Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды
Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды
Воронежский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра международного и конституционного права
Реализация Конституционных прав граждан в сфере окружающей среды
| |Курсовая работа |
| |Научный руководитель: |
Воронеж 2001
Содержание
Введение;
I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:
> Понятие и содержание экологических прав граждан;
II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную
окружающую среду;
> Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан,
в частнсти правом на благоприятную окружающую среду;
> Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его
реализации;
> Пределы административного и судебного усмотрения при обеспечении
соблюдения и защиты экологических прав граждан;
III. Механизм защиты экологических прав граждан;
> Коллизии в праве и конституционная ответственность за экологические
правонарушения;
> Защита экологических прав в судах;
> Защита прав граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью
загрязнением окружающей среды;
Заключение.
Введение
Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав
и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами,
выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно
в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных прав граждан в
юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план, и еще мало
изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточно лишь
простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но и
необходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни.
Право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду относится к числу
его фундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер.
Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую
воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не
требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более
двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или
полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и
опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в
социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на
безопасную (здоровую) окружающую среду. Что и послужило основным поводом
для написания моей работы. Тот факт, что нормы права закреплённые
конституционно очень часто в реальной жизни не выполняются и не
реализуются, вследствие каких-либо экономических, социальных, политических
юридических либо иных причин, также побудил меня к написанию данной работы,
в которй я постараюсь разобраться в механизме реализации конституционного
права каждого на благопрятную окружающую среду как нормативно, так и в
повседневной жизни.
I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:
В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную
окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.(см. схема 1)
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные
возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и
государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в
подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений,
осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую
информацию, а также право на возмещение ущерба.
Схема 1, «Экологические права, устанавливаемые Конституцией РФ»
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается
планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по
предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей
среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием
государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,
организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем
за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного
законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их
определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и
совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований
к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды
воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены
по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально
уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное
государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,
организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай
экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и
ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных
экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд,
республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из
средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за
выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за
экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий
охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации
своих экологических прав, предполагающими возможность создавать
общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких
объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в
собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей
среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями,
требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке
отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения,
приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические
правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и
граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо
уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации —
административную гражданско-правовую ответственность. Экологические
общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и
пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права
и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать
граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и
добровольного участия населения выполнять работы по охране и
воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным
органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;
создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на
проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей
для участия в государственной экологической экспертизе, проводить
общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной
после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы);
требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с
изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст. 13
Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г,
государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное
содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их
экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их
предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие
осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к
ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения
граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих
органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица,
граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной
или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной,
достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки,
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до
десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до
двадцатикратного размера минимальной заработной платы).
Признание экологических прав граждан
Признание экологических прав граждан становится одним из наиболее
существенных факторов развития российского экологического права.
Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением, важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в
механизм охраны окружающей среды
Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране
окружающей природной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья
от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного
хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии
с Законом это право обеспечивается планированием и нормированием качества
окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной
деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и
государственным страхованием граждан, образованием государственных и
общественных резервных фондов помощи; возмещением в судебном или
административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате
загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в
том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за
состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного
законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его
нарушении (данные меры являются основными способами реализации
экологических прав граждан).
Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом
предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных
экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они
включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах,
референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами,
заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих
органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в
административном или судебном порядке отмены решений о размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически
вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности
предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на
окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о
привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан,
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и
имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13), (см. схема
2).
Схема 2 «Основные экологические права граждан»
Таковы конституционные основы экологических прав граждан и гарантии их
реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием. Что касается практической реализации этих прав, то в настоящее
время она затруднена по ряду серьезных причин. Основная из них — кризисное
состояние экономики, невозможность, с одной стороны, обеспечить выделение
хоть в какой-то мере достаточных финансовых и материальных средств на
охрану окружающей среды, с другой — невозможность по экономическим
соображениям закрывать экологически вредные предприятия или хотя бы
ограничивать их деятельность. Другой причиной является низкий уровень
правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охране окружающей
среды.
В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее
законодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически
пока бездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические
лица мало осведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических
прав.
Также в качестве основного конституционного экологического права граждан
признается право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей среды(см. схема 3)
Схема 3.
II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную
окружающую среду.
Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать
отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство,
которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан.
Несмотря на значительные масштабы и остроту экологических проблем,
создаваемых радиационным загрязнением окружающей среды, потенциальную
экологическую опасность эксплуатируемых многочисленных ядерных объектов, в
России отсутствует законодательство о ядерной безопасности.
Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего
общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном
законе и других актах природоохранительного законодательства экологических
прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания
при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том
числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на
законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически
обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив.
Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду
ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные
задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны
окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в
законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в
перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение
благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально
обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача
заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты
нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность
защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системы
отвечающего общественным потребностям экологического законодательства.
Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства
является первостепенной для России. Закон «об охране окружающей природной
среды» хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований,
но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его
дефектах, она главным образом в том, что последоательная реализация его
положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных
постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных
органов. В Россиискои Федерации необходимо прежде всего принять пакет
законов в области ядерной безопасности, об отходах а и потребления, об
использовании агрохимикатов. Одновременно при развитии и совершенствовании
природоресурсового, предпринимательского, гражданского, уголовного,
администлативного и иного законодательства, реализация которого связана с
охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учет экологических
требований конституционных прав граждан. Для обеспечения конституционного
права каждого на благоприятную окружающую среду законодатель должен
установить оптимальную и адекватную систему правовых экологических
требований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где
необходимо — и восстановление благоприятного состояния окужающей среды в
России. При определении таких требований должны учитываться все ее основные
характеристи: чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие
эстетическое богатство и т. д.. Основными элементами правового механизма
Страницы: 1, 2, 3
|