МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом)

    совершения брачного акта, приняв сначало объявление обоюдного согласия и

    приведя в ясность и определительность количество махра, приданного

    (деньгами или имуществом) и мельбусота (подарков платьем и проч.),

    произносит селоват т.е. хвалу пророку и его потомкам, и составляет брачный

    акт по определенной форме.

    После написания акта, духовное лицо читает вслух молитву, помещенную в

    начало самого брачного акта – «Слава тому Богу, который дозволил брак и

    воспретил все преступления по прелюбовениям действия. Да восхвалят небесным

    и земным существа Могаммеда и чистых, благочестивых его потомков».

    Затем читается молитва: «Я сочетал браком мужчину и женщину, женщину и

    мужчину, по доверенности данной мне поверенными доверителей и по условию в

    сем акте поясненному».

    Молитва эта прочитывается от имени обоих супругов; вслед за этим,

    духовное лицо читает молитву за одного мужа: «Я объявил согласие на брак по

    доверенности поверенного доверителя по условию, означенному в сем акте".

    Если же нет поверенных и присутствуют сами сочетающиеся, то в молитве

    упоминается: «по доверенности самих доверителей».

    По прочтении молитвы к брачному акту прикладывают печати духовное лицо

    и поверенные. По окончании, духовное лицо произносит молитву «да поможет

    Бог» и читает первую суру Корана.

    Брачный акт вручается жене или ее поверенному.

    Духовное лицо получает вознаграждение от мужа; от жены же оно ничего не

    должно требовать.

    Временный брак

    Временный брак - самый архаичный из семейно-брачных договоров шариата.

    Такая форма брака существовала в раннем исламе, затем вытесненном

    ортодоксальным суннизмом, и не имеет широкого распространения даже среди

    шиитов, у которых она сохраняется. В настоящее время временный брак

    постепенно уходит из практики и сохраняется главным образом среди пожилых

    людей в отдаленных местностях Ирана, Ирака и в других местах, где проживают

    последователи шиизма.

    Шариат допускает заключение временного брака, в частности, в том

    случае, когда нет намерения интимного сближения. Это обычно бывает, когда

    брачный договор заключают пожилая женщина и старик, чтобы ухаживать друг за

    другом, или когда пожилая женщина намерена ухаживать, готовить пищу,

    заниматься домашним хозяйством у одинокого пожилого мужчины, поскольку

    ислам запрещает женщине пребывание в жилище постороннего мужчины. В шариате

    говорится, что, если жена во время заключения договора о временном браке

    поставила условие, чтобы муж к ней не приближался, брак считается

    действительным и муж удовлетворяется лишь всеми остальными благами семейной

    жизни, кроме физической близости. Но если она позже согласится на это, муж

    имеет право вступать с ней в половые сношения. Но если женщина во временном

    браке забеременела, она не имеет права требовать от мужа средства или

    наследовать его состояние. Муж тоже не имеет права наследовать имущество

    жены, с которой он состоит во временном браке.

    Женщины, состоящие во временном браке, обладают более широкими свободой

    и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в то

    же время женщина, состоящая во временном браке, не имеет права требовать от

    мужа того, чего может от него потребовать постоянная жена. Женщина,

    состоящая во временном браке, формально имеет право выходить из дому без

    разрешения мужа, но если этим как-то ущемляются интересы мужа, то она

    лишается этого права. Временный брак, как и постоянный, обязывает мужа не

    покидать жены более чем на четыре месяца. Если женщина соглашается на

    заключение с мужчиной временного брака, указывая срок истечения этого брака

    и размер махра, а мужчина самовольно заключает постоянный брак, исход этого

    дела по шариату таков: если женщина, узнав об этом, соглашается на

    постоянный брак, брачный договор имеет юридическую силу, если же она

    заявляет о своем несогласии, брачный договор считается недействительным.

    Шариат допускает превращение временного брака в постоянный по обоюдному

    согласию состоящих во временном браке.

    Как отмечено, временный брак используется в быту мусульман-шиитов и для

    того, чтобы женщина имела возможность находиться в чужом доме, где она

    может столкнуться с посторонними мужчинами. Например, если по каким-либо

    причинам молодая женщина оказалась в чужом доме, где есть посторонние

    мужчины и несовершеннолетние мальчики, глава семьи (отец или дед) может

    хотя бы на несколько часов или дней заключить временный брак между этой

    женщиной и несовершеннолетним мальчиком, чтобы она стала махрама - не

    «запретной» для мужчин данной семьи. Об этом браке, который является

    фиктивным, несовершеннолетний мальчик ничего не узнает, поскольку брак за

    него заключается родителями.

    Отцы и деды могут заочно женить или выдавать замуж своих

    несовершеннолетних детей, проживающих в разных городах.

    1.3. Права и обязанности супругов.

    Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах

    шариата, касающихся семейно-брачных отношений. Муж обязан каждую четвертую

    ночь проводить у жены, с которой он состоит в постоянном законном браке

    (наложницы не являются законными женами, и их права и требования еще больше

    ограничены). Он не имеет права не посещать законной жены в течение более

    чем четырех месяцев. Если во время бракосочетания сумма калыма не

    определена, брак не теряет юридической силы. Но тогда муж накануне

    ублажения с женой обязан дать ей махр в общепринятом размере.

    Соответственно, если при оформлении брачного договора не определен срок,

    когда муж должен передать жене махр, она имеет право отказать мужу в

    близости, пока не получит от него полагающийся калым. Однако, если жена

    хотя бы один раз согласилась быть с мужем в близких отношениях, в

    дальнейшем она не имеет права отказать ему в этом.

    Муж обязан содержать жену:

    а) В постоянном браке.

    б) После дачи развода по желание мужа.

    в) При разводе в случае беременности жены.

    Жена имеет право требовать от мужа: пищу, одежду, жилище, прислугу и

    деньги на расходы на все те предметы, которые ей необходимы согласно ее

    социальному положению; так, например, издержки на хождение в баню, выезд за

    город, угощение гостей и т. п.

    Относительно определения суммы на содержание жены руководствуются

    правилом, чтобы она не нуждалась в необходимом, исходя из состояния и

    звания мужа и тех потребностей, которыми она всегда пользовалась, в

    удостоверение чего принимаются свидетельские показания.

    В случае, если муж не предоставляет жене средств к существованию, и при

    этом находится в отлучке, то казий, по дошедшей к нему от жены жалобе,

    разрешает ей делать займы на счет мужа и даже продать часть имущества мужа

    для получения той суммы, которая ей необходима для пропитания.

    Жена может требовать отдельное жилище и прислугу, которыми кроме нее и

    мужа, никто не имел бы права распоряжаться.

    Муж обязан покупать жене различную одежду для лета и зимы, для ношения

    днем и употребления ночью, а так же все необходимое белье, одеяла, подушки,

    ковры и проч.

    Без разрешения мужа, жена не имеет права не приобретать имущества, ни

    нанимать прислуги.

    1.4. Правоотношения между законными

    представителями и детьми.

    Каждый мусульманин обязан содержать и пропитывать своих детей и

    родителей, деда и бабку; однако всех их, кроме детей, только в том случае,

    если они сами не могут себя содержать. В этом случае не определяется ни

    количество денег, ни сами предметы для содержания и пропитания. Их

    количество полностью зависит от сына или внука, и может заключаться лишь в

    самом необходимом.

    В случае жалобы этих родственников и детей на неполучение содержания,

    шариат предписывает немедленно удовлетворить их, а в случае отказа,

    принуждает всякое лицо, в обязанности которого входит содержание

    родственником, продать свое имущество (как движимое, так и недвижимое) и

    вырученными деньгами удовлетворить родственников.

    Дети обязаны повиноваться и с почтением относиться к своим родителям.

    Они должны навещать своих родителей. Если они живут в разных местах, то

    дети обязаны приезжать к родителям по крайней мере каждые 7 лет и в течение

    этого времени писать им письма и посылать подарки.

    Мусульманское право различает 3 вида опекунов:

    1. Опекуны естественные, т.е. по праву родства.

    2. Опекуны, назначенные духовным завещанием.

    3. Опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

    Естественные опекуны никем не назначаются и не утверждаются. Они

    вступают в управление имуществом малолетних по праву родства.

    Правом назначать опекунов духовным завещанием пользуются только отцы и

    деды. Другие родственники, даже мать, этого права не имеют. Если мать

    назначает кого-либо опекуном на имуществом своих детей, то опекун имеет

    право распоряжаться только Ѕ частью имущества.

    Правомочные государственные органы могут назначать опекуном в случае не

    имения иных опекунов вообще или если опекун, назначенный духовным

    завещанием, оказался человеком недобронравным и неблагочестивым.

    Опекуны всех 3-х видов должны быть:

    1. Совершеннолетними;

    2. Мусульманами,

    3. Дееспособными,

    4. Благочестивыми и добропорядочными людьми.

    Женщин тоже можно назначать опекунами если нет подходящих мужчин и если

    они знакомы с нормами шариата.

    При назначении опекунов завещателем, должны присутствовать или

    приложить печати к письменному акту два свидетеля-мужчины, свидетельство

    женщин в данном случае не принимается. Лица, назначенные завещателем

    опекунами, должны изъявить свое согласие на это поручение, отказаться от

    исполнения обязанностей опекуна разрешается только при жизни завещателя.

    От назначения опекуном государственными органами никто не имеет права

    отказаться.

    В случай назначения двух опекунов над одним и тем же лицом, они должны

    действовать по обоюдному согласию, но можно дать каждому из них право

    распоряжаться особо по какому либо предмету.

    Если опекун не в состоянии один исполнить свои обязанности, то ему

    дается в помощь другое лице, назначенное правомочным государственным

    органом.

    Опекун без разрешения гос. органов не имеет права передать свои

    обязанности другому лицу.

    Опекун должен заботиться о вверенном ему в управление имуществе, как о

    своем собственном, он несет отвътственность за ущерб и убытки, происшедшие

    по его вине.

    Опекуну предоставляется право уплатить собственные долги из имущества

    малолетнего, находящегося у него, с обязанностью возвращения заимствованных

    денег и ответственности в случае какого-либо убытка.

    Опекунам за их труды и обязанности определенного вознаграждения не

    полагается.

    Наблюдение и надзор за опеками вообще и за действиями опекунов в

    частности, лежит на казиях.

    Опекуны должны вести подробные отчеты по управлению имуществом

    малолетнего. Во время малолетства лица, находящегося под опекой, от опекуна

    не требуется никаких отчетов, кроме как по требованию казия или гос.

    органов для удостоверения добропорядочности опекуна.

    Малолетний, по достижении совершеннолетия, имеет право потребовать от

    опекуна подробный отчет всех его действий на протяжении всего периода

    опеки.

    1.5. Прекращение брака. Его виды.

    Любой исследователь, изучающий положения шариата о семейно-брачных

    отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому праву, в

    отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира,

    отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо

    формальностей. Поразительно то, что ислам, так ревностно борющийся против

    безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака

    и разрушения семьи. Мужчине без всякого объяснения достаточно сказать своей

    жене три раза:

    «Ты для меня не жена» или: «Клянусь Аллахом, твоя спина для меня как

    спина моей матери» и т. д., и уже считается, что развод состоялся.

    В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина,

    хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия,

    которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть

    в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Кроме того, во время развода

    женщина должна быть очищена от менструации и муж не должен иметь с ней

    близости. Муж может дать развод жене в период ее менструации при соблюдении

    следующих условий: если он вообще не имел с ней половых сношений или если

    известно, что она беременна, а так же если муж находится в другом месте и

    не знает, очищена ли она от месячных. Если муж имел близкие отношения с

    женой после прекращения ее менструации, при разводе он обязан ждать

    появления второго периода менструации.

    Расторжение брака осуществляется, подобно брачному договору,

    посредством прочтения формулы на арабском языке. Если при заключении

    брачного договора невеста первой читает формулу, то при разводе первым ее

    произносит муж. Формула мусульманского развода на арабском языке звучит

    так: «Завджати Фатимату талик» («жена моя Фатима свободна»). Развод может

    оформить и адвокат мужа. Поскольку желание мужа о разводе согласно шариату

    не может быть отклонено, жене остается лишь принять развод. Как правило,

    она имеет право протестовать, только если причиной развода служит

    предъявленное мужем обвинение в измене. В таком случае от мужа требуются

    показания четырех свидетелей, подтверждающих виновность жены. Если муж не

    сможет доказать виновность жены, он сам получает наказание за клевету на

    мусульманку.

    При временном браке, практикуемом у шиитов, развод не требуется. По

    истечении срока временного брака брачный договор считается расторгнутым

    автоматически. Но муж имеет право дать развод жене, с которой он состоит во

    временном браке, если он захочет этого раньше, чем истечет срок временного

    брака. Однако следует отметить, что временный брак, унизительный и

    непопулярный, почти изжит, в частности, среди интеллигентов. Да и легкость

    мусульманского развода делает практически ненужным заключение временного

    брака, так что существование временного брака объясняется скорее

    сохранением древних традиций и обычаев, а также социально-экономическими

    условиями. Как известно, жена, состоящая во временном браке, пользуется

    ограниченными правами в имущественных вопросах. Так, она не имеет права

    требовать от мужа отдельного жилища, получать наследство из имущества мужа

    и т. д.

    Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж.

    Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти

    замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет,

    так как считается, что женщины ни в том ни в другом возрасте не могут иметь

    детей и потому им не требуется ожидать истечения послеразводного срока,

    установленного шариатом. Срок, который женщины-вдовы должны соблюдать после

    развода, называется «идда» и продолжается в течение трех менструальных

    циклов. Имеет право не ожидать срока идда и может выйти замуж вторично тут

    же после развода с первым мужем и женщина, которая не имела близких

    отношений с мужем, получая развод. Срок идда имеет целью выяснить, не

    беременна ли женщина, овдовевшая или получившая развод. Освобождение от

    беременности также считается окончанием срока идда. Например, если муж дал

    развод жене и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок

    идда.

    Шариат вторгается во все сферы жизни мусульман. Даже такой сугубо

    личный вопрос, как поведение женщины, потерявшей мужа, регламентируется его

    правилами. Небеременная женщина, у которой умер муж, обязана по шариату

    соблюдать траурный срок в течение четырех месяцев и десяти дней, и лишь

    после этого она может выйти замуж вторично. Если же после смерти мужа она

    осталась беременной, то траурный срок продолжается вплоть до рождения

    ребенка. В период траура женщине-вдове запрещается надевать яркие платья,

    сурьмить брови, украшать себя и свое жилище. Даже малейшая ошибка,

    нарушающая правила соблюдения траура по мужу, считается недопустимой.

    Например, если женщина после истечения траурного срока вышла замуж за

    другого и вдруг выяснилось, что первый муж умер позже, чем сначала

    предполагалось, она должна развестись со вторым мужем и ждать полного

    истечения траурного срока.

    По шариату практикуется четыре основных вида развода:

    1) развод баин (окончательный);

    2) развод раджаа (правило возвращения мужа к жене);

    3) развод хаал (путем подкупа мужа женой);

    4) развод мубарат (посредством отречения).

    При разводе баин муж может вернуть себе свою жену только путем

    заключения нового брачного договора. Такой развод считается окончательным.

    В цикл развода банн входят следующие разновидности окончательного развода:

    а) развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста;

    б) вдова (яиса) старше 50—60 лет;

    в) муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой заключил

    брачный договор;

    г) трехкратный талак (муж трижды повторяет жене формулу «Ты для меня не

    жена»).

    Шариат запрещает мужчине иметь связь с девушкой, не достигшей

    девятилетнего возраста. Однако, если он нарушил закон шариата и женился на

    такой девушке, никакого наказания он не получает, но должен дать ей

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.