МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом)

    окончательный развод. Вдова-сайида (ведущая свое происхождение от рода

    пророка Мухаммеда) старше 60 лет или обыкновенная мусульманка, достигшая 50-

    летнего возраста, получив развод, теряют право возвращения к мужу. Муж же

    может возвратить их к себе путем заключения нового брачного договора.

    Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких

    отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу.

    Но самый унизительный вид развода — трехкратный талак. Стоит мужу в гневе

    повторить трижды «ты мне не жена», как супруги тотчас становятся

    «запретными» друг для друга. Если же жена пожелает восстановить прежнюю

    семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого

    возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае ислам не признает

    фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей

    жены.

    Раджаа в буквальном смысле не является разводом. Термин «раджаа»

    означает «возвращаться». И развод этот значит, что муж, дав жене развод,

    раскаялся и изъявляет желание возвратиться к ней или вернуть ее к себе. Муж

    при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в

    семью. Как правило, во время развода раджаа жена не покидает дом мужа.

    Мусульманская этика оправдывает мужа, если даже он не прав, разводясь с

    женой. И шариат рекомендует ему при возвращении к жене во всеуслышание не

    признаваться в своей ошибке, но лишь намеками дать знать жене, что он

    возвращается к ней. Потому-то шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из

    дома, если он дал ей развод раджаа. Этот развод похож скорее па ссору мужа

    и жены. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и

    возвратиться в семью. Если муж решил возвратиться к жене после развода

    раджаа, то для этого никаких свидетелей не требуется.

    Хаал является таким разводом, при котором жена пытается подкупить мужа,

    материально вознаградить его за предоставленную ей свободу. Муж может

    избавиться от законной жены, даже не объясняя ей причины развода, тогда как

    жена, требуя развода, должна привести определенные веские причины. Однако в

    шариате может быть и компромиссное решение вопроса относительно развода,

    когда муж не желает дать развод, а жена хочет этого, но с точки зрения

    шариата у нее нет оснований и причин для развода. В шариате нет ясных

    указаний на возможность учитывать психологические и чувственные побуждения

    как причины для развода. Видимо, ислам не признает в качестве таких причин

    и утверждения жены, что она перестала любить мужа, не выносит его и т. п. И

    как выход из положения, как компромисс шариат предлагает выкуп. Хотя и в

    скрытой форме, компромисс этот проявляется в правилах развода хаал. Жена

    предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за

    право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в

    причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой

    компромиссный развод, шариат считает его законным.

    Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом

    хаал, однако между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж

    получает от жены вознаграждение (материальное) за согласие на развод.

    Различие же состоит в том, что если при разводе хаал инициатива развода

    „принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием

    получения от жены материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба

    они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует

    материального вознаграждения, тогда как в разводе хаал жена сама предлагает

    это вознаграждение.

    При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены

    вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хаал

    шариат допускает такое превышение, поскольку развода требует жена и она же

    определяет сумму вознаграждения. И хаал, и мубарат оформляются одинаково, с

    указанием вида развода, суммы и вида вознаграждения.

    Правила развода, несмотря на их кажущуюся простоту разработаны в

    шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене

    умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина

    добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на

    ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм шариата,

    но по этическим нормам ислама является тяжким грехом. Здесь шариат

    действует в соответствии с высказываниями древних: «То, что можно оправдать

    с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения

    моральных норм и нравственности». И поскольку все аморальные поступки не

    зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих случаях отделывается

    просто проклятием нарушителям моральных принципов. Так и в приведенном

    случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину,

    согласившуюся «на грех».

    Если посторонний мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения,

    принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему

    настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной

    беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она

    желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот

    вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу. При разводе правила

    шариата не огораживают женщину от самых нелепых поступков со стороны ее

    мужа. Например, муж имеет право развестись с женой, не ставя ее в

    известность и продолжая обеспечивать ее расходы, как обычно. А когда через

    год он объявит жене, что разведен с ней и представит соответствующие

    доказательства, то имеет право отобрать у нее все, что давал в течение

    года, за исключением, правда, уже израсходованного ею.

    Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые

    обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщин

    ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально-этическими

    нормами ислама. То есть даже и те (формальные) права, которые шариат

    обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими

    барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто

    отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для

    этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под

    влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже

    бесстыдным.

    Развод по причине физических и умственных недостатков

    По шариату причиной для расторжения брачного договора могут служить

    семь видов пороков и недостатков (физических и умственных) у женщин. К ним

    относятся сумасшествие, слепота, проказа, бессилие, расслабленность, афза

    (совмещение анального или мочевого каналов с менструальным) и такое

    устройство полового органа женщины, которое делает невозможным половое

    сношение.

    Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после

    замужества она узнает, что муж ее или сумасшедший, или страдает мужским

    бессилием, или кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможным половую

    близость.

    Муж или жена, имеющие указанные физические и умственные недостатки или

    пороки, расходятся без оформления развода - талак. Учитывая этические нормы

    и психологические факторы, шариат требует, чтобы разводы по причинам

    физических и умственных недостатков не афишировались. Если жена требует

    расторжения брака по причине мужского бессилия мужа, тот обязан отдать

    половину калыма. Если же он не имел с ней половых сношений, при разводе

    жена не получает ничего. И разведенная получает весь калым, если муж имел с

    ней половое сношение (она получает его в связи с потерей девственности).

    Шариат возлагает на замужних женщин такие обязанности, что они

    фактически превращаются в пленниц своих мужей. Они не имеют права без

    разрешения мужа выходить из дому, без особых причин не могут отказываться

    от близости с мужем. Женщинам вменяются в обязанность ведение домашнего

    хозяйства, приготовление пищи и одежды для мужа. Если замужняя женщина

    отказывается выполнять указанные обязанности, муж имеет право отказать ей в

    обеспечении питанием, квартирой и постелью. Муж по законам шариата имеет

    право и наказывать жену за непокорность. Однако он не имеет права на ее

    махр (приданное), который является ее собственностью.

    Если жена выполняет требования мужа, а он не дает ей денег на расходы,

    по возможности жена делает свои расходы без разрешения мужа из его

    имущества.

    Если это невозможно и она вынуждена сама добывать для себя средства

    существования, она может не повиноваться мужу.

    Глава 2. Наследственное право мусульман.

    2.1. Общие положения наследственного права мусульман.

    В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров:

    земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и

    шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий,

    грешный, главный же - загробный мир.

    Вместе с тем следует отметить известную односторонность толкования

    этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для ислама

    якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей

    ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью

    зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он

    не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали

    писал «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным

    останется и в загробном»[16].

    Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в

    старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь

    они религиозного или светского характера. Если человек чувствует

    приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также

    заплатить налоги закят или хумс. Если он не в состоянии сделать это,

    например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное

    завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества

    заплатили его долги и вернули залоги.

    Шариат требует от мусульманина выполнения и религиозного долга, и в

    свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг.

    Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из

    имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей

    религиозного долга.

    Если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при

    приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же

    наследниками являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются

    надежные опекуны (набожные и справедливые с точки зрения шариата).

    Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно

    не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например,

    имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в

    качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на

    большее требуется разрешение наследников.

    Наследственное право находится в центре внимания мусульманского

    законодательства.

    2.2. Наследование по закону и завещанию.

    Группы наследников.

    Характерная черта мусульманского права о наследовании - это отсутствие

    права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может

    оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у

    него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к

    мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и

    приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп

    наследников - в соответствии со степенью родственной близости к завещателю.

    При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один

    наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья

    группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы,

    наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей

    группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы

    отнести к наследникам первой или второй группы.

    Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам

    следующим образом. Первая группа наследников - это отец, мать и дети

    покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются

    дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют

    дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев

    наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки

    покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного

    есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство

    получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д.[17] Рассмотрим

    отдельно каждую группу наследников:

    Первая группа наследников

    Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или

    единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство

    целиком.

    Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство

    делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство

    делят на три части, из которых две получает сын и одну - дочь. Если же у

    покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом:

    доля каждого сына равна доле двух дочерей, т. е. сыновья получают в два

    раза больше, чем дочери.

    Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства

    получает отец и одну часть - мать. Если же у покойного остались кроме

    родителей еще два брата, например, и четыре сестры, наследство делится на

    шесть частей:

    одну долю получает мать, остальное - отец, хотя братья же и сестры не

    получают ничего. Это неприкосновенное правило, видимо, является примером

    определяющего влияние на мусульманское право духовных, нравственных причин

    и свойственных ему принципов и понимания справедливости отношений между

    людьми: видимо, считается, что отец более справедливо распределит

    полученное имущество между детьми, чем мать. Учитываются, может быть, и

    особые нормы шариата в отношении наследования после женщины.

    Если остались отец, мать и дочь покойного, наследство делят на пять

    частей:

    отец и мать получают по одной части, а дочь - три. Если же остались

    отец, мать и единственный сын покойного, наследство делят на шесть частей,

    из которых отец и мать получают по одной части, а если сыновей и дочерей

    несколько, эти оставшиеся четыре части делят таким образом, чтобы доля

    каждого сына составляла долю двух дочерей.

    Если остались отец (или мать) и сын покойного, наследство делят на

    шесть частей: одну - отцу (или матери), пять - сыну. Если же у покойного

    остались отец (или мать) и сыновья и дочери, наследство также делится на

    шесть частей, из которых одна часть достается отцу (или матери), а

    остальные распределяются между детьми, из расчета, что доля каждого сына

    равна доле двух дочерей. Если остались отец (или мать) и дочь покойного,

    наследство делят на четыре части:

    одну часть - отцу (или матери), остальное - дочери умершего. Если же у

    покойного остались отец и несколько дочерей или мать и несколько дочерей,

    наследство делят на пять частей, одна из которых достается матери или отцу,

    а остальные поровну делятся между дочерьми. В случае же, если у покойного

    не осталось детей, а есть только внуки (например, один внук от дочери и

    одна внучка от сына), наследство делят на три части: Одну часть - внуку от

    дочери, две - внучке от сына, потому что внуков по мужской линии шариат

    ставит выше, и т. д.

    Вторая группа наследников

    К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При

    отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети.

    Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит

    ему; если единственные его наследники - несколько его братьев и сестер,

    братья получают в два раза больше, чем сестры. Если родители покойного

    имеют братьев и сестер, и эти братья и сестры живут отдельно от матери

    покойного, они ничего не получают. Если наследником покойного является

    единственная сестра (или брат) его матери, и при этом они отделены от отца

    покойного, все наследство получает эта сестра или брат матери. Если

    наследниками покойного являются братья, сестры его отца и единственный брат

    (или сестра) его матери, наследство делят на шесть частей: одна часть -

    брату (или сестре) матери покойного, остальное - братьям и сестрам отца, с

    условием, что доля одного брата равна доле двух сестер. Если наследниками

    являются единственный брат и единственная сестра отца покойного и несколько

    сестер и братьев его матери, наследство делят на три части: одну часть

    распределяют поровну между братьями и сестрами матери покойного, остальное

    - между братом и сестрой его отца, причем доля брата в два раза больше доли

    сестры.

    Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники

    и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают

    наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии

    равна доле двух племянниц по этой линии.

    Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство

    получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не

    получают. Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.