МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Следователь как субъект уголовного процесса

    уголовно-процессуальные отношения могут иметь прерывистый (дискретный)

    характер.

    1.2. Субъекты уголовно-процессуальных отношений.

    Субъекты - необходимый элемент каждого правоотношения (как и вообще

    любого общественного отношения). Уголовно-процессуальным отношениям на

    разных стадиях судопроизводства присущ различный круг субъектов.

    Нельзя согласиться с утверждением, что между участниками уголовных

    материальных и процессуальных отношений нет разницы. Несмотря на то что в

    качестве обвиняемых, как правило, привлекаются лица, действительно

    совершившие преступление, материальные и процессуальные правоотношения

    отождествлять нельзя.

    Также невозможно полностью согласиться с утверждением, что субъект

    уголовно-процессуальных отношений может и не совпасть с субъектом

    уголовного правоотношения, так как в результате ошибки, допущенной органами

    расследования и судом, может быть заподозрено, привлечено к ответственности

    и даже осуждено невиновное лицо.

    Из сказанного вытекает, что если подозрение оказалось обоснованным,

    предъявленное обвинение подтвердилось, а обвиняемый затем осужден, то

    субъекты материальных и процессуальных отношений совпадут. В

    действительности разница между субъектами правоотношения есть, и притом

    весьма существенная. Во-первых, в уголовно-процессуальных отношениях

    государство не выступает в качестве субъекта правоотношения, от имени

    государства выступает его орган (суд, следователь, орган дознания, прокурор

    и др.). Во-вторых, в уголовно-процессуальных отношениях нет преступника

    (лицо, действительно совершившее преступление), а есть подсудимый,

    обвиняемый, подозреваемый. В-третьих, помимо основных (центральных)

    субъектов правоотношений (представитель государства и обвиняемый)

    существует множество других, которые вступают в различные процессуальные

    отношения. [7]

    Совершая преступление, лицо нарушает запреты, установленные

    государством, и тем самым у него возникают обязанности перед государством,

    законы которого оно нарушило. Поэтому государство (и только государство)

    является субъектом уголовного материального правоотношения. Но государство

    как субъект права и правоотношения не может реализовать свои права (и

    обязанности) по отношению к преступнику иначе как через уголовно-

    процессуальные правоотношения. В силу этого объект материального

    правоотношения реализуется через объект процессуальных отношений.

    Аналогичный процесс трансформации происходит с субъектом правоотношения.

    Когда в отношения с обвиняемым «вместо» государства вступает его

    представитель, происходит не «уточнение» органа государства, а

    опосредствование одного субъекта другим, вызванное «рождением» уголовно-

    процессуальных отношений. Участники уголовно-процессуальных отношений

    различны по своей правовой природе, как различна их роль в сфере уголовного

    судопроизводства, что в свою очередь определяет характер и объем их прав и

    обязанностей. Круг субъектов уголовно-процессуальных отношений значительно

    шире круга субъектов материальных правоотношений.

    В силу публично-правового начала, присущего уголовному

    судопроизводству, специфической особенностью каждого уголовно-

    процессуального отношения является участие в нем представителя

    государственной власти (следователь, прокурор, суд). Без властного начала в

    уголовно-процессуальных отношениях невозможно развитие уголовного

    судопроизводства, достижение стоящих перед ним задач. Так, властные

    полномочия проявляются при применении мер процессуального принуждения,

    прекращении уголовного дела или его направлении в суд, принесении

    прокурором протеста на приговор, отмене постановления следователя и т. п.

    Носителями этих властных полномочий являются на предварительном

    следствии и дознании следователь, начальник следственного отдела, лицо

    производящее дознание, прокурор; в стадии предания суду - суд или судья; в

    судебном разбирательстве, при рассмотрении дела в кассационной и надзорной

    инстанциях - суд. [8]

    Обычно в уголовно-процессуальном правоотношении участвует один

    носитель властных полномочий. В этом можно убедиться, анализируя

    правоотношения, существующие между следователем и экспертом; лицом

    производящим дознание, и подозреваемым или свидетелем; прокурором и

    потерпевшим, который обжаловал постановление следователя.

    Существуют и такие правоотношения, в которых оба субъекта являются

    представителями власти. К их числу можно отнести процессуальные

    правоотношения, существующие между следователем и органом дознания; между

    следователем и начальником следственного отдела; между прокурором и органом

    дознания. Причем для этих процессуальных отношений специфично, что

    выразителем властного начала является лишь один субъект – представитель

    органа государственной власти.

    Ни один из участников уголовно-процессуальных правоотношений вне

    прямой и конкретной связи с представителем государства (следователем;

    лицом, производящим дознание; прокурором; судом) не может реализовать свои

    права и выполнить возложенные на него обязанности. Поэтому представитель

    государственного органа - обязательный участник всех этих отношений.[9]

    Уголовно-процессуальные отношения носят многосубъектный характер. В

    процессе нет двух одинаковых участников процесса. Однако при всем различии

    процессуального положения участников процесса есть основания для их

    разделения на определенные группы.

    1) представители органов государственной власти (суд, судья,

    следователь, лицо производящее дознание, начальник следственного отдела,

    прокурор);

    2) лица, имеющие в уголовном процессе правовой интерес (подозреваемый,

    обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик);

    3) защитники и представители лиц, перечисленных в пункте втором;

    4) общественные обвинители и общественные защитники;

    5) лица, участие которых обусловлено тем, что их показания или

    заключения являются источниками доказательств (свидетели, эксперты);

    6) лица, выполняющие вспомогательные задачи: специалисты, переводчики,

    понятые, статисты (лица, среди которых находится лицо, предъявляемое для

    опознания), секретарь судебного заседания;

    7) лица, участвующие в деле в связи с избранием меры пресечения

    (поручитель, залогодатель);

    8) граждане, руководители учреждений и организаций, общественные

    организации и их представители, участвующие при проведении или в связи с

    проведением отдельных процессуальных действий (лица, у которых производится

    обыск, выемка, осмотр; лица, присутствие которых предусмотрено при

    проведении обыска или выемки; лица, на переписку которых наложен арест;

    лица, которым описанное имущество передано на хранение, и т. п.);

    9) представители мест лишения свободы при решении процессуальных

    вопросов в стадии исполнения приговора (об изменении режимов содержания, об

    условно-досрочном освобождении и т. д.);

    10) представители общественности в стадии исполнения приговора

    (наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и др.).

    Вступая в уголовно-процессуальные отношения, все перечисленные

    субъекты (участники уголовного процесса) реализуют процессуальные права и

    обязанности. Не одинакова их роль в уголовном судопроизводстве, различна

    степень их влияния на ход и конечный результат уголовного процесса.

    Сообразно этому далеко не одинаков объем их правомочий. Одни из них

    участвуют в процессе непродолжительное время, другие - эпизодически, третьи

    - в двух или нескольких стадиях уголовного судопроизводства. Большинство

    субъектов уголовно-процессуальных правоотношений не имеют личного

    материального или процессуального интереса. Другие такой интерес имеют

    (обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и ответчик, защитники и

    представители), и закон наделяет их правами для отстаивания законного

    интереса. Главная же роль в уголовном процессе принадлежит государственным

    органам и должностным лицам, ответственным за уголовное дело (суд, судья,

    прокурор, следователь, начальник следственного отдела, лицо, производящее

    дознание), которые наделены правом применения норм закона и принятия

    решений по уголовному делу.

    От этих лиц в решающей степени зависит движение дела, его исход, от

    этих лиц зависит возможность реализации прав другими участниками процесса.

    Поэтому закон их обязал не только разъяснять права обвиняемому,

    потерпевшему и другим участвующим в деле лицам, но и обеспечить возможность

    осуществления этих прав.[10]

    Государственные органы взаимодействуют между собой и с другими

    участниками процесса. Действия участников уголовного судопроизводства

    взаимосвязаны и протекают в рамках регулируемых нормами уголовно-

    процессуального права общественных отношений. Субъектами этих уголовно-

    процессуальных отношений, являются все лица, обладающие процессуальными

    правами и обязанностями. Тот или иной субъект может быть участником одного

    или нескольких процессуальных правоотношений.

    При этом участники уголовно-процессуальных правоотношений вне прямой и

    конкретной связи с представителем государства (следователем, лицом,

    производящим дознание, прокурором, судом) не могут реализовать свои права и

    выполнять возложенные на них обязанности. Поэтому представитель власти,

    ответственный за уголовное дело, - обязательный участник уголовно-

    процессуальных отношений.

    1.3. Круг должностных полномочий следователя

    При производстве предварительного следствия все решения о направлении

    следствия и производстве следственных действий следователь принимает

    самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено

    получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их

    законное и своевременное проведение.

    В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в

    качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о

    направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела

    следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным

    изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание

    нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу

    другому следователю.

    По делам, по которым предварительное следствие обязательно,

    следователь вправе в любой момент приступить к производству

    предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания

    действий, предусмотренных статьей 119 настоящего Кодекса.

    Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания

    поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и

    требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных

    следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в

    письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

    Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по

    находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения

    всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и

    гражданами.[11]

    Следователь вправе задержать и допросить лицо, подозреваемое в

    совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным

    статьями 122 и 123 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного

    Совета РСФСР от 8 августа 1983г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983,

    N 32, ст. 1153)

    Глава II. Роль следователя в процессе

    предварительного расследования

    2.1. Предварительное следствие. Общая характеристика.

    Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из

    форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально

    созданными для этого органами предварительного следствия - следователями

    прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов

    федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов

    налоговой полиции (ст. 125 УПК).

    Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная

    уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с

    момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему

    производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или,

    постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о

    применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о

    прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия,

    которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие,

    которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с

    целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу.

    Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного

    следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник

    следственного отдела (ст. 127.1 УПК), которыми пользуются должностные лица,

    не вправе производить предварительное следствие.

    В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе

    безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы

    следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения,

    основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному

    расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей

    (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших

    следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно

    осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного

    следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры,

    органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

    Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом,

    которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским

    надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от

    их ведомственной принадлежности.

    Концепцией судебной реформы в Российской Федерации предусмотрено

    создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от

    прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет,

    имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей

    в судебном ведомстве.[12] Однако идея создания единого следственного

    аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Более того, в

    1995 г. в федеральных, органах налоговой полиции на базе подразделений

    дознания этого ведомства создан новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, №

    51). Представляется, что такое решение не вписывается в положения Концепции

    о создании единого следственного аппарата. Следственные аппараты строятся

    по территориальному или территориально-специализированному принципу. С

    учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются

    применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для

    расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в

    исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

    Расследование преступлений для органов предварительного следствия

    является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном

    раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной

    ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий,

    способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом

    того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами

    на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для

    борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей,

    должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995.

    № 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и

    имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является

    основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее

    полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных

    стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены

    наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных

    несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или

    психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а

    также об общественно опасных деяниях невменяемых.

    По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно

    может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым

    суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от ведомственной

    принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными

    правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно-

    процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора,

    принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела.

    На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного

    исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по

    делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он

    производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.