когда формировались циви-лизационные устои; при этом со всей

    определенностью было обозначено, что не Суббота для человека, а человек для

    Субботы. Если обратиться к Евангелиям, то мы обнаружим прелюбопытную вещь:

    судя по всему схожее решение дилеммы формировалось и в Иудее, но Иисус

    разбил примат высших структур над человеком, подчинив его только Богу. Если

    бы не христианство, возможно, в средиземноморском очаге цивилизации

    сформировались бы сходные с азиатскими концепции взаимоотношения личности и

    высших структур. Однако этого не произошло.

    Азия же решила дилемму Субботы однозначно, и это сказалось решительно

    на всех моделях трансформации Азии в XX в., но, пожалуй, ни в одной так

    отчетливо, как в азиатской социалистической формации. Это легко объяснимо.

    Социализм по определению тоже решает дилемму Субботы в пользу Субботы -

    высших структур, в особенности партии и государства. Однако в

    средиземноморском ареале цивилизации его усилия нейтрализовались давней

    традицией выбора, двойственности решения, его вечной неопределенности. В

    Азии, напротив, традиция в этом смысле становилась на сторону социализма.

    Отсюда и орвеллианский социализм Азии.

    Второй группой феноменов трансформации Азии было развитие по

    квазизападному пути - привнесение рыночных отношений, либеральных

    институтов, интеграция в мир. Наиболее крупных успехов здесь добилась,

    конечно, Япония, по практически большинство несоциалистических стран Азии в

    той или иной мере шло по этому пути. Однако это не включило их в

    цивилизационном смысле в западный мир; более того в цивилизационном

    отношении они сохранили близость скорее к соцстранам Азии. Объяснение этого

    лежит, очевидно, в плоскости той же самой дилеммы Субботы. Азиатские

    общества заимствовали институты и экономические механизмы Запада, но в

    итоге по-прежнему говорили с Западом на разных языках. Если в мировых

    экономических отношениях язык Азии был все же понятен Западу, то уже во

    внутриэкономическом развитии этих стран этот язык становился труднопонятен,

    и экономический скачок Японии, Южной Кореи или Сингапура объяснялся не

    только волшебной силой рынка, но и абсолютной подчиненностью личности

    интересам высших структур. Отношения японца или южнокорейца с его фирмой

    оставались за пределами понимания Запада: да, уход в "работу с головой был

    известен и Америке, и ФРГ, и Австралии, но нигде он не принимал таких

    абсолютных форм, как в Азии.

    В годы "холодной войны" господствовало деление стран Азии на "своих"

    и "чужих", но это была условность. Во-первых, те страны, которые находились

    под американским военным зонтиком (в той или иной степени) или под

    политическим влиянием США, тем не менее, отличались от Запада по своим

    цивилизационным установкам. Во-вторых, существовала и ничейная земля - как

    в лице отдельных стран (Индия, Бирма), так и в лице отдельных бытийно-

    цивилизационных пластов в сознании формально верных союзников (Япония,

    Южная Корея). И это подводит нас к третьей группе феноменов, которая вовсе

    не обозначает отдельную группу стран, но которая присутствовала практически

    во всех странах Азии.

    Эту группу феноменов можно назвать поисками своего традиционного лица

    в новом цивилизационном потоке. Азия уже долгое время существовала в новой

    цивилизационной среде; каждая культура выдавала свою реакцию на эту среду,

    и среда деформировала культуры, местами снимая с них значительные пласты.

    Сложилась видимость цивилизационной победы Запада над Азией; реальностью

    была определенная фрустрация национальных азиатских "я", "я" периода

    трансформаций под влиянием Запада. Но ядро культур сохранялось, и вот

    пришло время, когда начались поиски своего нового "я". "Я" не могли застыть

    надолго в состоянии ущербности, фрустрации. Они могли манифестировать

    только в выявлении своей уникальности, своеобычности, своего национального,

    наконец, того, что могло противостоять обезличенному новому

    "трансформированному" облику. Если можно использовать здесь термины

    психологии, это была борьба с мучительной деперсонализацией, вызванной

    новым цивилизационным потоком.

    Ни одна страна не осталась в стороне от этих процессов. Так,

    социалистическая трансформация Китая сопровождалась хаотичными поисками

    своего национального "я" и была чисто формально выражена в лозунге

    "строительства социализма с китайской спецификой". Ни одна страна по сию

    пору еще не нашла своего "я". Больше всего вопросов в этой связи вызывает

    Япония, самостоятельная внешняя политика которой до сих пор сводится

    фактически к проблеме "северных территорий" и отчасти политическому

    проникновению в Юго-Восточную Азию. Принимая во внимание огромный

    экономический потенциал Японии, понятно, что XXI век во многом зависит

    именно от того, каким будет новообретенное "я" японцев.

    Есть и еще одно обстоятельство, о котором в настоящем контексте

    необходимо сказать. Новое "я" сложно найти даже гомогенным японцам. Для

    подавляющего же большинства стран Азии эта задача усложняется безмерно,

    поскольку они состоят из нескольких, а во многих случаях и из множества

    национальностей. Индия в поисках своего "я" уже разделилась в 1947 г. на

    две части; позднее Восточный Пакистан продолжил процесс обособления

    национальных "я". Сегодня Индию раздирают национальные противоречия. Поиски

    своего "я" делаются безмерно трудными. Мало того, что приходится находить

    свое место в цивилизационном потоке, приходится строить небывалое

    наднациональное "я" нескольких национальностей. За небольшим исключением

    страны современной Азии до колонизации не были устойчивыми государственными

    образованиями (это относится хотя бы к гиганту Азии -Индии). Поэтому

    "простое" (!) возвращение к старому "я" для них хотя бы уже поэтому

    невозможно. Создание же нового "я" - задача не для одного поколения.

    Рассмотрим в качестве примера Сингапур. Около 80% населения - этнические

    китайцы, выходцы из южных провинций Китая. Два главных национальных

    меньшинства - малайцы (ближайшие соседи с севера) и тамилы (выходцы из

    Южной Индии). В этом государстве, созданном практически с нуля англичанами

    на вдохновенной волне колониальной трансформации Азии, на незаселенном

    острове, оставшимся бы просто оконечностью Малайского полуострова, островом

    джунглей и мангров, трансформация Азии, инспирированная Западом, фактически

    создала социум, состоящий ныне из представителей не просто трех

    национальностей, но и трех культур - конфуцианско-буддийской, мусульманской

    и индуистской - с сильным христианским влиянием. Строить новое "я" на

    культурной основе большинства - значит провоцировать раскол и смуту; до

    последнего времени сингапурские лидеры удачно балансировали искусственным

    шестом "сингапурской нации", испытывая все время сильнейшее беспокойство,

    особенно в отношении малайцев-мусульман, опасаясь возникновения

    фундаментализма, особенно в силу близости двух исламских стран — Малайзии и

    Индонезии. Однако знамением времени становится тот процесс, который А.Д.

    Богатуров удачно назвал "обнажением традиционных структур"4 и который в

    глобальном мировом контексте может быть охарактеризован как борьба против

    цивилизаторской деперсонализации Запада, будь то в социалистической или в

    либерально-рыночной системе координат. Как будут в этой связи развиваться

    поиски Азией своего "я", сказать невозможно. Ясно только, что обозначенная

    выше третья группа феноменов будет становиться все более значимой - и,

    пожалуй, в этом едва ли не основной итог второго периода трансформации

    Азии.

    В трехмерной системе координат - с экономической, военной и

    политической осями - можно наблюдать окончательную интеграцию Азии в

    мировое сообщество. Даже такой отшельник Азии, как Северная Корея, и тот

    прочно интегрирован в мировое сообщество — пока еще не в том смысле, что он

    принимает общепринятые нормы, а в том, что он зависит от существующей

    системы международных отношений по всем трем главным осям. Существует

    достаточно устоявшийся миф, что режиму Ким Ир Сена удалось изолировать

    страну от цивилизационного потока. Но в том и состоит суть цивилизационного

    потока, что он всеобщей и всепроникающ. До каких бы масштабов ни дошла

    ксенофобия в северокорейском обществе, как ни пресекаются все контакты с

    зарубежьем, но цивилизационный поток проникает в страну и размывает

    идеологическо-благостный рай, потому что страна жизненно нуждается в одной

    из ипостасей цивилизационного потока - научно-технической. В этих целях

    режим опирается на корейскую диаспору в Японии. Интенсивные визиты членов

    диаспоры в Северную Корею приносят режиму то, без чего он не смог бы

    создать фасад процветания, а также реальные блага для элиты - артефакты

    технологической цивилизации. Но вместе с артефактами проникает и весь

    цивилизационный поток, и странно было бы преувеличивать изолированность и

    неосведомленность северокорейцев. Цивилизационный поток подтачивает

    тоталитарную крепость, и в не столь далеком будущем это станет вполне

    очевидно.

    Второй период трансформации Азии завершился вместе со всем

    послевоенным миропорядком. Главнейшим фактором этого процесса был

    планетарный распад социализма. Революционный эсхатологизм пришел к своему

    логическому концу. На 1991 год из всех социалистических стран Азии лишь

    одна Монголия пошла по пути полного прекращения социалистического

    экспериментаторства. Однако демократическое движение в Китае, реформы во

    Вьетнаме, Лаосе, приближение к урегулированию положения в Камбодже,

    дальнейшее обострение кризиса Северной Кореи - все это ознаменовало конец

    революционного эсхатологизма. Социалистическая флюктуация в Азии стала

    самоликвидироваться, как это уже произошло к этому времени в Восточной

    Европе и Советском Союзе. Одно русло цивилизационного потока уже высохло у

    своих истоков, и в Азии катились только последние его волны (возможно,

    самая последняя волна захлестнула Непал в 1990 г.). Всем бывшим странам

    социализма предстояло искать новую бытийную модель; интеллектуальная элита

    этих стран все с большим вниманием смотрела на соседей, избравших модель

    заимствования западных артефактов при сохранении некоторых традиционных

    бытийных структур.

    Некоторые итоги цивилизационных процессов в Азии

    "Торжество" западного начала в азиатских обществах было лишь видимым.

    Ф. Фукуяма, безусловно, поторопился возвестить о конце истории, приняв за

    него глобальный кризис социализма и слом послевоенного миропорядка. На

    самом деле для цивилизационного потока это - не более чем преодоление

    одного порога, вокруг которого на протяжении десятилетий бушевали волны.

    Порог преодолен. Поток стремится дальше.

    Интродукция западных концепций в азиатские общества увенчалась лишь

    частичным "успехом". В известном смысле Ф. Фукуяма прав, говоря о западном

    либерализме как основном русле цивилизации. Западный либерализм коснулся и

    Азии, однако нигде не прижился по-настоящему. В Азии до сих пор нет ни

    одной по-настоящему демократической страны в западном, собственно говоря -

    нормативном - понятии "демократии".

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.