Следователь как субъект уголовного процесса
полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их
совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил
основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в
расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода
следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему
может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также
потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским
ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается
прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при
производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия
и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно,
за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции
(согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их
законное и своевременное проведение.
Предварительное следствие осуществляется путем производства
процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в
себя:
? производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание,
следственный эксперимент и др.);
? применение мер процессуального принуждения;
? привлечение лица в качестве обвиняемого;
? допуск к участию в деле защитника, законного представителя,
гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
? ознакомление участников с материалами законченного производства при
окончании предварительного следствия и т.д.[13]
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом,
обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и
гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае
несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о
квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для
придания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе
представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих
возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или
отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство
следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым
предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент
приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь
выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения
десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести
расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам
следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о
производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при
производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания
даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае
необходимости производства следственных или розыскных действий в другом
районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство
этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который
обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с
разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают
это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей,
потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника,
эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих
при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без
его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц
отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ.
В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его
местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого
заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском
учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До
приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все
следственные действия.[14]
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не
позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня
возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с
обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для
рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера
либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный
законом срок предварительного следствия может быть продлен районным,
городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения
и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование
которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный
прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического
назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним
прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия
- до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в
исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При
возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также
при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок
дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор
за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к
производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом
мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору
до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления
обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении
срока следствия не учитывается.
Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя
осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного
отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета,
управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел,
органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой
полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.
Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью
действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает
меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству
предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела,
давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о
привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных
действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать
расследование дела нескольким следователям. Указания начальника
следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной
форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний
прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о
привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания
прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны
для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему
прокурору не приостанавливает их исполнения.[15]
Важной гарантией соблюдения законности при производстве
предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью
следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в
кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота
расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др.
нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он
при наличии к тому оснований может вынести частное определение
(постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты
нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении
закона и недопущению их в будущем.
Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен
статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль
применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и
заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока
содержания под стражей.[16] В суд может быть обжаловано также постановление
следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о
прекращении дела (ст. 113, ст. 209 УПК).
2.2. Система общих условий предварительного
расследования и характеристика их видов.
Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия
предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном
расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела
можно говорить в разных значениях.
Под предварительным расследованием принимается:
1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия
уголовного процесса;
2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени
задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность
следователя или (и) органа дознания;
3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного
расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в
юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами
по существу одинаково. Под предварительным расследованием понимается
следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со
своими задачами и границами.
Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями
"предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования".
А.А.Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия
уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на
помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке
осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу
по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности
виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава
преступления или основания для направления дела в суд".[17]
"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий
уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия
судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".
Данные определения применимы к характеристике временного промежутка
(стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом
уголовно-процессуальной деятельности.
Предварительное расследование следует рассматривать, в основном, как
деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки
одноименных и стадии, и правового института.
Предварительное расследование (напомним, как деятельность), принято
считать, может осуществляться в двух формах: дознания и предварительного
следствия.
В литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья
форма предварительного расследования. П.С.Ефимичев таковой считает
протокольную форму досудебной подготовки материалов.[18]
По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки
материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью
дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного
дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой
расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной
подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного
производства.
Однако как бы мы не именовали эту деятельность, она, несомненно,
включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных
данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.
Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это
не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении.
Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко
выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря,
досудебная подготовка материалов в протокольной форме состоит из трех
элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной подготовки,
начинающаяся с констатации компетентным органом наличия в его распоряжении
повода и основания к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного дела",
должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной
деятельности органа дознания (одной из форм расследования), но ни в коем
случае не вся досудебная подготовка.
В уяснении точного перечня осуществляемых компетентными органами форм
предварительного расследования поможет сравнительный анализ глав 8 и 34
УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов
в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки
материалов в протокольной форме после окончания деятельности, присущей
первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то
уголовно-процессуальная деятельность, то налицо еще один вид
предварительного расследования - протокольное расследование. Тем более что
с помощью него (протокольного расследования) решаются те же задачи, что и с
помощью любой другой формы предварительного расследования.
Досудебная подготовка материалов в протокольной форме включает в себя
как действия, осуществляемые в целях решения задач стадии возбуждения
уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного
расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это
совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей
и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в
досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной
проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы
предварительного расследования – протокольного расследования.
Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки
преступления, - начало протокольного расследования.
Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения
уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме.
Для этого сначала обратимся к ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым
основанием отказа в возбуждении уголовного дела закреплено - "отсутствие
оснований к возбуждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит,
если не выяснены существенные дополнительные обстоятельства, необходимые
для возбуждения уголовного дела, производится дознание, то есть принимается
противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о
возбуждении уголовного дела.
Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.
Уголовно-процессуальная деятельность, в какой бы она форме не
производилась, не может "перешагнуть" через принятие решения о наличии в
собранном материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной
стороны состава преступления. Получается, что досудебная подготовка
материалов в протокольной форме не требует процессуального письменного
оформления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК.
Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это
более позднее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше
отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а
не уголовного дела.
Основные же признаки становятся такими же, как и у любой из форм
предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни
дознания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о
существовании еще одной формы предварительного расследования. Ее можно
назвать протокольным расследованием.
Можно предложить более длинное наименование - сбор материалов обо
всех существенных обстоятельствах, характеризующих состав преступления.
Такое название вытекает из редакции ст.416 УПК.
Протокольное расследование в основном ведется путем:
• производства осмотра места происшествия,
• получения объяснений,
• истребования материалов,
• отобрания у правонарушителя обязательства являться по вызовам
органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства
и, наконец,
• составления протокола об обстоятельствах совершенного преступления.
В протокольном производстве возбуждение уголовного дела и отказ в
возбуждении уголовного дела поставлены в неровные условия. Отказ в
возбуждении уголовного дела оформляется письменно и на определенном этапе
по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение уголовного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|