МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Следователь как субъект уголовного процесса

    полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их

    совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

    Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил

    основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в

    расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода

    следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему

    может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также

    потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским

    ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается

    прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при

    производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия

    и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно,

    за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции

    (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их

    законное и своевременное проведение.

    Предварительное следствие осуществляется путем производства

    процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в

    себя:

    ? производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание,

    следственный эксперимент и др.);

    ? применение мер процессуального принуждения;

    ? привлечение лица в качестве обвиняемого;

    ? допуск к участию в деле защитника, законного представителя,

    гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

    ? ознакомление участников с материалами законченного производства при

    окончании предварительного следствия и т.д.[13]

    Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом,

    обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и

    гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае

    несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о

    квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для

    придания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе

    представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих

    возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или

    отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство

    следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым

    предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент

    приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь

    выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения

    десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести

    расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам

    следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о

    производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при

    производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания

    даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае

    необходимости производства следственных или розыскных действий в другом

    районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство

    этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который

    обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

    Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с

    разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают

    это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей,

    потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника,

    эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих

    при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без

    его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц

    отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ.

    В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его

    местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого

    заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском

    учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве

    обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До

    приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все

    следственные действия.[14]

    Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не

    позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня

    возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с

    обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для

    рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера

    либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный

    законом срок предварительного следствия может быть продлен районным,

    городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения

    и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование

    которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный

    прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического

    назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним

    прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия

    - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в

    исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При

    возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также

    при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок

    дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор

    за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к

    производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

    В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом

    мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору

    до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления

    обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении

    срока следствия не учитывается.

    Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя

    осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного

    отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета,

    управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел,

    органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой

    полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.

    Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью

    действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает

    меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству

    предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела,

    давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о

    привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме

    обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных

    действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать

    расследование дела нескольким следователям. Указания начальника

    следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной

    форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний

    прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о

    привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме

    обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания

    прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны

    для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему

    прокурору не приостанавливает их исполнения.[15]

    Важной гарантией соблюдения законности при производстве

    предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью

    следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в

    кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота

    расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др.

    нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он

    при наличии к тому оснований может вынести частное определение

    (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты

    нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении

    закона и недопущению их в будущем.

    Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен

    статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль

    применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и

    заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока

    содержания под стражей.[16] В суд может быть обжаловано также постановление

    следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о

    прекращении дела (ст. 113, ст. 209 УПК).

    2.2. Система общих условий предварительного

    расследования и характеристика их видов.

    Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия

    предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном

    расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела

    можно говорить в разных значениях.

    Под предварительным расследованием принимается:

    1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия

    уголовного процесса;

    2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени

    задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность

    следователя или (и) органа дознания;

    3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного

    расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в

    юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами

    по существу одинаково. Под предварительным расследованием понимается

    следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со

    своими задачами и границами.

    Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями

    "предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования".

    А.А.Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия

    уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на

    помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке

    осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу

    по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности

    виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава

    преступления или основания для направления дела в суд".[17]

    "Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий

    уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия

    судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".

    Данные определения применимы к характеристике временного промежутка

    (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом

    уголовно-процессуальной деятельности.

    Предварительное расследование следует рассматривать, в основном, как

    деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки

    одноименных и стадии, и правового института.

    Предварительное расследование (напомним, как деятельность), принято

    считать, может осуществляться в двух формах: дознания и предварительного

    следствия.

    В литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья

    форма предварительного расследования. П.С.Ефимичев таковой считает

    протокольную форму досудебной подготовки материалов.[18]

    По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки

    материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью

    дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного

    дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой

    расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной

    подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного

    производства.

    Однако как бы мы не именовали эту деятельность, она, несомненно,

    включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных

    данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.

    Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это

    не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении.

    Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко

    выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря,

    досудебная подготовка материалов в протокольной форме состоит из трех

    элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной подготовки,

    начинающаяся с констатации компетентным органом наличия в его распоряжении

    повода и основания к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного дела",

    должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной

    деятельности органа дознания (одной из форм расследования), но ни в коем

    случае не вся досудебная подготовка.

    В уяснении точного перечня осуществляемых компетентными органами форм

    предварительного расследования поможет сравнительный анализ глав 8 и 34

    УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов

    в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки

    материалов в протокольной форме после окончания деятельности, присущей

    первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то

    уголовно-процессуальная деятельность, то налицо еще один вид

    предварительного расследования - протокольное расследование. Тем более что

    с помощью него (протокольного расследования) решаются те же задачи, что и с

    помощью любой другой формы предварительного расследования.

    Досудебная подготовка материалов в протокольной форме включает в себя

    как действия, осуществляемые в целях решения задач стадии возбуждения

    уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного

    расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это

    совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей

    и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в

    досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной

    проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы

    предварительного расследования – протокольного расследования.

    Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки

    преступления, - начало протокольного расследования.

    Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения

    уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме.

    Для этого сначала обратимся к ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым

    основанием отказа в возбуждении уголовного дела закреплено - "отсутствие

    оснований к возбуждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит,

    если не выяснены существенные дополнительные обстоятельства, необходимые

    для возбуждения уголовного дела, производится дознание, то есть принимается

    противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о

    возбуждении уголовного дела.

    Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.

    Уголовно-процессуальная деятельность, в какой бы она форме не

    производилась, не может "перешагнуть" через принятие решения о наличии в

    собранном материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной

    стороны состава преступления. Получается, что досудебная подготовка

    материалов в протокольной форме не требует процессуального письменного

    оформления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК.

    Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это

    более позднее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше

    отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а

    не уголовного дела.

    Основные же признаки становятся такими же, как и у любой из форм

    предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни

    дознания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о

    существовании еще одной формы предварительного расследования. Ее можно

    назвать протокольным расследованием.

    Можно предложить более длинное наименование - сбор материалов обо

    всех существенных обстоятельствах, характеризующих состав преступления.

    Такое название вытекает из редакции ст.416 УПК.

    Протокольное расследование в основном ведется путем:

    • производства осмотра места происшествия,

    • получения объяснений,

    • истребования материалов,

    • отобрания у правонарушителя обязательства являться по вызовам

    органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства

    и, наконец,

    • составления протокола об обстоятельствах совершенного преступления.

    В протокольном производстве возбуждение уголовного дела и отказ в

    возбуждении уголовного дела поставлены в неровные условия. Отказ в

    возбуждении уголовного дела оформляется письменно и на определенном этапе

    по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение уголовного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.